В статье авторы пытаются разобраться в вопросах сбалансированного питания и с помощью социального опроса определить, насколько питание студентов медицинской академии им. С. И. Георгиевского рационально.
Ключевые слова : образ жизни, здоровье, студенты, рациональный подход, питание.
Здоровье — это основополагающий фактор благополучной и счастливой жизни. Основа «правильного» образа жизни заключается в рационализации питания. Не секрет, что учебная нагрузка среди студентов-медиков превышает нагрузку в остальных вузах России. Ведь мыслительный процесс зависит напрямую от питательных веществ и минералов, которые поступают в организм. Отсутствие режима дня или нерациональное питание являются причиной многих заболевания и общего недомогания [2].
Студенты — это в подавляющем большинстве представители молодежи, а ведь для молодого поколения, как не сказать, важен правильный образ жизни и режим питания. В нашей стране проводятся многочисленные опросы и исследования среди учащихся определенных ВУЗов, которые зачастую касаются роли питания в жизни студента. Доказано, что неправильное питание — основной риск для подрастающего поколения, поэтому эта проблема актуальна [3].
Целью данной статьи является анализ полученных данных, собранных среди студентов Медицинской академии им. С. И. Георгиевского. На основе анкеты из 19 вопросов должны быть выявлены пути рационализации питания.
Объектом исследования является сбалансированное питание в жизни студента-медика. Предметом исследования будут пути и принципы рационализации питания.
Выдвигаемая гипотеза: студенты Медицинской академии им. С. И. Георгиевского имеют неполные знания в сфере рационального питания, они не до конца понимают важность самого процесса. Специфика обучения и аспекты образа жизни мешают учащимся разобраться с режимом дня и правильно питаться. Подавляющее количество студентов не следит должным образом за своим рационом, но это можно скорректировать.
Впервые на тему правильного питания заговорил академик А. А. Покровский в ХХ веке. Он создал теорию, которую позже обосновали в ВОЗ и до сих пор эта информация актуальна, и используется для оценки индивидуального питания каждого по отдельности и культуры питания в целом [5].
Рациональное питание — это целая система, состоящая из принципов, которые важно соблюдать. Использование лишь нескольких правил и уклонение от остальных не дают положительного эффекта. У разных авторов можно встретить разные формулировки принципов правильного питание, но все они объединения в общие правила:
- Питание должно быть умеренным. Избыточность приводит к высокой нагрузке на систему пищеварения.
- Рацион должен быть разнообразным, а количество выпитой жидкости быть достаточным.
- Основным принципом рационального питания является стабильность.
- У каждого из нас индивидуальные пищевые привычки, которые необходимо «согласовывать» с деятельностью организма.
- При выборе продуктов следует опираться на традиционность питания. То есть организм должен спокойно усваивать, то, что следует употребить в пищу. Причем этот процесс должен быть эволюционно настроенным.
- Всё здоровое питание должно быть приготовлено в соответствии с соблюдениями правил санитарной обработки. Рацион идеален в санитарно-эпидемиологическом соотношении [4].
Для того чтобы проверить соответствует ли рацион студентов Медицинской академии им. С. И. Георгиевского заявленным требованиям, было проведено эмпирическое исследование.
В опросе участвовали студенты педиатрического, стоматологического и лечебного факультета. Анкета состояла из 19 вопросов, которые касались правильного и рационального питания. Всего прошли исследование 106 человек. Все результаты исследования преобразованы в виде диаграмм в процентном соотношении. Затем был проведен анализ результатов с выдвинутыми умозаключениями.
Рис. 1. Мнение студентов о рациональности их питания
Большинство студентов согласно рис. 1 не считает своё питание рациональным. Остальные либо считают, что их питание правильное и гармоничное, либо затрудняются ответить. Последний ответ свидетельствует о том, что не все учащиеся понимают основные принципы рационального питания или не до конца уверенны, что их рацион в точности соответствует всем требованиям.
Рис. 2. Наблюдения студентов за своим рационом
Результаты этого вопроса вполне впечатляют. Большинство студентов (68 %) стараются следить за своим рационом. Стоит обратить внимание на тот факт, что только 8 % всех опрошенных строго следят за своим рационом. С одной стороны, это не очень хорошо, так как принципом рационального питания является постоянство. Но с другой стороны, при большом показателе можно было бы говорить о студентах с РПП. Ведь в возникновении пищевых расстройств часто виноват избыточный контроль своего питания [4].
