В настоящее время владение английским языком открывает человеку больше возможностей в плане профессиональной деятельности и личной жизни. Именно поэтому нынешнее общество требует высококвалифицированных и компетентных учителей английского языка. Согласно федеральному государственному стандарту РФ будущие учителя английского языка должны владеть определенными универсальными и общепрофессиональными компетенциями, среди которых мы выделяем способность критического мышления, которая в свою очередь требует активизации мыслительных способностей высокого порядка. Статья посвящена поиску наиболее эффективного способа развития мыслительных способностей высокого порядка у будущих учителей английского языка.
Ключевые слова: мыслительные навыки высокого порядка, интерактивные методы обучения английскому языку.
Today English language skills give more opportunities to people. That’s why the society need high-qualified and competent English teachers. According to the state educational standard of RF a pre-service English teachers must have universal and professional competencies among which we highlight critical thinking skills. Critical thinking skills require activating of higher-order thinking skills. The article devoted to research of the most effective ways of the development of pre-service English teachers higher-order thinking skills.
Keywords: higher-order thinking skills, interactive methods of English teaching.
Способность находить аналогии, устанавливать ассоциации, проявлять независимость мышления, быть способным посмотреть с новой стороны на нечто давно и хорошо известное называется мыслительной способностью .
В. Д. Шадриков
По мнению зарубежных исследователей в области педагогики, показателями мыслительных способностей человека являются уровни. Впервые уровневую классификацию (таксономию) мыслительных способностей представил Б. Блум в 1956 году. Он выделил шесть уровней мыслительных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка, которые подразделяются в мыслительные навыки низкого порядка (знание, понимание и применение) и мыслительные навыки высокого порядка (анализ, синтез и оценка). В 2001 году Л. Андерсон и Д. Кратволь предложили обновленную таксономию Блума, где создание чего-то нового стоит выше оценивания. Главная особенность таксономии Блума и Андерсона заключается в том, что мыслительные способности развиваются по мере усвоения предыдущих уровней.
Существует иная классификация мыслительных способностей, предложенная Н. Уэббом. Он разработал схему «Depth of knowledge», в которой мыслительные способности подразделяются на 4 уровня: запоминание, навык, стратегическое мышление и расширенное мышление. Рассмотрим их подробнее.
Уровень 1. Вспоминание и воспроизведение оценивает способность студентов вспомнить простой факт из материала. Требует только усвоения материала.
Уровень 2. Навыки и концепты измеряют способность мышления студентов посредством воспоминания фактов. Данный уровень предполагает интерпретацию, классификацию, сравнение информации и фактов.
Уровень 3. Стратегическое мышление требует активизации мыслительных процессов высокого порядка. Студентам предоставляется возможность анализировать информацию, обобщить результаты, выстроить свою точку зрения и решить проблему.
Уровень 4. Расширенное мышление предполагает применение усвоенного материала в иных ситуациях. Данный уровень основан на стратегическом мышлении в более расширенных масштабах.
Отличительной чертой глубины знаний Уэбба от таксономии Блума является объект оценивания. Таксономия Блума ориентирована на измерение результат, в то время как DOK измеряет процесс обучения, который предполагает развитие мыслительных способностей студентов. Иными словами, таксономия Блума применяется для предоставления основы, а DOK Уэбба анализирует специфику заданий. Именно по этой причине, мы опираемся на DOK для исследования развития мыслительных способностей студентов-будущих учителей английского языка.
Согласно требованиям, для поступления в высшее учебное заведение по направлению «Преподавание английского языка», студенты должны владеть уровнем В2, которое предполагает обязательное наличие уровня мыслительных способностей низкого порядка и желательное наличие мыслительных способностей высокого порядка. Следовательно, задачей вуза является развитие мыслительных способностей высокого порядка у будущих учителей английского языка.
Как показывает практика, традиционное обучение, в котором студенты выступают в роли пассивного наблюдателя и слушателя, не требует от них активизации мыслительных способностей высокого порядка, в отличие от мыслительных способностей низкого порядка. Таким образом, обуславливается необходимость организации соответствующего учебного процесса, в котором студенты активно используют свои знания, умения и навыки, а также опыт.
В 1975 году немецкий исследователь Г. Фриц ввел понятие интерактивное обучение, которое, по его мнению, предполагает организацию такого учебного процесса, где учащиеся могли бы активно взаимодействовать, т. е. вовлекаться в обсуждение или какое-то совместное действие. Особенность интерактивной педагогики заключается в том, что учащиеся не являются пассивными слушателями или наблюдателями, а принимают активное участие в учебном процессе.
