Управление формированием метапредметных компетенций учащихся посредством проектной деятельности в ходе изучения 3D-моделирования на уроках технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 30.05.2021

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Сенцов, М. Н. Управление формированием метапредметных компетенций учащихся посредством проектной деятельности в ходе изучения 3D-моделирования на уроках технологии / М. Н. Сенцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81768/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена управлению процессом формирования метапредметных компетенций школьников в ходе проектной деятельности на уроках технологии, при освоении модуля «3D-моделирование».

Цель приведенного исследования — анализ управления процессом формирования метапредметных компетенций через выстроенную проектную деятельность в модуле «3D-моделирование» на уроках технологии в средней школе. Анализируется данный процесс и делается вывод о межпредметных связях 3D-моделирования и о формировании метапредметных компетенций школьников в ходе его освоения.

Ключевые слова: метапредметные компетенции, 3D-моделирование, трехмерная графика, проектная деятельность, предмет технология, управление процессом формирования, модуль, межпредметные связи.

В современном мире 3D-моделирование активно входит во все сферы человеческой деятельности. Оно применяется практически везде, начиная от отраслей, связанных с наукой, и заканчивая искусством. Будь это широкая промышленность или узконаправленная отрасль, всегда имеет большое значение наглядное и простое восприятия их продуктов. Визуализация — главное преимущество использования компьютерных и информационных технологий и современного технологического оборудования. 3D-моделирование является одним из примеров эффектной визуализации, которое динамично развивается, становится все более доступным и не перестает удивлять своими возможностями.

Продукт, получаемый в результате трехмерного моделирования, всегда восхищает. Процесс прорисовывания изображения по 3D-модели приводит к получению качественной двухмерной картинки. 3D-моделирование является основой создания анимационных роликов, фильмов, трехмерных компьютерных игр, проектирования технических изделий, объемных макетов интерьера и экстерьера. Это далеко не весь список сфер применения трехмерной графики, ведь 3D-моделирование присутствует сейчас практически везде, но одним из самых перспективных направлений является 3D-печать.

В конце декабря 2018 года была утверждена Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

В средней школе основными направлениями реализации стали: компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии (3D-печать).

Ведущей формой учебной деятельности предметной области «Технология» становится проектная деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата». Ведь именно проектная деятельность устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющие для обучающегося ценность и личностный смысл. [1]

Автором была разработана программа по технологии, содержащая модуль «3D-моделирование». Занятия по этой программе проводятся в 5–6 классах. Программа направлена на формирование у обучающихся познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, приобщение их к научно-технической информации, воспитание познавательной активности, творческой инициативы и интереса к техническому творчеству.

В ходе реализации программы, осваивая модуль 3D-моделирования, школьники учатся создавать 3D-модели в программе Autodesk 123D Design. Изучают инструментарий программы, ее возможности, принципы создания модели и постепенно выстраивают алгоритм работы. Это один из главных этапов обучения, так как в дальнейшем именно создание виртуальной 3D-модели и становится основой любого проекта. При создании трехмерной модели учащиеся погружаются в реальный производственный процесс, учатся быть самостоятельными рабочими единицами. Также в ходе создания 3D-моделей развивается и творческий подход к выполняемой задаче, ведь с помощью современного программного обеспечения и мощности современных компьютеров практически любую задумку можно реализовать виртуально. Сам процесс 3D-моделирования является наглядным, что позволяет ученикам в ходе создания своего проекта постоянно отслеживать качество работы.

Освоение построения трехмерных моделей начинается с использования примитивных геометрических тел (куб, цилиндр, шар, конус, полусфера, тор) и действиями с ними (создание, изменение размеров, трансформация, вращение, склеивание, разрезание, удаление, изменение свойств, материала и т. д.), создания геометрических тел, произвольной формы, построение произвольных моделей из этих геометрических тел. Дальше изучаются чертежи простых деталей: значение видов, разметок, размеров, нанесенных на чертеж. Построение 3D-модели детали по чертежу, соблюдая размерность (единицы измерения миллиметры).

Изучив эти основы, учащиеся переходят к более сложным проектам, которые выполняют в команде. Например, это могут быть проекты построения архитектурных сооружений и комплекса зданий, при создании 3D-модели которых, необходимо было изучать и соответствовать плану здания, оформление фасада этих зданий выполнялось по фотографиям. Процесс построения таких моделей осуществлялся примерно одинаково: строится фундамент по чертежу, возводятся стены, в которые вписываются окна, изготавливается крыша. Также могут быть проекты по созданию механизмов — в них рассматривается взаимодействие конструкционных объектов, шестерен, строятся трехмерные тела, составляющие цельный объект по размерам. Чертежи для таких моделей берутся из инженерной литературы и свободных источников.