Рис. 3. Количество приемов пищи
На основании данного опроса можно сделать вывод, что большинство студентов (79 %) не знают о том, что 4–5 раз — это идеальное количество раз питания в день. Согласно научным исследованием, 3-кратный прием пищи — это достаточно вредно, так как суммарное потребление составляет больший объем, что при 4–5 кратном приеме [5]. Около 8 % студентов не могут точно ответить, сколько раз в день они потребляют пищу, что достаточно плохо. При употреблении избыточного количества развиваются гастриты, ожирения, страдает кровообращение и ЦНС. При недостаточном употреблении пищи студент будет выглядеть вяло и растерянно, снизится способность к умственным нагрузкам [6].
Рис. 4. Длительность одного приёма пищи
На основании рис. 4 мы видим, что 42 % студентов принимают пищу в течение 20–30 минут, что является наиболее правильным вариантом. Ещё 42 % — в течение 5–10 минут — это слишком быстрый приём пищи, являющийся опасным для здоровья, так как наш организм в состоянии получить сигнал о насыщении только через 20 минут после начала поступления пищи. Если есть очень быстро, можно не ощутить сытости после потребления необходимого количества еды и продолжить есть, потребляя лишние калории. Чрезмерно быстрое питание — один главных факторов риска набора веса [8].
Рис. 5. Важность завтрака
По результатам данного вопроса мы видим, что некоторые студенты (30 %) обходятся без завтрака. Это пагубная привычка, поскольку завтрак является важным приёмом пищи, а его отсутствие приводит к нарушению обмена веществ, что тормозит физическую и умственную активность человека и как следствие, снижает качество жизни.
Рис. 6. Предпочтения на завтрак
Мы решили уточнить, что именно предпочитают на завтрак ребята, чтобы оценить качество завтрака. Выяснилось, что только 15 % выбирают наиболее полезный завтрак, остальные студенты отдают предпочтение более быстрому, но не такому полезному завтраку, что может также сказаться на здоровье.
Рис. 7. Где вы предпочитаете питаться?
Рис. 8. Самые популярные места питания студентов
Подавляющее большинство студентов (74 %) питается в основном дома. Это связано с материальными затратами. Из тех, кто отдает предпочтению питанию вне дома, большинство потребляют пищу в ресторанах и кафе.
Рис. 9. Кратность употребления фастфуда
На основании данного вопроса можно сделать вывод о том, что большая часть студентов отлично осведомлены о вреде уличной еды. Основная проблема фастфуда заключается в избыточном содержании сахара.
Согласно рекомендация Американской Ассоциации сердца, рекомендованная норма сахара составляет 6–9 чайных ложек. К примеру, в одном стакане сладкой газировки (350 мл) содержится около 8 чайных ложек, что при употреблении фастфуда каждый день скажется на организме человека [7].
Рис. 10. Рациональный подход к выбору продуктов питания
Этот показатель приятно удивил! Оказывается, что большинство студентов (34 %) обращает внимание на состав, а вторая половина (34 %) иногда обращает внимание на состав. Скорее всего, это связано с тем, что учащиеся стремятся сделать своё питание рациональным.
Важно обращать внимание не только на калорийность, но и на состав продукта, так как количество питательных элементов, поступающих в организм столь же важно, как и энергетическая ценность товара.
Рис. 11. Кратность употребление мясной продукции
Согласно данному опросу часть студентов не знает о том, что сейчас диетологи и нутрициологи рекомендуют употреблять мясо от 3 до 5 раз в неделю [9]. Данные говорят о том, что 8 % студентов вовсе не употребляют мясо. Это может быть связанно с индивидуальной непереносимостью или с предпочтениями человека.
Белки — это основной строительный материал организма. Традиционно все белки делятся на полноценные и неполноценные. Белок, содержащийся в мясе, является полноценным, заменить его можно лишь употреблением сои и подсолнечника. Существует такое понятие, как белковая норма, в среднем она составляет около 70–100 грамм в сутки для взрослого организма.
Следует учитывать тот факт, что содержание растительных белков и животных должно быть поровну, поэтому не совсем рационально исключать мясо из своего рациона [5].
Рис. 12. Кратность употребления овощей и фруктов
Данные этого опроса подтверждают мнение о том, что студенты медики осведомлены о пользе фруктов и овощей. Ведь, витамины, минералы и клетчатка — незаменимы для нашего организма.
Но стоит помнить, что диетологии рекомендуют употреблять сезонные фрукты и овощи, которые произрастают на вашей местности. Например, экзотические фрукты могут вызвать несварения и привести к тяжелым состояниям организма [8].
26 % студентов очень редко употребляют фрукты и овощи, скорее всего это связано с тем, что товар по ценовой политике недоступен учащимся.
