Развитие и популяризация конкурентоспособных отношений в рамках предпринимательской деятельности — это основа построения современного рынка. Все это, несомненно, является подспорьем для преобразований в финансово-экономической области.
Главной целью любой предпринимательской деятельности или бизнеса является получение прибыли — с одной стороны, минимизация затрат — с другой.
Именно поэтому многие предприниматели стремятся добиться такого эффекта, грамотно подходя к выбору территории, где планируется организовать коммерческую деятельность. Здесь подразумевается, что бизнесмены отдают предпочтение тем субъектам и государствам, которые могут предложить благоприятные условия для развития. Главные факторы здесь — это приемлемый налоговый и правовой режим. Эти обстоятельства стали базой для возникновения такого экономического явления, как «офшорная зона».
Цель представленной работы — исследование зон льготного налогообложения в мировой экономике.
1. Офшорная зона
Термин «офшорная зона» (на английском языке «off shore», что дословно переводится как «вне берега») означает территорию государства или отдельную ее часть, на границе которой на компании-нерезидентов распространяется специальный льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения. Но есть важное условие: подразумевается, что предпринимательская деятельность должна осуществляться строго вне территории выбранного государства [4].
Впервые упоминания об офшоре был замечено в США в середине 20 века. Именно тогда собственники одного из предприятий приняли решение зарегистрировать свое дело в другой стране, где фискальные ставки были значительно ниже. Законами данное действие не запрещалось. Случай получил широкую огласку, многие предприниматели крупных фирм решили повторить данный опыт.
В настоящее время мы достаточно часто можем встретить термин «офшорная зона», который фигурирует на современном рынке ввиду сразу нескольких обстоятельств. Первое, на что следует обратить внимание, это тесная взаимосвязь офшорных зон с такими сферами как международные отношения, государственной политики, мировой экономики и иные сферы.
Согласно данным статистики, через офшорные зоны ежегодно перемещается большая часть банковских активов и практически 1/3 абсолютно всех инвестиций. Исследования подтверждают, что практически все крупнейшие компании Европы используют или пользовались офшорными предприятиями. Исследования предоставленные МВФ предоставили следующие данные: баланс даже самых мелких островных центров достигал отметки 30 % ВВП всего мира. Если перевести эти проценты в денежные средства, то речь идет о практически 20 триллионах долларов. Эти данные свидетельствуют о том, что на сегодняшний день офшорный бизнес развивается стремительно и имеет большое влияние на состояние мировой экономики.
Сегодня существует более 1.300.000 офшорных компаний, которые зарегистрированы в тех зонах, где закреплено на государственном уровне [8].
Если обратить внимание на географию этих территорий, то можно прийти к выводам о том, что у них есть общий признак: небольшие возможности для развития экономики (недостаточное количество природных и трудовых ресурсов). Именно это становится мотивом для властей к продаже юридического адреса с целью получения дополнительного источника финансирования бюджета. Помимо этого, в большинстве случаев офшорные зоны находятся на тех территориях, которые представляют собой остров или архипелаг. Преимущество будет отдаваться тем из них, которые обладают выгодным географическим расположением, развитой транспортной структурой и наличие крупных торговых сетей [10].
2. Зоны льготного налогообложения в мировой экономике
Быстро развивающиеся рынки Южной Америки и Азии становятся популярными и достаточно быстро обрели положение популярных и востребованных офшорных зон в мире. Обуславливается данная популярность низкими или совсем нулевыми налоговыми ставками, а так же большим количеством квалифицированных сотрудников и доступом к дешевым ресурсам. Поэтому международный бизнес положительно смотрит на данные офшорные зоны и инвестирует туда свой капитал.
В Гонконге, например, внутренним компаниям дается возможность входить на офшорные зоны и торговать на других рынках, не попадая под строгие ограничения специального налогового режима, распространяющегося на иностранные компании. Главными особенностями в рассматриваемом случае являются следующие пункты:
– высокий коэффициент ликвидности финансовых рынков;
– прозрачность законодательной базы;
– соблюдение правил общепризнанной мировой экономической политики.
Фундаментальными основами контроля в Гонконге является обеспечение комфортных условий для предпринимателей, простота процедуры регистрации бизнеса и минимальная налоговая ставка для предприятий или компаний.
Для государств, которые входят в число офшорных зон, основным доходом является регистрация и перерегистрация компаний, налоги уплачиваемые этими корпорациями, а так же оплата офисов арендуемых компаниями. Например, в последнюю категорию входит арендная плата, различные счета за коммуникации, оплата работы местным сотрудникам и так далее. В том случае, если офшорному предприятию требуется специальное оборудование или транспорт, то их импорт не подлежит налогообложению.