Правильные STL детали экспортируются из 123D и загружаются в программу подготовки к печати, в нашем случае это программа MakerBot Print, разработанная для 3D-принтера производителем. В этой программе происходит разбивка трехмерной модели на слои для печати, а также изменяется расположение модели на печатном столе, ее масштабирование, настройка печати (высота слоя, параметры принтера и материал). Эта процедура также является важной, так как верное расположение объекта на печатном столе 3D-принтера приводит в последствии к меньшим ошибкам, например, призмы, конические и цилиндрические тела лучше устанавливать на основание. При неправильном расположении модели будут построены дополнительные поддерживающие элементы конструкции и затрачены дополнительные материалы при печати. Обращается внимание на то, что для печати цельная модель разбивается на множество хорошо печатаемых деталей, которые после печати, будут собраны в одну модель путем склеивания или с использованием подвижных соединений.

Материал модуля «3D-моделирования» усложняется постепенно, что не вызывает у учащихся затруднений при его усвоении и практическом применении.

Полученные навыки ребята могут легко применять в работе с любой средой 3D-моделирования, и демонстрировать их, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.

Например, трехмерное моделирование и трехмерная печать являются основой новой трудовой компетенции «Прототипирование», входящей в каталог WorldSkills International и JuniorSkills.

Школьники 5–8 классов могут создавать в средах 3D-моделирования детали, с последующей печатью на 3D-принтере. При этом изготавливая детали необходимо понимать чертежи, осуществлять разбивку объектов на печатаемые детали, проектировать модель в среде 3D-моделирования или проектировать недостающую деталь, проводить экспорт детали в формат STL с последующим переводом в программу-слайсер. Далее после осуществления печати, детали отделяются от печатного стола, собирается модель и выполняется ее покраска. При этом все указанные операции ведутся командой из двух человек.

Следовательно, трехмерная графика включает в себя не только «рисование» в пространстве и на плоскости. 3D-моделирование взаимодействует с техникой (для построения правильных моделей механизмов), при сборе сведений для построения модели используются данные об объектах (работа с архивами и источниками), используются знания из истории и теории архитектуры. Для верной разработки моделей механизмов, необходимо учитывать, что при взаимодействии тел используются законы из физики. При работе в среде 3D-моделирования не обойтись без основ черчения и геометрии при построении плоских и пространственных тел. Работа с 3D-принтером ведется с помощью компьютерной техники, а печать осуществляется с последующей обработкой материала инструментом.

Таким образом, работа над проектом в среде 3D-моделирования — это не только предметная область «Технология», но и информационные технологии, компьютерная техника, черчение, геометрия, иностранный язык, теория архитектуры, история, физика, основы технологии машин и механизмов и т. д. Все это позволяет сделать вывод, что изучение 3D-моделирования, этой высокотехнологичной современной отрасли, на уроках технологии в средней школе посредством проектной деятельности формирует у учащихся метапредметные компетенции.

Литература:

1. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс]: (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года). URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/ (дата обращения: 28.05.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, STL, деталь, печатный стол, предметная область, трехмерная графика, урок технологии, компьютерная техника, трехмерная модель, трехмерное моделирование.


Похожие статьи

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Применение педагогических технологий на уроках химии для формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В статье рассматривается особенности формирования коммуникативной компетенции к изучению химии обучающихся с применением на уроках педагогических технологий. В исследовании участвовали обучающиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учрежд...

Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся 5–9-х классов на уроках технологии через реализацию проектно-технологических задач

В статье рассматривается развитие познавательных универсальных учебных действий у школьников среднего звена через реализацию проектно-технологических задач. Согласно новым образовательным стандартам, в качестве главных образовательных результатов у о...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Технология «Quick Response» как фактор формирования ИКТ-компетентности младших школьников в процессе обучения математике

Актуальность материала, представленного в данной статье продиктована необходимостью обоснования влияния учебных задач ИКТ-направленности на формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Статья посвящена содержанию психолого-педагогического иссл...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Содержание педагогической системы формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики

Цель статьи — теоретическое обоснование формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики на основе специальных профилирующих дисциплин средствами информационно-коммуникационных технологий и ее практическая реализация.

Похожие статьи

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Применение педагогических технологий на уроках химии для формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В статье рассматривается особенности формирования коммуникативной компетенции к изучению химии обучающихся с применением на уроках педагогических технологий. В исследовании участвовали обучающиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учрежд...

Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся 5–9-х классов на уроках технологии через реализацию проектно-технологических задач

В статье рассматривается развитие познавательных универсальных учебных действий у школьников среднего звена через реализацию проектно-технологических задач. Согласно новым образовательным стандартам, в качестве главных образовательных результатов у о...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Технология «Quick Response» как фактор формирования ИКТ-компетентности младших школьников в процессе обучения математике

Актуальность материала, представленного в данной статье продиктована необходимостью обоснования влияния учебных задач ИКТ-направленности на формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Статья посвящена содержанию психолого-педагогического иссл...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Содержание педагогической системы формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики

Цель статьи — теоретическое обоснование формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики на основе специальных профилирующих дисциплин средствами информационно-коммуникационных технологий и ее практическая реализация.

Задать вопрос