Применение модульной технологии при проведении производственной практики в профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 05.06.2021

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Азимова, Ш. Г. Применение модульной технологии при проведении производственной практики в профессиональном образовании / Ш. Г. Азимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 294-299. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81855/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье освещены теоритические и методические основы проведения производственной практики в профессиональном образовании. Также предложены практические методические рекомендации технологического подхода для организации и проведения производственной практики согласно модульной технологии.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, практическая подготовка, квалификационная практика, производственная практика, профессиональные навыки, технологический подход, инновационная технология, модульная технология, модульная система, модульная программа, модульная единица, элемент учебной деятельности.

In this article, interpreted the theoretical and methodical bases of Multicard production practice, which is carried out in vocational education and analyzed present problems. Moreover, developed the practical advises in organizing the production practice with technologic approach which is based in module technology.

Key words: vocational activity, practical preparation, qualification practice, production practice, professional qualification, technological approach, innovative technology, module technology, module structure, module program, module unity, education activity element.

Подготовка специалистов в системе высшего образования состоит в основном из двух важных звеньев: научно-теоретической и практической подготовки. Практическая подготовка состоит из непрерывности и преемственности в применении теоретических знаний и навыков. Повышение значения учебных дисциплин в практической подготовке, наблюдение и применение непосредственно в практической деятельности правил и закономерностей профессиональных дисциплин являются целью квалификационной практики студентов.

Квалификационная практика является неотъемлемой частью обеспечения того, чтобы подготовка будущих специалистов соответствовала предъявляемым им требованиям.

В процессе теоретического обучения учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность студента, направленная на приобретение профессиональных знаний, навыков, умений, осуществляются в тесной связи с логическими и теоретическими темами курса предмета. В процессе квалификационной практики теоретические знания применяются для решения конкретной практической задачи в новых условиях. Подготовка к профессиональной деятельности представляет собой синтез теории и практики [7].

Порядок проведения квалификационной практики определен Государственными стандартами высшего образования, учебными планами и учебными программами. В Положении о квалификационной практике студентов высших учебных заведений отдельно указаны цели, задачи и содержание практики, а также проведение практики на современных предприятиях, в учреждениях, организациях и фирмах, обеспечение повышение квалификации на основе передовых техник и технологий [1].

В настоящее время в системе высшего образования уделяется особое внимание совершенствованию квалификационной практики по специальностям бакалавриата и магистратуры и поднятию ее на новый уровень. В частности, Постановление Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года № ПП-3151 «О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием» определены задачи по принятию конкретных мер по системному проведению квалификационной практики студентов соответствующих направлений образования высших образовательных учреждений, начиная со 2-го курса, в определенных организациях и на предприятиях отрасли (сферы), а также организации практических занятий непосредственно на производстве, а также привязке студентов и научных соискателей к производственным процессам путем создания учебных и научно-лабораторных комплексов на базе закрепленных предприятий и организаций [2].

Результаты педагогических наблюдений показывают, что существует ряд недостатков в организации и проведении квалификационной практики в системе высшего образования. Это:

– отсутствие альтернативного договора о сотрудничестве между вузом и промышленными предприятиями и организациями по организации и проведению практики;

– процесс организации и проведения квалификационной практики не рассматривается как целостная система;

– несоответствие программного обеспечения для прохождения практики современным требованиям, отсутствие учебно-методических указаний, рекомендаций, пособий по прохождению практики;

– отсутствие взаимодействия «мастер-ученик» между студентами и специалистами предприятия;

– низкий уровень организации рабочих мест студентов во время прохождения практики, руководители практики не уделяют достаточно внимания обучению технологическим процессам;

– недостаточное использование эффективных методов педагогических технологий и информационных технологий при прохождении практики и др.

Одной из актуальных педагогических задач является актуализация содержания практической и профессиональной подготовки студентов в контексте инновационных технологий, разработка способов использования инновационных технологий при организации практики [7].

Чтобы образовательный процесс в профессиональном образовании не отставал от требований времени, необходимо тщательно изучить и проанализировать вышеперечисленные вопросы с педагогической точки зрения, учесть предложения и требования работодателей по вопросам организации и проведении практики.