Помимо этого, создание зон льготного налогообложения благоприятно сказываются на развитии отдельных отраслей национальной экономики. В эту группу могут входить следующие варианты: высокие технологии, обрабатывающий сектор, отрасль туризма, транспортная структура и так далее. Помимо этого, ценным преимуществом создания льготной зоны может быть решением проблем, которые связаны со снижением уровнем безработицы населения. Речь идет о том, что в некоторых офшорных зонах обязательным условием является трудоустройство резидентов данного государства в открываемые на его территории предприятия или компании. Но на сегодняшний день существует достаточно серьезная проблема: анонимность регистрируемых фирм. Речь идет о том, что некоторые такие компании могут угрожать безопасности населения, маскирую предпринимательской деятельностью терроризм, теневую экономику или иные варианты нарушения законов [7].
Невзирая на то, что офшорных зон сегодня достаточно много, и к ним прописаны строгие порядки, и по этим предписаниям владельцы фирм выбирают для себя более подходящий вариант исходя из следующих качеств:
- Порядок в стране с политической стороны;
- стабильность экономической сферы ситуация (низкий уровень и темпы инфляции, относительно устойчивый курса валют, наличие развитой торговой и промышленной системы, отсутствие валютных ограничений);
- достаточный уровень развития инфраструктуры;
- либеральные условия налогообложения;
- принятый в стране язык, на котором будет функционировать офшорная фирма (наиболее распространенный вариант в данном случае — английский язык, но рекомендуется отдавать предпочтение официальному языку зоны льготного налогообложения);
- уровень развития банковской сферы и предоставляемых там услуг (данный пункт важен, так оказывает влияние на привлекательность зоны — гарантия сохранения в тайне конфиденциальной информации);
- цена различных услуг, необходимых для полноценного функционирования предприятия (консалтинговые, аудиторские и прочие услуги).
Важный нюанс: ключевым моментом является строгая конфиденциальность ценных данных компании. Именно этот пункт в большинстве случаев является для бизнеса одним из самых значимых критериев выбора зоны льготного налогообложения. Дело в том, что только такой подход позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности [3].
Зонами льготного налогообложения могут становиться как целые государства, так и определенные штаты или отдельные районы внутри страны, которые имеют свою юрисдикцию. Для примера можно рассмотреть штаты Орегон или Дэлавер в США. Подобным образом происходит и в Швейцарии, где так же в отдельных районах применяются льготное налогообложение, для компаний [5].
Офшор Дубай на сегодняшний день становится все более востребованным среди предпринимателей вариантов.
Корпоративная деятельность представленного государства — это перспективные инвестиционные направления. Пример тому является нулевая ставка налога на прибыль в Дубае. В соответствии с этим можно свидетельствовать, что Дубай представляет собой юрисдикцию, гарантирующую сразу несколько важных параметров: анонимность и безопасность. В соответствии с этим Дубай представляет собой одну из самых привлекательных стран в системе зоны льготного налогообложения в современных реалиях.
Швейцария приобрела статус зоны льготного налогообложения из-за сложившейся традиции, представляющей собой строгое соблюдение банковской тайны, сохранности активов каждого владельца счета в швейцарском банке. Во многом данная страна популярна у предпринимателей благодаря выгодному месту расположения. Именно поэтому более сотни организаций из Северной Америки и Европы выбрали Швейцарию в качестве места для создания различных баз (производственных, научно-исследовательских и другое) [1].
3. Разница в зонах льготного налогообложения
По мнению многих европейских экспертов, зоны льготного налогообложения в мировой экономике значительно разнятся по паритету покупательной способности местного населения. Например, самые высокие стандарты уровня жизни в странах оффшорной зоны наблюдаются в Гонконге и в Панаме.
Средняя зарплата в связи с режимом наибольшего благоприятствования для компаний, желающих снизить издержки на масштабах производства в этих странах не ниже, чем в США, Канаде или в ЕС. Из этого следует, что мировая экономическая политика не может обходиться без особых территорий, где налоговая ставка минимальная либо близится к нулю [5].
Положительный эффект от наличия зон льготного налогообложения очевиден. С одной стороны, удается ускорить мировое экономическое развитие не менее, чем на 5.99 % в год, если рассчитывать из среднего показателя.
В 2018 и в 2020 годах благодаря наличию оффшорной зоны в Европе показатель безработицы снизился почти на 3 %, что считается наиболее весомым показателем, начиная с 2005 года. Однако имеет место также и негативный эффект таких мер. Связан он со следующими причинами:
- Многие мировые концерны предпочитают регистрировать свои компании не в странах с самой высокоразвитой экономикой. Например, в США или в Японии. Это наносит вред репутации государства как гаранта экономической эффективности.
