Федеральный Закон является законодательным актом Российской Федерации, который принимают в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Новый специальный Федеральный Закон призван исправить пробелы старой редакции и установить соответствие другим нормативным актам, устранить разногласия. В данной статье рассмотрены практические трудности реализации положений законодательства, которое регулирует деятельность объединений граждан для ведения садоводства и огородничества, проблемы, возникающие при толковании аспектов данного закона.
Ключевые слова: садоводческое некоммерческое товарищество, некоммерческая организация, социально-ориентированная организация, для собственных нужд.
A federal law is a legislative act of the Russian Federation that is adopted in accordance with the Constitution of the Russian Federation. The new special Federal Law is designed to correct the gaps in the old version and establish compliance with other regulatory acts, eliminate disagreements. This article discusses the practical difficulties of implementing the provisions of the legislation that regulates the activities of citizens ' associations for gardening and gardening, and the problems that arise when interpreting aspects of this law.
Keywords : horticultural non-profit partnership, non-profit organization, socially-oriented organization, for their own needs.
Введение. С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ, который был призван исправить пробелы старой редакции и установить соответствие другим нормативным актам, устранить разногласия [1]. Но, при практическом применении положений данного Закона оказалось, что он не только не устранил их, но и создал новые, практически не разрешимые противоречия и коллизии. В книге Комментариев к новому закону «О ведении гражданами садоводства и огородничества»
Бутовецкий А. И. и Ковалева Е. Л., анализируя структуру закона, а в частности положения ст. 4 и 7–20 приходят к выводу, что данные статьи определяют особенности гражданско-правового положения садоводческих и огороднических товариществ [2, с.17]. Но при этом не определяет само правовое положение, но так как товарищества являются объединениями, то применительно к садоводам и огородникам как до, так и после вступления в силу комментируемого закона продолжает носить особый правовой характер, подчеркивающий конституционный смысл ее создания — добровольная реализация гражданами права на объединение. Из предмета правового регулирования комментируемого закона следует, что данный закон регулирует правоотношения, складывающиеся в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества именно для собственных нужд [2, с.14].
Однако понятие «для собственных нужд» не раскрывается ни самим законом, ни авторами вышеуказанных комментариев.
Обратимся к событиям, уже ставшими историей. 11 декабря 2014 года в Государственной Думе прошел «круглый стол» на тему «Будущее садоводства в России», организатором которого выступила общероссийская общественная организация «Союз садоводов России». Именно там Неверов С., вице-спикер Госдумы, секретарь Генсовета партии «Единая Россия » назвал садоводов «активными участниками реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ». Там же Вице-спикер Госдумы, лидер думской фракции «Единая Россия» Васильев В. сказал,что «главная задача сегодня — чтобы огородники и садоводы смогли внести свой посильный вклад в импортозамещение и продовольственную безопасность страны. При этом ведь ничего особо и придумывать не надо, надо просто использовать уже имеющееся!» Там же были приняты решения о создании баз и прочих мерах, призванных помочь садоводам в реализации излишком выращенной продукции и подняты вопросы о предоставлении им налоговых льгот [3]. В свете всех этих заявлений можно было однозначно сделать вывод, что все садоводческие объединения относятся к социально ориентированным некоммерческим организациям. В действующем на то время Федеральном законе 66-ФЗ не имелось ссылки на то, что объединившиеся собственники дач ведут садоводство для собственных нужд, что позволяло им зарабатывать на продаже результатов своей садоводческо-огороднической деятельности [4].
Думаем, что конкретизация в Федеральном законе «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ исключает возможность считать Садоводческие некоммерческие товарищества социально ориентированной организацией [1]. В статье 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях» указаны виды деятельности, которые могут осуществлять именно такие социально ориентированные организации, к садоводствам они никак не относятся [5]. Кроме того, статья 427 НК РФ разрешала организациям на УСН, осуществляющим деятельность в производственной и социальной областях, в том числе СНТ, применять пониженные тарифы страховых взносов (в размере 20 %) в период 2017–2018 годов, а с вступлением в действие нового закона с 1 января 2019 года такие льготы уже не действуют [6]. Конечно, мы можем думать, что возможно все это не так значимо в плане прав садоводов и огородников на реализацию продукции своего труда, ведь специальный закон имеет приоритет (Lex specialis derogat legi generali), но нигде и в ни в каком пункте данного закона не разъяснено что означает «на собственные нужды». Означает ли это запрет пенсионерке продать ею же выращенные огурцы и получить небольшую прибавку к пенсии или для этого ей необходимо по меньшей мере получить патент мы не знаем, многие средства массовой информации это именно так и толкуют, без ссылок на юридические источники. Заметим, что до сих пор большую часть садоводов России составляют малоимущие слои населения и пенсионеры, которые выращивают экологически чистые продукты питания и реализуют свое право на отдых только на своем же участке.