Как известно, формирование профессиональных умений и практических навыков у студентов осуществляется в основном во время практики. Целью организации производственной практики является предоставление студентам практических навыков через изучение производственного процесса, накопление опыта в области науки, техники, технологий и освоение современных методов производства [5].

В зависимости от специфики выбранной специальности в вузе студенты изучают передовые технологии производства во время практики; способы организации производства и повышения его эффективности, передовой опыт научного, инженерно-технического персонала и других специалистов, научные и практические исследования в профессиональной и социальной сферах и их результаты, а также основы организации научных и здоровых условий труда.

Для обеспечения качества образования и подготовки квалифицированных кадров, способных конкурировать на рынке труда, необходим отдельный технологический подход к организационным и методологическим аспектам квалификационных практик.

В настоящее время в обеспечении эффективного учебного процесса высших учебных заведений большое значение имеют модульные образовательные технологии, которые создают большие возможности для самостоятельного, систематического приобретения знаний и саморазвития студентов как субъекта образовательной деятельности, и ориентированы на проявление познавательных возможностей и творческих способностей каждого студента.

Технология модульного обучения создает среду для самостоятельной работы и диалога при формировании профессиональных знаний и умений студентов, формировании через выполнение и анализ модульных задач таких навыков, как запоминание информации, демонстрация знаний и навыков, соотнесение содержания темы с ситуациями из жизни.

Важное преимущество модульного обучения заключается в том, что в процессе обучения студенты, самостоятельно осваивая учебный материал, составленный из модулей, проверяя и оценивая сами себя, при неудовлетворении полученным результатом, по указаниям преподавателя понимают допущенную ошибку и заново изучают модуль. Как известно, знания становятся настоящим богатством, когда становятся предметом самостоятельной деятельности. Наряду с практическим значением знаний, полученных в самостоятельной деятельности, они имеют большое воспитательное значение, поскольку самостоятельность формируется как совокупность умений, важная часть в становлении личности, как признак человеческой натуры и характера [3].

На основе методики модульного обучения разрабатываются проекты учебных занятий по предмету. Модуль является частью блока, цель которого — предоставить студентам определенный уровень профессиональной компетентности. Каждый модуль состоит из объема теоретических знаний и практических навыков, необходимых студентам для выполнения поставленной работы. Модуль может состоять из одной или нескольких модульных единиц (элементов учебной деятельности). Модульная единица — это некая логически завершенная часть трудовой операции или работы. Вместе с тем это быстро и легко заменяемая часть модуля. Именна эта особенность позволяет совершенствовать учебно-программные документы в соответствии с научно-техническим прогрессом и современными технологиями [6].

В настоящей работе поставлена цель осветить методические аспекты организации рассчитанной на 144 часа производственной практики на основе модульной технологии на швейном предприятии для студентов 2-курса по направлению 5111000 — Профессиональное образование (5320900 — Разработка конструкции и технология изделий легкой промышленности).

Как известно, основным этапом в рабочей программе квалификационной практики является план проведения практики. План практики раздается каждому студенту в первый день практики. Согласно этому плану, студенты изучают технологические процессы и операции на запланированных рабочих местах в течение определенного периода времени и фиксируют их в своих дневниках и отчетах. Этот шаг — важный процесс, обеспечивающий систематическую организацию практики [7].

Чтобы обеспечить последовательность и непрерывность плана практики, нами разработана модульная структура производственной практики. Модульная структура состоит из 17 модулей и охватывает технологические процессы в основных цехах швейного предприятия, виды технологического оборудования и режимы их работы, подразделения предприятия и направления их деятельности (таблица 1):

Таблица 1

Модульная структура производственной практики

Наименование модуля

Знак модуля

Отведенное время (часы)

1.

Воодный инструктаж, ознакомление с правилами технической безопасности. История, структурная организация, расположение зданий швейного предприятия.

А.1

6

2.

Система управления, отделы швейного предприятия и их функции.

А.2

6

3.

Ассортимент производством продукции, мощность предприятия.

А.3

6

4.

Заготовительный цех, выполняемая в нем работа.

А.4

6

5.

Раскройный цех, выполняемая в нем работа.

