Экосистемный подход и формирование условий инновационной экосистемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 31.05.2021

Статья просмотрена: 434 раза

Библиографическое описание:

Дмитриева, И. А. Экосистемный подход и формирование условий инновационной экосистемы / И. А. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 515-516. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81779/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются этапы формирования инновационной экосистемы. Проанализировано понятие экосистемы инноваций, экологических инноваций, как части инновационной экосистемы. В качестве информационных ресурсов была использована периодическая, аналитическая и переводная литература, в которой исследовались вопросы, затронутые в работе.

Ключевые слова: инновации, экосистема, экология, устойчивое развитие.

Экосистемный аспект при осуществлении процесса инновационного экономического развития стали применять относительно недавно. Он был создан на основе концепции инновационной среды и инновационной системы. Главная характерная особенность — большая степень самоорганизации субъектов, что обуславливает оптимизацию абсолютно всех инновационных процессов и дальнейшее инновационное развитие. В рамках экосистемы такая деятельность осуществляется за счет интеграционной основы, накапливая интеллектуальные и другие ресурсы для создания эффективной области инновационных разработок.

Концепцию инновационной экосистемы (ИЭС) предложил Чарльз В. Весснер [2] в 2004 году. Она представляет инструмент для создания условий, которые будут сказываться на повышении конкурентоспособности организаций в национальных и региональных экономиках. Фокус данной концепции — определение инновации как процесса трансформации научных исследований в сервис, требующий больших коллективных усилий всех участников: университетов, исследовательских центров, компаний.

Понятие «инновационная экосистема» соединяет в себе два основных понятия: «экосистема» и «инновационность».

Экосистема — это сложная самоорганизующаяся, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся система. Экосистема считается открытой системой, определяется входными и выходными потоками вещества и энергии. По определению Г. Г. Винберга, экосистема — это природный комплекс, который образуют живые организмы и среда их обитания, связанные между собой обменом веществ и энергии [3].

Экосистема инноваций представляет собой среду, которую образуют непосредственно участники инновационного процесса, в которой протекает их взаимодействие, направленное на разработку и развитие инноваций.

Из этого следует, что под инновационной экосистемой следует понимать самоорганизующуюся, саморегулирующуюся и саморазвивающуюся, открытую систему, которая характеризуется входными потоками идей, людей, ресурсов и информации.

Каждый элемент модели инновационного развития должен быть в тесной взаимосвязи с остальными, предполагается постоянный процесс обмена различными потоками ресурсов и информации.

Определяем ключевые этапы формирования инновационных экосистем: [4]

  1. Этап концентрации ресурсов можно охарактеризовать важностью научного потенциала для каждого уровня инновационной экосистемы (территориальной, индивидуальной, национальной).
  2. Этап трансформации экономики региона и формирование инновационной экосистемы. Этот этап можно охарактеризовать слиянием технологических проектов малых инновационных предприятий и высокотехнологичного бизнеса.
  3. Этап инновационного и технологического прорыва выражается в существенном увеличении числа технологических проектов.
  4. Этап зрелости инновационной экосистемы. Инновационная инфраструктура рентабельно, продолжает совершенствоваться. Следует дальнейшее развитие бренда инновационной экосистемы.

Инновационная деятельность рассматривает большую совокупность научных, организационных, финансовых, технологических мероприятий, которые вместе приводят к инновационным проектам. Одним из таких видов инноваций стали экологические, которые представляют собой нововведения, направленные на повышение экологической безопасности, как в процессе производства, так и в результате использования инновационной продукции.

В определение экологических инноваций включены технологические и социальные разработки в сфере рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и формирования экологического мышления у граждан в рамках совместного развития экономики и экологии [5]. Экологические инновации способны открывать взаимодействие между сохранением окружающей среды и развитием экономики в основном за счет производства дополнительного взаимосвязанного внутреннего и внешнего эффекта. Эко-инновации предупреждают возникновение социально-экологических проблем, а также снижают затраты на устранение возможных последствий технологического прогресса. Продвижение инноваций в глобальном масштабе содействует решению не только экономических проблем, но и экологических, в частности рациональному использованию природных ресурсов.

Устойчивое развитие (часто можно использовать выражение гармоничное развитие, сбалансированное развитие) представляет собой процессы социальных, экономических изменений, при которых использование природных ресурсов, направление научно-технического развития, развитие личности, институциональные изменения согласованы между собой, и они укрепляют настоящий и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и стремлений. «Зеленый» рост можно представить в виде модели, которая будет направлена на стимулирование развития и экономического роста, при этом сохраняя природные ресурсы как источник экологических услуг, на которых базируется наше благополучие. Так к базовым принципам развития можно отнести: принцип эко-эффективности, принцип ресурсосбережения, принцип единства.

