В современном обществе, погруженном в информатизацию, актуальным является использование компьютеров и робототехники. Это касается всех областей современной жизни от производства до образования, в том числе и прежде всего дошкольного образования. С раннего возраста у ребенка формируются навыки, необходимые для освоения и совершенствования в последующие годы его жизни.
Дети старшей и подготовительной групп активно осваивают высокотехнологические игрушки в процессе образовательной деятельности и в кружковой работе.
Последовательно и поэтапно дети знакомятся с программными роботами, знакомятся и изучают роботизированный мягкий магнитный конструктор Макки, знакомятся роботизированной платформой на колёсах «МАГФОРМЕС», знакомство с программируемым роботом Bee-bot или «Умная Пчелка», «Робомышь», Cubetto, Matatalab, от элементарных до технически сложных.
Рис. 1. Магнитный конструктор «Макки»
Рис. 2. Роботизированная платформа на колёсах «МАГФОРМЕС
Рис. 3. «Bee-bot Пчелка»
Рис. 4. «Робомышь»
Рис. 5. Matatalab
Рис. 6. Cubetto
В нашей статье речь пойдет о програмируемых роботах Bee-bot или «Умная Пчелка», «Робомышь», Cubetto.
Здесь необходимо уточнить понятия программирования как процесса создания компьютерных алгоритмов. Например, при работе с роботоми Bee-bot или «Умная Пчелка», «Робомышь», Cubetto, у детей развивается мышление с помощью алгоритмов, как индивидуально, так и в команде.
Это входит в область исследования такой науки, как алгоритмика. Последняя позволяет воспитателю и детям спланировать этапы и время на организацию деятельности. Так, во второй младшей группе дети учатся выполнять простейшие алгоритмы в процессе игровой деятельности (поиграл, убери за собой игрушку на место), алгоритм поведения за столом, в процессе освоения культурно-гигиенических навыков.
Начиная со средней группы, начинают вводиться так называемые «линейные алгоритмы» — в них действия выполняются однократно, в определенной последовательности. Например, дети осмысленно заботятся о цветах в группе: поливают, протирают лепестки влажной тряпочкой, рыхлят землю.
В старшем дошкольном возрасте вводится циклический алгоритм — заданная последовательность действий повторяется до тех пор, пока не будет выполнено условие. Например, при работе с роботом по теме «Пчелка в лесу» дети закрепляют основные кнопки управления роботом Bee-Bot. Выстраивают алгоритм действий для робота по заданному маршруту с использованием коврика «Лес». Программируют робота в игре «Доберись до улья».
Рис. 7
Когда дети освоят работу с циклическим алгоритмом, начинаем вводить разветвляющийся алгоритм — для апробации определенного условия применяется несколько последовательностей действий: если условие выполняется, то ребенок использует один алгоритм, если нет, то другой. Например, при работе с роботом Cubetto, дети закрепляют представление работы команд на блоке-функций. Создают подпрограммы на линии функции, что позволяет сделать программы более короткими и элегантными.
Рис. 8
Алгоритмика и робототехника способствуют формированию мышления и интеллекта ребенка. Освоение чего-то нового в дошкольном возрасте является фундаментом для дальнейшего совершенствования в школьном возрасте. Компьютеризация, применение высокотехнологических средств обучения незаменимы в современном мире. Играя, ребенок учится, а обучаясь, развивается. В этом и состоит цель современного образовательного процесса. Грамотным же является человек, который не только владеет письмом и речью, но и умеет пользоваться компьютером