В государственном регулировании предпринимательской деятельности особое место отдается контрольной деятельности как самому эффективному методу регулирования деятельности субъектов предпринимательства.
Наука административного права выделяет два вида контрольной деятельности — государственный контроль и надзор. Государственный контроль осуществляется исполнительной властью и является одной из форм реализацией ее функций. Государственный надзор, напротив, носит систематический характер и осуществляется подведомственными, специализированными субъектами с целью обеспечения безопасности граждан, организаций и общества в целом.
Согласно науке, отличие контроля от надзора сводится к следующим наиболее характерным чертам:
а) органы надзора (в том числе прокурорского) выполняют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;
б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;
в) органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.
Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора). В рамках государственного контроля и надзора государственные органы и должностные лица проводят как плановые, так и неплановые проверки.
С точки зрения предмета предпринимательского права наибольший интерес представляет непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.
К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью следует отнести, например, контроль лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Непосредственный государственный контроль за предпринимательской деятельностью предусмотрен при международных автомобильных перевозках.
Одним из характерных примеров непосредственного контроля за предпринимательской деятельностью является валютный контроль. Его цель обеспечение соблюдения валютного законодательства при валютных операциях.
В целях защиты прав и законных интересов предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля принят специальный Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». [1, с. 5]
Данным Федеральным законом устанавливаются:
— порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
— порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
— права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
— права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Анализ практики применения законодательства при осуществлении государственными органами своих контрольных полномочий показывает, что есть большое количество ошибок и недочетов, допускаемых должностными лицами при планировании и производстве мероприятий по контролю6 за деятельностью субъектов предпринимательства. Так, например, органы прокуратуры часто выявляют случаи, когда на предпринимателей возлагаются дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. Иногда создаются административные барьеры, которые ограничивают деятельность предпринимателей, а также мешают реализовывать свои права.
Анализ судебной практики говорит о превышении надзорными органами своих полномочий при проведении контрольных мероприятий, а именно:
1) несоответствие вида проверки ее объекту;
2) несоответствие вида проверки ее предмету;
3) выдача обязательных для исполнения предписаний, которые содержат требования, не соответствуют действующему законодательству. [2, с. 5]
Например, при проведении органами пожарного контроля внепланового надзора за соблюдением ранее выданных предписаний, они выходят за рамки проверок фактов исполнения требований ранее выписанных предписаний, расширяя предмет проверок путем включения в него проведение дополнительных проверок, а также выдача предписаний соблюдения иных обязательных требований пожарной безопасности. Нарушение состоит в самом предмете проверки, так как изначально предметом проверки являлось контроль за соблюдением ранее выданного предписания. А в данном случае, помимо ранее выписанного предписания, органы пожарного контроля проверяют и иные обязательные требования.
Таким образом, для каждой проверки предпринимателя должно быть мотивированное основание, которое требует установление соответствующего предмета проверки.
В практике встречаются такие виды нарушений как отсутствие основания проведения внеплановой проверки, нарушение сроков и времени проведения проверки, требование лишних документов и непредставление акта проверки.
Говоря о контроле, то он может проводится над валютными операциями, налоговыми и пенсионными отчислениями, проверки лицензий и разрешений и т. д. Государственный контроль, также может проводиться за страховыми взносами, банковскими операциями, экологический контроль.
Учитывая, что сфера правоотношений, которые возникают по поводу осуществления органами исполнительной власти контрольно-надзорных полномочий шире, а степень латентности допускаемых должностными лицами этих органов нарушений законодательства достаточно высока можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день со стороны государства не приняты исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения законных прав и интересов предпринимателей и юридических лиц. А условия в правовой среде для развития предпринимательства при осуществлении ими экономической малого и среднего бизнеса в настоящее время деятельности не созданы. [2, с. 5]
Литература:
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008 г. № 52 (часть I). Ст. 6249; 2019 г. № 23 ст. 2905
- Кондраков, Н. П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие / Н. П. Кондраков, И. Н. Кондраков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 446 c.
- Сергеев, А. П. Основы бизнеса (предпринимательства) (для бакалавров) / А. П. Сергеев. — М.: КноРус, 2013. — 440 c.