Ключевые слова: исполнительная власть, права и свободы граждан, правозащитная деятельность.
Конституция Российской Федерации признает права и свободы человека высшей ценностью. Без сомнения, это подчеркивает исключительную важность их защиты и охраны. Обеспечение возлагается на государство, публичную администрацию в целом. Государство и его полномочные органы в своей правозащитной деятельности должны опираться только на тот их арсенал, который прямо предусмотрен для этого в Конституции РФ и законодательстве России.
Исполнительную власть в России осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, полномочия которого определены в главе 3 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.
Правозащитная деятельность реализуется уполномоченными, компетентными субъектами, которые в рамках особого типа производства (правозащитного), применяя организационные и иные регулятивные правозащитные средства, обеспечивают юридически результативное воздействие [1].
Примечательно, что правозащитная деятельность — систематическая работа разнообразных элементов (субъектов) правозащитной системы в Российской Федерации. Основной ее целью является восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Доминирующим ориентиром этой системы должен быть положительный результат, выражающийся в восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина [2]. Осуществление исключительно регламентированными средствами, типичными для определенных участников.
Элементарный анализ нормативных правовых актов позволят выделить международный, федеральный, региональный (субъекты Российской Федерации) и муниципальный уровни правового обеспечения правозащитного механизма в России в целом.
Оценивая эффективность правозащитной функции федеральных органов исполнительной власти в настоящий период, стоит отметить, что законодательство в указанном контексте стройной системностью не отличается. Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» едва ли отражает указанное направление деятельности высшего органа исполнительной власти.
Особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы полномочий исполнительных органов власти субъектов РФ в системе правозащитной деятельности.
Метод осуществления правозащитной деятельности государственными органами субъектов РФ определяется как совокупность приемов и способов восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Основными методами осуществления правозащитной деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются последующие административный контроль и надзор [3], осуществляемые вышестоящими органами исполнительной власти в отношении нижестоящих или же вышестоящим должностным лицом в отношении подчиненных ему должностных лиц или государственных служащих.
Данные методы осуществления правозащитной деятельности представляют собой самоконтроль. Этот контроль носит, как правило, текущий характер и проводится путем систематических, периодических либо разовых проверок. Руководитель может проверять не только соблюдение налагаемых статусом государственного служащего ограничений, но и качество и объем выполнения подчиненным служебных обязанностей, сроки исполнения данных полномочий и т. д. Правозащитную направленность этой контрольной деятельности придают законодательно закрепленные принцип и обязанность государственных служащих обеспечивать реализацию прав и свобод человека и гражданина.
Разновидностью внутрисистемного административного контроля является также контроль вышестоящих органов исполнительной власти над нижестоящими. Надведомственный контроль осуществляют органы, вышестоящие по отношению к министерствам и иным центральным органам исполнительной власти. Полномочиями по осуществлению данного вида контроля обладают органы исполнительной власти общей компетенции.
Органы исполнительной власти отраслевой компетенции осуществляют в отношении подчиненных объектов ведомственный контроль по вопросам, входящим в их ведение, в том числе и контроль за соблюдением прав и свобод гражданина. Данное полномочие является следствием закрепленного в законодательстве полномочия министерств осуществлять руководство подчиненными им органами исполнительной власти.
Данные виды контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти осуществляются вышестоящими органами исполнительной власти или вышестоящими государственными служащими по собственной инициативе.
Контроль, осуществляемый по инициативе вышестоящих органов исполнительной власти, направлен на обеспечение публичных интересов и лишь косвенным образом касается прав и свобод человека и гражданина. Поскольку именно граждане заинтересованы в наиболее полной реализации субъективных прав и законных интересов в деятельности органов исполнительной власти, то с их точки зрения более эффективными средствами защиты будут механизмы контроля, осуществляемые с участием или по инициативе самих граждан. Таким образом, важную роль в защите прав и свобод человека и гражданина в деятельности исполнительной власти играют процедуры, регулирующие обращение граждан в связи с возникновением конфликтных ситуаций. В российском законодательстве эта форма административного контроля получила название административного обжалования.
Право на административное обжалование и институт административного (внутриведомственного) обжалования, по общему правилу, закреплены в тех же законодательных актах, что и административные процедуры, и, по существу, являются разновидностью административных процедур. При этом право обжалования решений органов исполнительной власти также одно из процессуальных прав гражданина как стороны административной процедуры.
В случае выявления нарушений прав и законных интересов граждан органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать предписания, обязательные для исполнения подчиненными им органами государственной власти, а также находящимся в их ведении предприятиям, учреждениям, организациям, что обеспечивает достаточно высокую эффективность правозащитной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, использование данных методов правозащитной деятельности ограничено сферой исключительных полномочий субъектов Российской Федерации.
Литература:
- Анисимов, П. В. Теоретико-правовые и организационные основы правозащитной системы в Российской Федерации. / П. В. Анисимов, Л. В. Медведицкова. — Волгоград: ВА МВД России, 2007. — 32–33 c. — Текст: непосредственный.
- Прокопович, Г. А. Правозащитная деятельность как относительно самостоятельная разновидность юридической деятельности / Г. А. Прокопович. — Текст: непосредственный // Аграрное и земельное право. — 2016. — № 1(133). — С. 32.
- Смирнова, И. Г. Механизм защиты прав человека посредством реализации органами государственной власти контрольных полномочий: сравнительно-правовой анализ России и Германии. / И. Г. Смирнова. — Москва: ООО ИГ Юрист, 2016. — 340 c. — Текст: непосредственный.