Литература:

1. Яковлева А. Ю. Факторы и модели формирования и развития инновационных экосистем. — М.: Изд-во НИУ «Высшая школа экономики», 2012. — 52 с.

2. Wessner С. W. Entrepreneurship and the Innovation Ecosystem // The Papers on Entrepreneurship, Growth and Public Policy — 2004. — Vol. 317. P.5.

3. X. Leflaive. Eco-Innovation Policies // Environment Directorate — 2008.

4. Илюшкина Е. С., Конюхов В. Ю. Классификация экологических инноваций // Вестник ИрГТУ. — 2018. — N 7. — С. 66.

5. Leydesdorff L. The Triple Helix of University–Industry–Government Relations // Encyclopedia of Creativity, Innovation, and Entrepreneurship — 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная экосистема, инновация, открытая система, рациональное использование, ресурс, устойчивое развитие, экосистема, экосистема инноваций.


Похожие статьи

Эволюция научной мысли об экономике окружающей среды

В статье рассматривается формирование и становление системы знаний об экономике окружающей среды, как самостоятельной отрасли науки, оцениваются ее дальнейшие перспективы и пути развития в качестве инновационной области научного знания.

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

Теоретические основы инвестиций и инвестиционной деятельности государства

В статье рассмотрены и охарактеризованы научные теории, касающиеся формирования и развития инвестиций, инвестиционной деятельности. Акцентируется внимание на подходах современного формирования инвестиционного климата и инвестиционной деятельности. Сф...

Сущность экологического воспитания учащихся в контексте современного образования

В статье авторами рассмотрена сущность экологического воспитания в системе школьного образования России на основе анализа научной литературы.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Информация и знания в структуре новой экономики

В статье проведен сравнительный анализ подходов к определению «новой экономики», выявлены особенности современного этапа развития экономики, обоснована возросшая роль информации и знаний.

Теоретико-методологические основы и социологические концепции для изучения качества жизни населения

В статье будут рассмотрены и обобщены труды различных отечественных и зарубежных авторов, внесших свой вклад в понимание категории качества жизни, а также будет описан опыт реальных эмпирических исследований по этому объекту.

Понятие и сущность глобального информационного пространства

В данной статье автор раскрывает понятие и сущность глобального информационного пространства. Проанализировано правовое регулирование по рассматриваемой теме. Выявлены некоторые проблемы и предложены пути решения для эффективного развития в сфере гло...

Глобализация мирового хозяйства: тенденции и противоречия

Автор данной статьи рассмотрел основные аспекты процесса глобализации мирового экономического пространства на современном этапе. Был проведен обзор рейтинга уровня глобализации мировых стран за 2012–2017 гг. Также данная статья содержит возможные пос...

Похожие статьи

Эволюция научной мысли об экономике окружающей среды

В статье рассматривается формирование и становление системы знаний об экономике окружающей среды, как самостоятельной отрасли науки, оцениваются ее дальнейшие перспективы и пути развития в качестве инновационной области научного знания.

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

Теоретические основы инвестиций и инвестиционной деятельности государства

В статье рассмотрены и охарактеризованы научные теории, касающиеся формирования и развития инвестиций, инвестиционной деятельности. Акцентируется внимание на подходах современного формирования инвестиционного климата и инвестиционной деятельности. Сф...

Сущность экологического воспитания учащихся в контексте современного образования

В статье авторами рассмотрена сущность экологического воспитания в системе школьного образования России на основе анализа научной литературы.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Информация и знания в структуре новой экономики

В статье проведен сравнительный анализ подходов к определению «новой экономики», выявлены особенности современного этапа развития экономики, обоснована возросшая роль информации и знаний.

Теоретико-методологические основы и социологические концепции для изучения качества жизни населения

В статье будут рассмотрены и обобщены труды различных отечественных и зарубежных авторов, внесших свой вклад в понимание категории качества жизни, а также будет описан опыт реальных эмпирических исследований по этому объекту.

Понятие и сущность глобального информационного пространства

В данной статье автор раскрывает понятие и сущность глобального информационного пространства. Проанализировано правовое регулирование по рассматриваемой теме. Выявлены некоторые проблемы и предложены пути решения для эффективного развития в сфере гло...

Глобализация мирового хозяйства: тенденции и противоречия

Автор данной статьи рассмотрел основные аспекты процесса глобализации мирового экономического пространства на современном этапе. Был проведен обзор рейтинга уровня глобализации мировых стран за 2012–2017 гг. Также данная статья содержит возможные пос...

Задать вопрос