В статье представлены теоретические основы анализа конкурентоспособности. Дана характеристика ЗАО «Агрофирма» Мясо». Выявлены конкурентные преимущества предприятия, приводится оценка конкурентных позиций предприятия на рынке. Представлены пути повышения конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, технологии, эффективность, прибыль, качество, конкурентное преимущество.
Целью оценки конкурентоспособности предприятия является определение положения предприятия на отраслевом, региональном или международном рынках. Конкуренция является важнейшим селективным механизмом, тонко регулирующим рыночные отношения [1].
В связи со сложившимися условиями функционирования и развития сельского хозяйства в России, основные пути повышения конкурентоспособности российского АПК должны быть представлены следующими:
1) инновации в человеческий фактор, в биологический фактор и в технологический фактор;
2) использование конкурентных преимуществ и смягчение диспаритета цен;
3) улучшение общих условий функционирования отраслей;
4) развитие социальной инфраструктуры;
5) эффективная государственная поддержка и доступность кредитных ресурсов [2].
ЗАО «Агрофирма «МЯСО» — современное и динамично развивающееся предприятие с полным технологическим циклом, зарегистрировано 22.06.1999 г. Агрофирма занимается выращиванием скота, его переработкой и реализацией готовой продукции в Пермском крае, Удмуртской республике, в республике Башкортостан. Одним из показателей результативности производственно-хозяйственной деятельности предприятия являет прибыль (таблица 1).
Таблица 1
Финансовые результаты и показатели рентабельности деятельности предприятия, тыс. руб.
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Изменение 2019 /2017 гг. |
|
тыс. руб. |
% |
||||
Выручка |
588161 |
574407 |
572120 |
-16041 |
-2,7 |
Прибыль от продаж |
34576 |
31500 |
10503 |
-24073 |
-69,6 |
Чистая прибыль |
32128 |
33731 |
3748 |
-28380 |
-88,3 |
Рентабельность продаж, % |
5,9 |
5,5 |
1,8 |
-4,0 |
х |
Рентабельность по чистой прибыли, % |
5,5 |
5,9 |
0,7 |
-4,8 |
х |
За исследуемый период выручка предприятия несколько сократилась — на 16041 тыс. руб. или на 2,7 %, при этом себестоимость продаж выросла на 1,3 % или на 7203 тыс. руб. В результате чего наблюдается значительное падение валовой прибыли — на 58,5 %. Коммерческие и управленческие выросли на 16,1 %, что привело к сокращению прибыли от продаж, ее падение составило 24073 тыс. руб. или 69,6 %. Чистая прибыль также сокращается (табл.1).
Таким образом, в целом можно сделать вывод, что финансовые результаты деятельности предприятия снижаются.
Сегодня предприятие входит в пятерку ведущих мясокомбинатов Пермского края и крупнейших предприятий агропромышленного комплекса Прикамья по объемам товарной продукции, активам, балансовой стоимости основных средств.
Конкурентные преимущества предприятия:
1) Современные технологии.
Производство оснащено высокопроизводительным зарубежным оборудованием последнего поколения. Обжарка, варка, копчение, запекание колбас производятся в сверхмощных современных термокамерах.
На предприятии отлажена эффективная логистика, не допускающая сбоев ни на одном производственном этапе. Отстроена четкая работа независимых инфраструктурных объектов: холодильных камер, системы водоснабжения и отопления, канализации, освещения, вентиляции и кондиционирования, прачечной, а также транспортного цеха. Однако, даже при наличии современнейшего оборудования и передовых стандартов было бы невозможно добиться такого качества и скорости производства без высокопрофессионального кадрового состава, выполняющего свое дело с душой.
2) Собственные сырьевая база.
Наличие нескольких цехов по откорму и воспроизводству свиней и крупного рогатого скота в Пермском крае позволяют обеспечить гарантированную экологичность и безопасность сырья. За животными организовано строжайшее ветеринарное наблюдение, соблюдается жесткий санитарно-пропускной режим. Поголовье крупного рогатого скота составляет — 3 000 голов, свиней — 11 500 голов, пашни — 6 446 га. Свой скот также является залогом адекватных цен на готовую продукцию.
3) Высокое качество производимой продукции.