А.5

6

6.

Виды машин и механизмов в раскройном цехе, современное оборудование и их рабочий процесс

А.6

6

7.

Задача опытного цеха, групп и их рабочей деятельности.

А.7

6

8.

Создание новых моделей и изготовление лекал в экспериментальном цехе.

А.8

12

9.

Технологические процессы в швейном цехей, этапы и методы выполнения технологических операций.

А.9

36

10.

Виды станков, приборы тепловой обработки в швейном цехе и принцип их работы.

А.10

6

11.

Вспомогательные цеха, их функции

А.11

6

12.

Центральный склад и склады для хранения готовых изделий, тканей, их задачи и предъявляемые к ним требования.

А.12

6

13.

Деятельность производственного отдела швейного предприятия.

А.13

6

14.

Деятельность отдела контроля качества швейного предприятия.

А.14

6

15.

Деятельность отдела планирования и оплаты труда швейного предприятия.

А.15

6

16.

Деятельность отдела маркетинга и продаж швейного предприятия.

А.16

6

17.

Подготовка отчета по итогам практики.

А.17

12

Всего:

144

Согласно ежедневному плану практики студенты делятся на группы и изучают деятельность обозначенного цеха или отдела. Руководители практики ежедневно отводят группу студентов в обозначенные объекты и в течение 1–2 часов проводят общее ознакомление с с работой, оборудованием и проблемами на данном объекте. В остальное время, отведенное для ежедневной практики, студенты должны заниматься самостоятельно, следить за технологическим процессом, видами оборудования, рабочей деятельностью, спрашивать, чего они не знают, и фиксировать в дневнике проделанную за день работу. Данный период приобретения практических навыков в процессе производственной практики считается весьма ответственным, так как на этом этапе от студентов требуется самостоятельное приобретение знаний в результате наблюдений, изучение последовательности технологических процессов, освоение технологии выполнения технологических операций. Правильная организация этого процесса важна на этапе получения студентами знаний, таких как познание, понимание, память, сравнение, анализ и умение делать выводы.

На этом этапе в организации независимой деятельности практиканта хороший результат дает программа модуля, подготовленная руководителем практики для каждого модуля. Учебная программа модуля разрабатывается отдельно для каждого модуля и включает элементы учебной деятельности, то есть подмодули и цель каждого элемента обучения, а также задания по учебному материалу, которые должен усвоить практикант, и инструкции по их выполнению. [4]. Практикант, работающий на основе модульной структуры и графика, после общего ознакомления на обозначенном объекте, проведенном руководителем практики, самостоятельно выполняет поставленные задачи в соответствии с программой модуля. При выполнении заданий практиканту предоставляется возможность задать в сложных, проблемных ситуациях вопросы руководителям практики, ведущим специалистам на объекте практики. Понимая и изучая задания модуля, практикант может самостоятельно проверять и оценивать свои знания с помощью тестовых заданий, разработанных для каждого модуля, или кейсов, направленных на решение проблем в определенном производственном процессе. Если практикант, не удовлетворен результатами испытания и допускает ошибку при выполнении задания в модуле, у него будет возможность вновь изучить модуль и пересдать.

Ниже рекомендуем примерный проект программы модуля для изучения модуля «Раскройный цех, выполняемая в нем работа» (таблица 2):

Таблица 2

Программа модуля “Раскройный цех, выполняемая в нем работа”

Элемент учебной деятельности

Задания по учебному материалу, который должны освоить студенты

Инструкции к выполнению заданий

Оценка

1-й ЭУД

Цель: Ознакомление и анализ требований к настиланию полотен материалов, разновидностей настила.

Выполните задания:

1. Ознакомтесь с требованиями к настиланию полотен.

2. Ознакомтесь с методами настилания полотен.

3. Проанализируйте особенности методов настилания.

1. Внимантельно следите за процессом настилания полотен.

2. Изучите требования к настиланию.

3. Проанализируйте особенности параллельного и последовательного методов настилания, запишите свои мысли.

2-й ЭУД

Цель: Изучение этапов процесса раскроя настила:

1. Ознакомтесь с порядком рассекания настила на части и необходимого для этого оборудования.

