Ключевые слова: мировая экономика, задолженность.
Актуальность работы обусловлена тем, что в современных условиях развития мирового хозяйства, многие страны так или иначе, имеют государственные заимствования перед другими государствами или крупными финансовыми кредиторами.
В этой связи, для государства важно проводить рациональную финансовую политику, которая будет направлена на сокращение текущей долговой нагрузки и улучшения ситуации.
При написании работы были применены методы статистики, сравнения и анализа.
Основу написания работы составили периодические издания, научные статьи и монографии по вопросам исследования государственного долга.
Структура работы представлена введением, четырьмя параграфами, заключением и списком использованной литературы.
1. Содержание и структура государственного долга
Перед тем, как переходить к исследованию специфики и структуры государственного долга выясним, что из себя представляет федеральный (консолидированный) бюджет и из чего он состоит.
Итак, под консолидированным бюджетом принято понимать совокупность доходных и расходных операций, которые реализуются за определенный промежуток времени в рамках определенного государства. В системе консолидированного бюджета принято выделять различные элементы, которые схематично, отображены на рисунке 1 [1].
Рис. 1. Структура федерального бюджета
Данные, представленные на рисунке 1 наглядно показывают, что ключевыми элементами в структуре бюджета государства являются доход и расходы [5].
Под доходами принято понимать совокупность всех поступлений в бюджет в рамках определенного промежутка времени. Под расходами принято понимать те направления, в которых тратятся полученные средства исходя из бюджетной классификации.
Принято считать, что структура консолидированного бюджета основана на устройстве бюджетной системы страны, основные разновидности которых представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Структура бюджетной системы государств
Данные рисунка 2 наглядно показывают, что в зависимости от формы государственного устройства, бюджетная система государства может быть как федеративной (состоящей из трех уровней), так и унитарной (двухуровневой).
В бюджетной системе государства может возникать такая ситуация, при которой расходы будут существенно превышать объемы доходных поступлений. В этой связи целесообразно говорить о возникновении такой ситуации, как дефицит бюджета и государственный долг [2].
Под государственным долгом принято понимать все объемы задолженностей государства за определенный временной промежуток как перед внешними, так и перед внутренними кредиторами.Вструктуре государственного долга можно наблюдать различные категории долговых обязательств, которые необходимо уплатить руководству страны в определенные сроки.
Государственный долг в бюджетной системе страны может возникать по ряду причин, которые более детально будут рассмотрены в следующем параграфе.
2. Причины возникновения государственных заимствований
Основными причинами государственного долга являются:
- Финансово-экономические спады, возникающие в мировой экономике;
- Снижение уровня налоговых поступлений в бюджет;
- Циклические спады, характеризующие определенный этап развития национальной экономики и т. д.
Все вышеназванные причины, приводят к возникновению и развитию государственного долга, основные разновидности которого представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Виды государственного долга
Из рисунка 3. можно заметить, что основными критериями деления государственного долга являются:
- Длительность предоставленного займа;
- Видовая принадлежность к валюте и т. д.
В экономике РФ на сегодняшний день, также можно выделить государственный долг и его специфические черты, и особенности, речь о которых более предметно пойдет в следующем параграфе [3].
3. Анализ государственного долга и оценка долговой нагрузки РФ
В экономике РФ можно выделить как внутренний, так и внешний государственной долг.
Для того, чтобы внутренний государственный долг покрыть, применяют самый разнообразный спектр инструментов, среди которых можно выделить:
1) применения резервов, находящихся в качестве золотого запаса;
2) федеральные государственные ценные бумаги и т. д.
На сегодняшний день государственный внутренний долг РФ не такой уж большой и для его покрытия используются золотовалютные резервы, совокупная динамика которых представлена на рисунке 4 [8].
Рис. 4 Динамика золотовалютных резервов РФ в млн.дол
Помимо данного направления, можно особо выделить и такую категорию заимствований, как федеральные займы, динамика и структура которых отображены на рисунке 5 [9].