Качество продукции определяется строгим соблюдением санитарных и гигиенических норм на всех этапах подготовки сырья, производства, хранения, транспортировки и реализации товара. На предприятии ведется сквозной контроль соблюдения технологического процесса, системно проводится полный спектр лабораторных анализов: качества сырья, чистоты вспомогательного и основного оборудования, упаковочных и дополнительных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции.
Жесткие требования по личной гигиене предъявляются и к сотрудникам. Данные меры обеспечивают строгое соответствие продукции требованиям действующих на территории России ТУ и ГОСТов. Таким образом реализуются основные задачи Чайковского мясокомбината — гарантировать абсолютную безопасность мясной продукции для здоровья потребителя, обеспечить максимальную свежесть, сохранность и ценные вкусовые характеристики продукта.
4) Широкий ассортимент.
Сочетание новейших технологий, качественного сырья и ингредиентов позволяет выпускать более 100 видов высококачественной продукции. Мы обеспечиваем присутствие и разнообразие наших товаров в каждом отдельном потребительском сегменте.
В таблице 2 представлена экспертная оценка конкурентов предприятия.
Таблица 2
Экспертная оценка конкурентов ЗАО «Агрофирма «Мясо»
Показатель |
Вес. коэф |
Агрофирма Мясо |
Конкуренты |
||||||||
КЭЛМИ |
ПМП |
Кунгурский мясокомбинат |
Куединский мясокомбинат |
||||||||
Балл |
Сумма |
Балл |
Сумма |
Балл |
Сумма |
Балл |
Сумма |
Балл |
Сумма |
||
Уровень цен |
0,2 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
4 |
0,8 |
Широта ассортимента |
0,2 |
5 |
1 |
4 |
0,8 |
4 |
0,8 |
5 |
1 |
4 |
0,8 |
Качество продукции |
0,3 |
5 |
1,5 |
4,5 |
1,35 |
4,5 |
1,35 |
5 |
1,5 |
3,5 |
1,05 |
Объем переработки мяса |
0,1 |
4,5 |
0,45 |
3 |
0,3 |
4 |
0,4 |
5 |
0,5 |
3 |
0,3 |
Налаженные связи с поставщиками |
0,2 |
5 |
1 |
4,5 |
0,9 |
5 |
1 |
5 |
1 |
4 |
0,8 |
Итого |
1 |
4,95 |
4,35 |
4,55 |
5 |
3,75 |
|||||
Лидером рынка является Кунгурский мясокомбинат, который получил 5 баллов (табл. 2).
Рис. 1. Оценка конкурентов
АО «Агрофирма «Мясо» занимает второе место, но его отставание от лидера не значительно, он набирает 4,95 балла (рисунок 1).
Ассортимент предприятия непрерывно пополняется новыми линейками изделий в соответствии со вкусами и пристрастиями покупателей. Среди приоритетных стратегических задач следует также выделить неизменную ориентацию на потребности клиента и укрепление его лояльности к бренду. За год мясокомбинат выпускает 5 000 тонн мяса и популярных мясных полуфабрикатов, а также более 1 200 тонн колбас. Продукция участвует в различных рейтингах, отмечается дипломами и наградами.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что уровень конкурентоспособности ЗАО «Агрофирма «Мясо» достаточно высока, от лидера рынка исследуемое предприятие отстает по объему перерабатываемого, по объему производственных мощностей, и как результат по объему продаж.
Литература:
- Гилязетдинова, Г.Р., Киреева-Каримова, А. М. Подходы к понятию конкурентоспособности организаций / Г. Р. Гилязетдинова, А. М. Киреева-Каримова // Вести научных достижений. Экономика и право. 2020. № 3. С. 61–68.
- Ибраева, Д. Н. Пути повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий России в современных рыночных условиях / Д. Н. Ибраева // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы инновационной агроэкономики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. под редакцией Н. И. Кузнецова; ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. 2016. С. 32–34.
- Притыка, К. С. Понятие конкурентоспособности фирмы и основные подходы к ее определению / К. С. Притыка // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63–4. С. 75–78.
- Пташникова, А. Ю. Анализ методов оценки конкурентоспособности предприятия / А. Ю. Пташникова // The Scientific Heritage. 2019. № 41–3 (41). С. 32–33.
- Саидов, И. Д. Современные направления повышения конкурентоспособности предприятий АПК / И. Д. Саидов // Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. 2016. Т. 1. № 9. С. 191–193.