Рис. 13. Кратность употребления рыбы
Оказывается, что согласно опросу большинство 42 % студентов не употребляют рыбу в достаточном количестве. Возможно, ценовая политика рыбной продукции слишком высока для учащихся. Следует также обратить внимание на то, что процесс приготовления рыбы часто отнимает много времени, которое студенты привыкли тратить на домашнее задание.
Диетологи рекомендуют употреблять рыбу минимум 3 раза в неделю. В рыбе содержится большое количество белка, минералов и витаминов, которые способны поддержать умственную активность, защитить сердце и сосуды и т. д. [10].
Рис. 14. Потребление пищи для студентов
На данный вопрос однозначного ответа не было. В своём исследовании нам хотелось выяснить, что же для студента значит процесс питания. Большинство указало на употребление пищи, как на процесс получения эмоций. Это можно объяснить тем, что учебная нагрузка студентов Медицинской академии достаточно большая, и еда становится «спасителем». На самом деле — это не очень хорошо, так как пища с этой позиции может стать зависимостью. Для того чтобы это не стало проблемой, следует уделять немного времени тому, что действительно радует, а потребление пищи оставить для физиологических процессов организма.
Рис. 15. Оценка нынешнего здоровья
Для исследования было важно знать, как сами студенты оценивают своё состояние. Половина студентов (50 %) чувствуют себя хорошо и болеют редко. 37 % учащихся чувствуют себя отлично. Радует тот факт, что ответ «затрудняюсь» никто не дал, это говорит о том, что студенты могут сразу оценить своё состояние.
В результате эмпирического исследования можно сделать следующее заключение: Большинство студентов Медицинской академии им. С. И. Георгиевского знают основные принципы рационального питания.
Они стараются следить своими рационом, сделать его более разнообразным. Из-за нехватки времени режим дня страдает, поэтому необходимо задуматься не только о знании базовых вопросов, но и о соблюдении основных правил. Возможно, многие понятия студентов сейчас находятся на простом уровне.
Для того чтобы студенты меда больше заботились о своём организме стоит прибегнуть к просвещению, где надо уточнить: питание не должно быть спонтанным и однообразным . Проблема рационального питания — это важный вопрос, который занимает одно из главных мест в жизни человека.
Несмотря на то, что студенты ответили на все вопросы, исследование нельзя завершить. Оно будет продолжено с учащимися уже на уровне просветительской работы.
Литература:
- Шеметова Е. В., Фоминых И. Л. Рациональное питание и учеба в ВУЗЕ: как сохранить здоровье студентов? (на примере структуры питания студентов ВГУЭС) 2018
- Денисова Г. С., Березуцкая Л. А. Пути совершенствования организации рационального питания студентов, 2017 г., Барнаул, Россия.
- Никулина А. В., Потапова О. В., Ильина Д. А., Еремеева О. Г. Особенности фактического питания студентов разных курсов вуза // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 23. С. 7–10.
- Дружинин П. В., Новиков А. Ф., Лысиков Ю. А. Основы нутрициологии: учебное пособие / П. В. Дружинин, А. Ф. Новиков, Ю. А. Лысиков. -2014. — [Электронный ресурс].
- Общая гигиена и медицинская экология. Учебник. Симферополь Автор: профессор С. Э. Шибанов г. Симферополь, 2018. — 378 с. 2018
- Лемеш К. И. Правильное питание как ключевой компонент здорового образа жизни студента // Система ценностей современного общества. 2016. № 48. С. 121–125.
- Швецова Л. А. Принципы рационального питания / Швецова Л. А. — [Электронный ресурс]. — URL http://amurmedia.ru/news/society/30.06.2015/446886/printsipi-ratsionalnogopitaniya-ozvuchila-zaveduyuschaya-habarovskogo-tsentra-zdo.html
- Физиология питания: учебник и практикум для СПО / И. В. Васильева, Л. В. Беркетова. — М.: Издательство Юрайт, 20167–212 с. — Серия: Профессиональное образование.
- Скальный, А. В. Основы здорового питания нутрициологии / А. В. Скальный, И. А. Рудаков, С. В. Нотова, Т. И. Бурцева, В. В. Скальный, О. В. Баранова. — Оренбург: ГОУ ОГУ,2015–117 с.
- Королев А. А. Гигиена питания Учебник Редактор Н. Н. Согомонян. Технический редактор Е. Ф. Коржуева. Компьютерная верстка: Л. М. Беляева. Корректор Королев А. А., 2014, с изменениями