Рис. 5 Динамика федеральных займов РФ в млрд руб.
Объемы внешнего долга РФ в отличие от внутреннего, существенно выше, что наглядно подтверждают данные таблицы 1.
Таблица 1
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации в 2015–2019 гг., (млн. долл. США)
Для того, чтобы сокращать объемы государственного долга в РФ необходимо применять комплекс мер, речь о которых более предметно пойдет в следующем параграфе [10].
4. Основные направления совершенствования рыночного механизма управления государственным долгом
Для управления и снижения государственного долга используют различные методы, которые схематично представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Методы управления государственным долгом
Помимо всего прочего, основными мерами по снижению долговой нагрузки являются:
1) контроль за целевым использованием заемных средств с целью достижения наибольшей их эффективности;
2) оплата части государственного долга в иностранной валюте при достижении курса национальной валюты минимального порога и т. д.
Применение вышеназванных мер наряду с эффективной кредитно-денежной и финансовой политикой позволит существенно улучшить состояние дел и снизить уровень долговой нагрузки [4].
Заключение
Под консолидированным бюджетом принято понимать совокупность доходных и расходных операций, которые реализуются за определенный промежуток времени в рамках определенного государства. Ключевыми элементами в структуре бюджета государства являются доход и расходы.
Под доходами принято понимать совокупность всех поступлений в бюджет в рамках определенного промежутка времени. Под расходами принято понимать те направления, в которых тратятся полученные средства исходя из бюджетной классификации.
В зависимости от формы государственного устройства, бюджетная система государства может быть, как федеративной (состоящей из трех уровней), так и унитарной (двухуровневой) [6].
В бюджетной системе государства может возникать такая ситуация, при которой расходы будут существенно превышать объемы доходных поступлений. В этой связи целесообразно говорить о возникновении такой ситуации, как дефицит бюджета и государственный долг.
Основными причинами государственного долга являются:
- Финансово-экономические спады, возникающие в мировой экономике;
- Снижение уровня налоговых поступлений в бюджет;
- Циклические спады, характеризующие определенный этап развития национальной экономики и т. д.
За последние годы в национальной экономике РФ можно наблюдать внешний и внутренний государственный долг, который негативным образом сказывается на развитие различных отраслей и сфер национальной экономики [7].
Для того, чтобы снизить долговую нагрузку, необходимо применять комплекс мер, среди которых:
- Контроль за целевым использованием заемных средств с целью достижения наибольшей их эффективности;
- Оплата части государственного долга в иностранной валюте при достижении курса национальной валюты минимального порога и т. д.
Снижение уровня долговой нагрузки позволит развивать различные отрасли и сферы национальной экономики и привлекать иностранных инвесторов.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.04.2021);
- Внешняя торговля Российской Федерации: учебное пособие / под ред. В. Ф. Салийчука. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. — 290 с. (дата обращения: 19.04.2021);
- Кештова, Д. Ж. Государственный внутренний долг Российской Федерации: анализ структуры и динамики / Д. Ж. Кештова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 293–295. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63777/ (дата обращения: 21.05.2021).
- Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Красавина [и др.]; ответственный редактор Л. Н. Красавина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 534 с.
- Под общей редакцией канд. экон. наук, доц. Ю. С. Долгановой, канд. экон. наук, доц. Н. А. Истоминой. Бюджетная система Российской Федерации. — Екатеринбург, издательство Уральского университета, 2019–10 с. (дата обращения: 18.04.2021);
- Якушев А.О Деньги, кредит, банки. Практикум: Учебник / А. О. Якушев — М.: КноРус — 2018. — 167 c. (дата обращения: 19.04.2021);
- Домашенко А. А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса: анализ структуры и динамики, перспективы управления, 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://web.snauka.ru/ (дата обращения:19.04.2021);
- Официальный сайт Министерства финансов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/ (дата обращения: 20.04.2021);
- Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://cbr.ru/ (дата обращения: 20.05.2021 г.);
- Официальный сайт ФТС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 18.05.2021).