В статье на основе теоретического анализа научной литературы и нормативных правовых актов, регламентирующих социальное обеспечение в органах внутренних дел, сформулировано определение понятия «социальное обеспечение сотрудников полиции и членов их семей», определено его содержание и сущность, проведен сравнительный анализ понятий «социальное обеспечение сотрудников полиции и членов их семей», «социальная защита сотрудников полиции и членов их семей».
Ключевые слова: сотрудник полиции, социальное обеспечение сотрудника полиции и членов их семей, социальная защита сотрудников полиции и членов их семей.
Политические и экономические потрясения, деструктивные общественные процессы, обусловленные, в том числе, и пандемией коронавирусной инфекции, как следствие — обострение криминогенной активности как в мире в целом, так и в России, в частности, обуславливают повышение значения эффективной деятельности органов внутренних дел в новых условиях современной жизни. На органы внутренних дел Российской Федерации возложен широкий спектр важнейших для обеспечения стабильности в обществе задач. Полиция наряду с другими правоохранительными органами выступает в соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантом обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом, гарантом обеспечения общественного порядка, встает на защиту жизни, неприкосновенности, чести и достоинства личности, является частью, единой системы обеспечения защиты конституционных прав человека и гражданина на государственном уровне [1].
Исходя из значимости для общества и государства возложенных на современную полицию задач, сегодня актуализируются и вопросы усовершенствования системы социального обеспечения не только сотрудников ОВД, но и членов их семей. От надлежащего исполнения ними своих служебных обязанностей в значительной степени зависит и состояние правопорядка в стране в целом. Таким образом, сотрудник полиции выступает своего рода гарантом как правопорядка, так и стабильности в обществе и государстве. Эффективность выполнения служебных задач сотрудником полиции помимо всего прочего зависит и от уровня благосостояния семьи полицейского, качества его социального обеспечения.
После проведенной реформы органов внутренних дел уровень благосостояния сотрудников ОВД и членов их семей, качество социального обеспечения существенно повысились. Однако определенные проблемы в указанной сфере все еще остаются не решенными. Это касается и эффективности реализации нормативных правовых норм, регулирующих порядок предоставления тех или иных видов социального обеспечения, на практике, а также пробелов в действующем законодательстве, регламентирующем правоотношения по социальному обеспечению полицейского и членов его семьи.
Сотрудники органов внутренних дел, а в некоторых случаях и члены их семей являются специальными субъектами системы социального обеспечения. Это обусловлено спецификой возложенных на сотрудников задач и выполняемых ими функций.
Эффективность механизма социальной защиты сотрудников полиции и членов их семей «напрямую зависит от качества правового регулирования правоотношений в этой сфере, наличия слаженных механизмов и процедур реализации мер социальной защиты, которые предусмотрены в действующем законодательстве» [2, с. 180].
Социально-правовой статус сотрудника ОВД определяется Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], ФЗ «О полиции» [3], Закон Российской Федерации от 12.0 2.1993 № 4468- I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» [4], Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] и др. Именно в указанных нормативных правовых актах заложены основы социального обеспечения данной категории служащих. Однако, следует отметить, что ни в одном из приведенных выше актов не закреплено понятие социального обеспечения сотрудников полиции и членов их семей.
Что касается сущности и непосредственного определения указанного понятия, прежде всего, следует отметить, что данный институт прошел долгую историю формирования и становления. Термин «социальное обеспечение», впервые появился в литературе в 20–30 г.г. прошлого столетия, однако трактовался по-разному. Часто его уравнивали с понятием «социальное страхование».
Более глобальные исследования сущности социального обеспечения имели место в 50–70-е годы. Так, например, Е. И. Астрахан под социальным обеспечением понимал «одну из правовых форм материального обеспечения граждан в старости и при нетрудоспособности за счет средств государственного фонда, который образуется путем ассигнований из государственного бюджета» [6, с. 340]. В этом же контексте трактовали указанное понятие и М. Г. Александров, А. Е. Пашерстник, однако указывали на то, что социальное обеспечение распространяется на военнослужащих и некоторые другие категории лиц [7, с. 288–290]. Значительный взнос в определение сущности понятия «социальное обеспечение» был сделан Андреевым В. С., который определял его как «систему социально-экономических мер, связанных с обеспечением матери и ребенка, граждан в старости и при нетрудоспособности, с медицинским обслуживанием и лечением как важное средство профилактики и восстановления трудоспособности» [8, с. 14].
Некоторые авторы считают, что для характеристики особого правового статуса сотрудников полиции необходимо использовать термин «социально-правовая защита». Так, Л. В. Чернышова считает, что понятия социальная и правовая защита не следует трактовать по отдельности. Именно объединение указанных понятий «в единый термин «социально-правовая защита» дает возможность комплексно подходить к решению проблем социально-правового обеспечения сотрудников органов внутренних дел» [9, с. 52].
В действующем законодательстве, регламентирующем социальную защиту сотрудников ОВД и членов их семей закреплен термин «социальная защита». Необходимо определить соотношение терминов «социальная защита» и «социальное обеспечение». По мнению В. М. Шамарова, «социальная за щита сотрудников ОВД состоит, кроме всего прочего, также и в обеспечении данной категории служащих всеми в идами довольствия, а также предоставлении членам их семей льгот, социальных гарантий, различных видов социально й поддержки, компенсаций за условия службы» [10, с. 78].
Однако, на наш взгляд, под социальной защитой сотрудников полиции и членов их семей следует понимать систему государственных гарантий правового, экономического и организационного характера, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения сотрудников ОВД, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, членов их семей, при наступлении социально значимых обстоятельств, признаваемых государством таковыми.
Под социальным обеспечением сотрудников ОВД и членов их семей следует понимать систему мер материального и нематериального характера, которые применяются государством в целях обеспечения сотрудника ОВД и членов его семьи, и направлены на удовлетворение социально-экономических, бытовых, культурно-образовательных потребностей и создание условий для их достойного существования.
Что касается соотношения указанных понятий, то понятие «социальная защита сотрудников ОВД и членов их семей» шире, нежели понятие «социальное обеспечение сотрудников ОВД и членов их семей», поскольку поглощает его.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. — 2020. № 144.
- Саранкина Ю. А. Социальное обеспечение членов семей сотрудников органов внутренних дел: проблемы нормативно-правового регулирования /Ю. А. Саранкина // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 11 (90). — С. 180–181.
- О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ (редакция от 08.12.2020 г.). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/12192456/53070549816cbd8f006da724de818c2e/
- О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 года № 3-ФЗ (редакция от 05.04.2021). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-3/.
- О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей: Закон Российской Федерации от 12.0 2.1993 № 4468- I (в редакции от 01.1 0.2019 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/100257/.
- О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ (в редакции от 11.08.2020 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12188106/paragraph/2:0
- Советское трудовое право. М., — 1946. — 344 с.
- Александров Н. Г., Пашерстник А. Е. Советское трудовое право.- М., — 1952. — 492 с.
- Право социального обеспечения: Учебное пособие / Под ред. К. Н. Гусова. — М.: Проспект, 2001. — 344 с.
- Чернышова Л. В. Организация социально-правовой защиты сотрудников полиции: Монография. Уфа, 2013. — 213 с.
- Шамаров В. М. Организация работы с личным составом ОВД: учеб.-практ. пособие / В. М. Шамаров. — М.: Акад. МВД России, 1997. — 98 с.