- Налогооблагаемая база в 2017 году была пересмотрена почти в 50 странах мира, особенно это относится к Китаю и Индонезии. Именно эти две страны имеют наибольшее количество зон льготного налогообложения. Прежде всего, речь идёт о Тайване и острове Ява в Тихом океане.
Несмотря на высокие стандарты уровня защиты капитальных резервов в 2019 году почти 60 % всех зон оффшорного рынка ценных бумаг в Гонконге подвергся критическим высказываниям со стороны правительства Китая.
Иными словами, китайский опыт управления проектами подобного рода пока ещё отстаёт от европейского и даже российского. Выделим основные недостатки подобной системы:
- Практическая неподконтрольность центральной федеральной власти.
- Невозможность получить гарантии возврата финансовых ликвидных средств, даже если для этого имеется правительственное соглашение.
- В большинстве случаев зоны льготного налогообложения аккумулируют в себе компании, занимающиеся финансовым маневрированием и укрывательством капитала [3].
Судя по статистике, в 2019 году произошло усиление создания зон льготного налогообложения и аккредитации компании. Однако российская специфика уникальна в данном плане по целому ряду причин. Например, в России, по инициативе президента РФ Владимира Путина, в 2021 году будет создана новая система оффшорного рынка в Сибири и на дальнем востоке районе города Находка и Петропавловск Камчатский.
Мы на данный момент не можем критиковать подобные решения, однако для мировой экономики российские зоны льготного налогообложения представляются наиболее перспективными с социальной точки зрения, тогда как экономическая политика в данном случае выходит на второй план.
Из данного положения можно констатировать, что Россия в ближайшие годы займет важное место в системе создания зон льготного налогообложения иностранных компаний, в первую очередь китайских и корейских, что плодотворно скажется на мировой экономике и системы стимулирования экономических показателей. При этом к 2025 году российский удельный вес в плане создания оффшорного рынка может вырасти в два раза по сравнению с сегодняшними показателями.
Заключение
Таким образом, влияние зон льготного налогообложения на мировую экономику обладает двумя сторонами. Процветающая офшорная зона способна значительно улучшить экономическую ситуацию в той стране, где официально зарегистрированы компании и предприятия, стабильно приносящие доход. В этом и состоит главная цель создания офшорных зон, представляющая собой условия взаимовыгодного сотрудничества на постоянной основе и получения финансовой выгоды обеими сторонами.
Деятельность мировых зон льготного налогообложения в настоящее время тщательно регулируется установленными международными правилами, которые направлены на борьбу с финансированием терроризма, отмыванием финансовых средств и различными видами кибер-преступлений (эти направления являются сегодня одними из самых острых вопросов, создающих серьезную угрозу безопасности). Именно этот диктует необходимость внедрения максимально эффективных механизмов обеспечения безопасности, подразумевающих строгую процедуру идентификации клиентов.
Литература:
- Хасбулатов, Р. И. Международные корпорации в мировой экономике: учебник для вузов / Р. И. Хасбулатов. 2020г. Дата обращения (15.04.2021)
- Налоговый кодекс РФ (ред. от 04.12.07), статьи 288.1 и 385.1 (Дата обращения 14.04.2021)
- Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Региональные институты развития в сиси-теме стратегического планирования // ЭТАП: Экономическая Теория, анализ, Практика. 2018. № 1. С. 61–78. (Дата обращения 15.04.2021)
- Кононова В. Налоговая политика: Кто заплатит за маневр // Ведомости. 2017. 3 мая. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/ articles/2017/05/03/688431-kto-zaplatit. (Дата обращения 15.04.2021)
- Гордиенко, А. С. Международно-правовое регулирование офшорного бизнеса / А. С. Гордиенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 303–305. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64959/ (Дата обращения: 16.04.2021).
- Федеральный закон от 08.06.2015 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
- http://base.garant.ru/71066776/#ixzz49Q53DnkY (Дата обращения: 17.04.2021.)
- Федеральный закон от 5.04.2013 г. № 39-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (Дата обращения 15.04.2021)
- Ворожихин В., Милоголов Н., Церенова К.: «Международное налогообложение: размывание налоговой базы с использованием оффшоров». 2016г. (Дата обращения 15.04.2021)
- Бодров, А. Г. О роли и факторах оффшорных зон в мировой финансовой системе послевоенного периода / А. Г. Бодров // Экономические отношения. — 2018. — Т. 8. — № 1. — С. 49–62. — С. 54–55. (Дата обращения 15.04.2021)
- Лесняк, О. В. Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций / О. В. Лесняк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 189–190. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46291/ (дата обращения: 15.04.2021).