Буковецкий и Ковалев в своих комментариях к закону отмечают лишь то, что термин «садоводство» столь многогранен, что в 217-ФЗ законодатель четко обозначил «предмет его правового регулирования» — для собственных нужд [2, с. 15]. Считаем, что обозначил напротив не четко, что понесет за собой различное толкование разными юристами, судами, чиновниками.
Кроме этого, основного момента, хотелось бы заметить, что данный Закон накладывает на садоводов ряд обязанностей, которые в нашем понимании противоречат Конституции Российской Федерации в частности фактически принуждая к заключению договора с банковской организацией, так как устанавливает порядок оплаты взносов только на расчетный счет, фактически вынуждая садовода платить комиссию [7]. Конечно, тут бы хотелось поспорить, что существует договор поручения, и если садовод пришел в кассу и оплатил взнос наличным путем, то он доверил товариществу внести эти деньги на расчетный счет. В законе есть ссылка на то, что деньги вносятся на расчетный счет путем, установленным в Уставе, но судебная практика говорит о другом.
Так в решении Арбитражного суда Самарской области по делу № А55–29699/2019 от 16 декабря 2019 года сказано: «Возможности установления уставом товарищества иного способа сбора взносов Законом N 217-ФЗ не предусмотрено, поэтому ссылка ТСН на п. 7.3 Устава, предусматривающего, что членские взносы вносятся в кассу ТСН или перечисляются через банк, отклоняются судом как противоречащий положениям п.3 ст.14 Закона № 217- ФЗ. Введение указанной нормы вызвано большим количеством жалоб на нецелевое и 12 А55–29699/2019 неконтролируемое расходование денежных средств товарищества в связи с частым нарушением установленного порядка ведения кассовых операций, и направлено на повышение прозрачности финансовой деятельности товарищества» [8]. А в последующих актах апелляционной и кассационной инстанций Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ сказано (Постановление апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу 14 февраля 2020 года. Дело № А55–29699/2019) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрена обязанность внесения взносов членами 5 А55–29699/2019 товарищества, в порядке установленном уставом товарищества, на расчетный счет товарищества (п. 3 ст. 14 217-ФЗ), иного способа сборов взносов не предусмотрено» [9]. При этом суды двух последних инстанций указывают, что деньги в кассе можно хранить в пределах установленного лимита, но такой лимит устанавливается исходя из суммы денег, снятых с расчетного счета в течении 7 дней подряд, так как СНТ не относится к малым предприятиям [9].
Что ведет к оплате комиссий за снятие денежных средств, которые опять же оплачивают садоводы. При этом в Законе не обозначена обязанность садовода вносить оплату за пользование электроэнергией на расчетный счет, что приводит к трудностям в общении руководства СНТ с садоводами, так как большинство из них не понимает, почему в кассу нельзя вносить оплату целевых и членских взносов, а оплату за потребленную электроэнергию можно.
На основе проведенного анализа стоит отметить, что Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ, положения «которого затрагивают значительную часть населения Российской Федерации» [2], не только не разрешил существующие коллизии и противоречия с иными законами Российской Федерации, но и, напротив, их создал. Кроме того, установил ряд запретов и ограничений, которые противоречат положениям Гражданского Кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и нарушают права членов таких объединений.
Литература:
1. Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ (последняя редакция) // Консультант плюс: справочно-правовая система
- Бутовецкий А. И. и Ковалева Е. Л. О ведении гражданами садоводства и огородничества: Комментарий к новому закону/ Бутовецкий А. И. и Ковалева Е. Л.- М.: Проспект, 2019. – с. 10–256.
- Садоводы и огородники страны могут внести серьезный вклад обеспечение продовольственной безопасности страны // Информ-24: законодательные инициативы: Электронно-аналитический портал. — 2014 — URL: https://inform-24.com/3678 (дата обращения 29 декабря 2020 года).
4. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 N 66-ФЗ (последняя редакция) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года. ст. 38–86 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция) ст. // Консультант плюс: справочно-правовая система
7. Конституция Российской Федерации (с изменениями на 14 марта 2020 года) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
- Решение Арбитражного суда Самарской области по делу А55–29699/2019 от 16 декабря 2019 // URL A55–29699–2019_20191216_Reshenie.pdf (arbitr.ru) (дата обращения 6 января 2021 года).
- Постановление апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу по делу Дело № А55–29699/2019 от 14 февраля 2020 года. // URL A55–29699–2019_20200214_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf (arbitr.ru) (дата обращения 6 января 2021 года)