2. Изучите процесс чистого вырезания деталей из частей и порядок работы оборудования.

3. Узнайте о раскройном оборудовании.

1. Внимательно следите за процессами рассекания настила на части и чистого вырезания деталей.

2. С помощью соответствующей литературы узнайте и запишите сведения о целях каждого этапа и требований их выполнения, а также использованном оборудовании.

3-й ЭУД

Цель: Изучение процессов нумерации, комплектования выкроек и печатания ярлыков.

Выполните задания:

1. Выясните цель и изучите порядок нумерации выкроек.

2. Изучите порядок выполнения процессов комплектования выкроек и печатания ярлыков.

1. Внимательно следите за процессом нумерации выкроек. Обратите внимание на методы нумерации и используемое для этого оборудование.

2. Внимательно следите за процессами комплектования выкроек и печатания на них ярылков. Запишите последовательность выполнения технологических операций.

4-й ЭУД

Цель: Завершение программы модуля.

1. Вновь прочитайте цел программы модуля и оцените свою познавательную деятельность.

2. Выполните тестовые задания.

3. При неудовлетворении итогами какой-либой работы, выполните ее заново.

Проанализируйте свою деятельность по изучению определенных в модуле ЭУД и выполнению заданий.

Выполните тестовые задания и оцените свой результат с помощью ключей тестов.

За каждый правильный ответ ставится 1 балл.

Естественно, возникает вопрос: каковы преимущества использования модульной технологии при производственной практике? Результаты наблюдения и анализа производственной практики позволили сформировать следующие выводы:

  1. Прохождение практики в установленном порядке, согласно модульной структуре, обеспечивает непрерывность и взаимосвязанность деятельности по изучению производственных процессов. Это позволяет практиканту системно приобретать знания о последовательности производственных процессов на предприятии.
  2. Модульная программа производственной практики требует эффективного использования времени, установленного в графике практики. Практикант, приходя на объект практики, узнает, что нужно изучить за отведенное время, на что нужно обратить особое внимание, и на этой основе он планирует свою деятельность и применяет практический подход. Поскольку каждый из процессов или практических действий, изучаемых в программе модуля, в качестве элемента учебной деятельности основан на выполнении определенного задания, создается возможность для глубокого изучения технологии досконально изучить технологию, оборудование и проблемы данного объекта и процесса.
  3. Самостоятельное изучение и выполнение заданий в каждом модуле на основе программы модуля способствует формированию у практиканта таких навыков, как самостоятельно работать, изучать, спрашивать о том, чего не знаешь, взаимодействие с другими в производственной среде.
  4. Благодаря тому, что практиканты ежедневно занимаются выполнением заданий по рассчитанной на 6 часов конкретной программу, фиксированием результатов в дневнике, оценкой своих знаний по окончании каждого модуля в плане практики, они не остаются без дела, не уходят из объекта практики раньше времени и не занимаются бесполезной работой.
  5. Руководители практики, полностью контролируя ход практики, следя за выполнением практикантами заданий в программе модуля и основываясь на результатах оценки, получают возможность составлять дальнейшие планы о том, на что следует обратить особое внимание при предоставлении знаний об объекте, процессе или оборудовании, с освоением которых практикант испытывает трудности.
  6. Практикант, по завершении каждого модуля самостоятельно оценивший свои знаний, стремится своевременно выполнить задания, получить более высокую оценку. То есть, в группе формируется конкуренция, которая обеспечивает высокие показатели освоения и результаты практики.

В заключение можно отметить, что организация производственной практики в профессиональном образовании на основе модульного подхода не только обеспечивает эффективность результатов практики, но и закладывает прочную основу для воспитания волевых, инициативных и высококвалифицированных специалистов с высокими духовно-нравственными качествами, которые выступают прочным фундаментом будущего страны.

