В данной статье автор описывает испытание и применение модернизации вала-обогатителя для ТНВД КамАЗ.
Ключевые слова: ТНВД, болт ОПТ, вал-обогатитель.
В предыдущей статье мы описали и теоретически обосновали необходимость постановки подвижного вала обогатителя на топливный насос высокого давления (ТНВД).
Напомним, что актуальность данной работы заключается в увеличении подачи топлива, поступающего в блоки цилиндров автомобилей общего назначения КамАЗ, а следовательно повышения тягово-скоростных характеристик и мощности двигателя. Всё это поможет водителю при преодолении сложных участков дороги (грязь, глубокий снег и т. п.), буксировке других транспортных средств, движении загруженного автомобиля на подъём или в качестве автопоезда. В военной среде, это также перевозка различных видов артиллерии и вооружения, имеющих немалые объем и массу.
Расчёт габаритных размеров рассматриваемой конструкции исходил из размеров и толщины стенок самого ТНВД и его задней крышки. Он не потребовал особых усилий, так как это обычные геометрические расчёты, которые должны проводится под каждую испытуемую модель насоса. Пружины подбирались эмпирическим путем, из-за того что давление на болт общей подачи топлива (ОПТ) со стороны регулятора частоты вращения коленчатого вала (ЧВКВ) меняется, в зависимости от оборотов двигателя.
Когда все элементы конструкции были изготовлены, собраны и поставлены на свое место, оставалось лишь подобрать зазор между ограничительной гайкой и стенкой насоса, провести обкатку насоса для уточнения результата. Обратим внимание на то, что зазор о котором говорилось выше, и является ходом нашего болта ОПТ, то есть это расстояние, на которое он будет выдвинут при задействовании вала-обогатителя. Также регулировка данного расстояния будет пропорционально увеличивать процентную подачу топлива, а как следствие и мощность двигателя.
Всё это, естественно, регулировалось и подбиралось на специализированном стенде 05Э для испытания дизельных ТНВД, и после проведения нескольких экспериментов были достигнуты нужные показатели. Итог — увеличение подачи топлива на 18 % при одинаковых количествах циклов и на всех основных частотах вращения коленчатого вала двигателя. На фотографиях наглядно показана разница на указанные проценты (на первой — без воздействия вала-обогатителя, на второй — с его участием).
Это означает, что при необходимости, прямо в процессе езды, можно увеличить мощность двигателя на 18 %.
На вопрос о взаимосвязи количества подаваемого топлива и мощности ДВС можно обратиться к каталогам ТНВД КамАЗ. Там можно явно увидеть разницу между моделями насосов 334 и 33–10: у них одинаковые ход и диаметр плунжеров, мощность различается на 20 %, причем остальные геометрические параметры, всевозможные рычаги, тяги, муфты и регуляторы также абсолютно одинаковые. Разница лишь в отсечном кромке плунжеров, которая на первой модели насоса увеличена, а значит и увеличены его активный ход и количество захватываемого топлива.
Мы же сделали подобное на те модели насосов, на которых это не было предусмотрено. Причём осуществление может происходить кратковременно по усмотрению водителя
На полный расчёт, изготовление и установку немногочисленных деталей ушло два рабочих дня. Но стоит задуматься сколько это может сэкономить времени и физических усилий водителя. Ведь при наступлении сложного участка дороги или подъёма загруженный автомобиль не всегда справляется с силами природы и физическими законами. А кратковременное увеличение мощности двигателя и его тягово-скоростных характеристик только поможет облегчить труд человека.
Литература:
- Модернизация топливного насоса высокого давления с целью повышения мощности двигателя / Д. А. Рожков, В. А. Севостьянов, А. С. Фонов [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 35–37. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78956/ (дата обращения: 27.04.2021).
- Каталог деталей и узлов топливных насосов высокого давления моделей 33–02, 33–10, 334, 337–40. ОАО «ЯЗДА»