Главной целью применения интерактивных технологий в обучении английскому языку является активизация мыслительной деятельности обучающихся. К основным задачам относятся: 1) повышение мотивации к изучению английского языка; 2) эффективный результат в понимании изучаемого материала; 3) повышения навыка работы в группе, коммуникации между собой и толерантности к чужой точке зрения; 4) развитие навыка отстаивать свое мнение;5) выявление у студентов личных и профессиональных качеств; 6) развитие мыслительных способностей высокого уровня.
В отличие от традиционного обучения интерактивные технологии обучения позволяют студентам учиться самостоятельно решить ту или иную учебную задачу и применять ранее полученные знания в новых для них условиях. Также интерактивное обучение предусматривает иную от традиционного обучения логику: студенты идут не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания студентов служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Они пробуют себя в роли учителя, соответственно, делясь своими знаниями и опытом, берут на себя его функции. Именно поэтому у них повышается мотивация и увеличивается продуктивность обучения. Стоит отметить большое разнообразие интерактивных технологий, что позволяет, во-первых, использовать данные методы при обучении всем видам речевой деятельности, во-вторых, использовать их при работе с учащимися разных возрастных групп и на разном уровне обучения.
В результате анализа литературы в сфере интерактивного обучения, мы выявили наиболее эффективные методы интерактивного обучения, используемые на занятиях английского языка и способствующие развитию мыслительных способностей высокого порядка у будущих учителей английского языка.
Метод ролевой и деловой игры. Данные методы являются весьма разносторонними, поскольку ставят студентов с одной стороны в роли режиссера, с другой — в роли консультанта, и с третьей — в роли организатора определенной деятельности. Чем разнообразнее роли и позиции, тем разностороннее развивается личность студента. В данном случае развиваются мыслительные способности студентов в плане системности и гибкости мышления. Кроме того, студенты приобретают умение быстро ориентироваться и действовать в любых ситуациях.
Ролевой игре существенно наличие определенного количества персонажей и проблемной ситуации. Каждый участник ролевой игры в процессе организует свое речевое и неречевое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Иными словами, процесс строится на импровизации студентов. Ролевая игра может состоять как из одного коммуникативного акта, так и сложного коммуникативного акта, состоящего из серии простых, объединенных ситуацией и общей коммуникативной целью.
Деловая игра в отличие от ролевой является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Студент усваивает абстрактные по своей природе, знаковые по форме знания, закрепляет умения и навыки не ради них самих, не про запас, а в реальном процессе подготовки и принятия решений, в функции средства выполнения игровых и учебных действий, а через них — и действий профессиональных.
На основе практического применения методов ролевых и деловых игр можно заключить, что у студентов повышается мотивация к изучению английского языке за счет большого интереса и желания принимать участие в такого рода играх. Как показывает практика, студенты с большей мотивацией готовят выступления и презентации к ним, что существенно повышает исследовательский навык каждого из них.
Метод дискуссии. Дискуссия (лат. diskussio — исследование, рассмотрение, разбор) — публичный спор, цель которого — выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Основная цель дискуссии заключается в достижении согласия, единого решения по обсуждаемой теме. Поэтому в ходе дискуссии участники стремятся к достижению одной точки зрения, наиболее приемлемой в данной ситуации, которую поддерживает большинство участников дискуссии. Таким образом, одна из предложенных точек зрения становится решением проблемы, что происходит в результате аргументированности мнения. По форме проведения дискуссии можно разделять на (Н. Т. Оганесян): дебаты; круглый стол; мозговой штурм.
Метод дискуссии целесообразно использовать для формирования способности оценивания, поскольку в процессе дискуссии студенты прибегают к критическому оцениванию не только мнения оппонентов, но своего мнения.
Метод проектов. Данный метод предполагает выполнение индивидуального или коллективного проекта в соответствии с заданной темой, помогающий развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, их коммуникативных и научно-исследовательских умений, творческой активности. Метод проектов применяется в целях формирования системы знаний и умений студентов, развития способности излагать собственные идеи, умения разрешать возникающие проблемы. Основные этапы метода проектов: планирование; поисково-исследовательский этап; этап обобщения информации; презентация; подведение итогов.
Согласно многочисленным исследованиям метод проектов способствует развитию креативного, аналитического и критического мышления, а также воображения и памяти. Кроме того, за счет мотивированных самостоятельных поисков и анализа информации, их интерпретирования совершенствуется способность анализирования, что предполагает, развитие мыслительных способностей высокого уровня.
Таким образом, развитие мыслительных способностей высокого порядка у будущих учителей английского языка возможна только при организации учебного процесса с использованием интерактивного метода обучения.
Литература:
- Тукмуродова, М. Э. Интерактивные технологии обучения английскому языку // International scientific review of the problem and prospects of modern science and education. — Бостон, 2019. — С. 92–94
- Шадриков, В. Д. Профессиональные способности: монография / В. Д. Шадриков. — Москва: Университетская книга, 2010. — 320 c.