Литература:

  1. Положение о квалификационной практике студентов высших учебных заведений Республики Узбекистан. Утверждено приказом Министерства высшего и среднего специального образования № 305 от 30 октября 1998 года.
  2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года № ПП-3151 «О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием»
  3. Авлиякулов Н. Х., Мусаева Н. Н. Технологии модульного обучения. — Ташкент, “Фан ва технология”, 2007
  4. Голыш Л. В., Файзуллаева Д. Обучение на основе модульной программы в профессиональных колледжах № 4. 2002.- стр. 24–26.
  5. Олимов К. Т., Абдукуддусов О. А., Узокова Л. П., Ахмеджонов М. М., Жалолова Д. Ф. Методика профессионального образования. — Ташкент, 2006
  6. Олимов К. Т., Авлиякулов Н. Х., Рустамов Р. Модульная система преподавания профессиональных предметов. //Касб-ҳунар таълими, 2003, № 2, стр. 18–21.
  7. Мустафаев К. О., Азимова Ш. Г. Организация и проведение квалификационной практики в профессиональном образовании. — Карши, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, квалификационная практика, швейное предприятие, программа модуля, процесс, руководитель практики, выполнение заданий, модуль, модульная структура, учебная деятельность.


Похожие статьи

Инновационные образовательные технологии в инженерном образовании (на примере контекстного обучения в СПО)

В данной статье проиллюстрировано практическое применение контекстного обучения в системе среднего профессионального образования на примере специальности 15.02.05. Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании. Рассмотрены к...

Применение акмеологического подхода

В данной статье рассмотрены формы, методы и средства (на примере предмета «Основы электротехники и электроники») по внедрению акмеологического подхода в профессиональном образовании и совершенствование содержания профессионального образования путем п...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Приёмы оценивания иноязычной языковой компетенции обучающихся среднего звена средствами технологии Plickers в смешанном формате обучения

В статье описан дидактический и практический потенциал интерактивной технологии Plickers в процессе контроля формирования иноязычной компетенции в смешанном формате обучения. Автор статьи описывает основные критерии формирования иноязычной компетенц...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении географии, английскому языку, информатике и ИКТ

Данная статья затрагивает актуальные вопросы методики преподавания английского языка, географии, информатики и ИКТ, реализации ФГОС, важности интегрированных уроков, также приведена классификация технологий: Технология объяснительно — иллюстративного...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Повышение качества подготовки специалистов в условиях дистанционного обучения в высших технических учебных заведениях

В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в системе высшего технического образования (ВТО); проанализированы существующие модели и определена технология дистанционного обучения в учреждениях ВТО; представлены резул...

Возможности предметной области «Технология» для реализации проектной деятельности школьников

В статье автор рассматривает основные возможности предметной области «Технология» для реализации проектной деятельности школьников. Предметная область «Технология» в содержании образования выступает в качестве основного интеграционного механизма, поз...

Похожие статьи

Инновационные образовательные технологии в инженерном образовании (на примере контекстного обучения в СПО)

В данной статье проиллюстрировано практическое применение контекстного обучения в системе среднего профессионального образования на примере специальности 15.02.05. Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании. Рассмотрены к...

Применение акмеологического подхода

В данной статье рассмотрены формы, методы и средства (на примере предмета «Основы электротехники и электроники») по внедрению акмеологического подхода в профессиональном образовании и совершенствование содержания профессионального образования путем п...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Приёмы оценивания иноязычной языковой компетенции обучающихся среднего звена средствами технологии Plickers в смешанном формате обучения

В статье описан дидактический и практический потенциал интерактивной технологии Plickers в процессе контроля формирования иноязычной компетенции в смешанном формате обучения. Автор статьи описывает основные критерии формирования иноязычной компетенц...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении географии, английскому языку, информатике и ИКТ

Данная статья затрагивает актуальные вопросы методики преподавания английского языка, географии, информатики и ИКТ, реализации ФГОС, важности интегрированных уроков, также приведена классификация технологий: Технология объяснительно — иллюстративного...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Повышение качества подготовки специалистов в условиях дистанционного обучения в высших технических учебных заведениях

В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в системе высшего технического образования (ВТО); проанализированы существующие модели и определена технология дистанционного обучения в учреждениях ВТО; представлены резул...

Возможности предметной области «Технология» для реализации проектной деятельности школьников

В статье автор рассматривает основные возможности предметной области «Технология» для реализации проектной деятельности школьников. Предметная область «Технология» в содержании образования выступает в качестве основного интеграционного механизма, поз...

Задать вопрос