В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкретизируют примерами из рабочих тетрадей по предмету «Литературное чтение» УМК «Школа России». В статье предлагается вниманию читателей методы и приемы, позволяющие развивать умение осуществлять поиск информации. Во второй части статьи представлены результаты исследования, проведенные с младшими школьниками по методике «Неоконченное стихотворение».
Ключевые слова: читательская компетентность, поиск информации, рабочая тетрадь, ФГОС НОО, метапредметные результаты, УМК, учебник, исследование.
В современном мире поток информации растет стремительными темпами. Никогда прежде мы не получали такой объем нового материала, как в наши дни. Следовательно, возникает актуальная проблема, как же нам найти необходимую информацию? Важно отметить, что поиск информации и ее получение, мы осуществляем каждый день будь то просмотр телевизора, новостей в интернете или просто чтение книг. Но как именно мы осуществляем этот поиск?
Проблема поиска информации актуальна не только для взрослого человека, но и для младшего школьника, так как уже в начальной школе детям даются задания, в которых необходимо осуществлять поиск информации. На предмете «Литературное чтение» мы замечаем, что учащиеся ищут информацию для ознакомления с биографией писателя, осуществляют поиск книг, создают сообщения по разным темам, знакомятся с терминами.
Особенностями поиска информации и способами получения информации занимались такие педагоги, как Е. Л. Колганова, Н. Г. Мальцева, Е. М. Дукач, В. П. Фиалковская и др.
Умение осуществлять поиск, сбор, обработку, анализ информации заложено в ФГОС НОО. Стандарт это умение относит к обязательным образовательным метапредментым результатам. [1] Именно в начальной школе происходит активизация развития познавательных способностей, поэтому знакомство с основами информационной культуры и формирование информационной грамотности, должны начинаться в период обучения ребенка в 1–4-х классах. И поэтому перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача — научить учащихся ориентироваться в массивах информации, способность развитию умения работать с информацией.
Чтобы стать квалифицированным читателем, одних знаний недостаточно, нужно еще научиться работать с книгой до чтения, во время чтения и после прочтения, кроме того, понимать цель своей деятельности и этапы работы.
В настоящее время проблема поиска информации затрагивает почти все сферы, но важным остается определить, для чего мы осуществляем этот поиск. А. А. Гречихин выделяет три основные цели информационного поиска:
1) поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников;
2) поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых может содержаться нужная информация;
3) поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге. [2]
В начальной школе учащиеся осуществляют поиск информации в основном с целями, изложенными во втором и третьем пункте, а именно «Найди сборник стихов Саши Черного в алфавитном каталоге библиотеки. Прочитай несколько его произведений. Какое тебе понравилось? О чем оно?» (Р.Т. 3 класс УМК «Школа России») и «Дополни свое высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или Интернете» (Р.Т. 3 класс УМК «Школа России»).
Исследователи К. Маннинг, П. Рагхван, Х.Шютце выделяют следующие этапы информационного поиска: определение совокупности источников информации, получение информации из выделенных источников, ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска [7, с. 232] Н. Е. Колганова выделяет следующие этапы работы по формированию читательских умений: этап адаптации, познавательно — деятельностный этап, этап коммуникативной активности и последний этап — самореализации. [3, с. 108]
Важно отметить, что учащихся учат ориентироваться в потоке информации, осуществлять поиск информации, для этого в УМК «Школа России» существует специальная рубрика «Советы маленьким школьник». В этой рубрике по пунктам объясняется, как искать информацию в разных источниках «Как найти нужную книгу в библиотеке» (Р.Т. 2 класс УМК «Школа России» стр.11), также это умение формирует и проект, которые представлены в данном УМК.
Осуществление поиска информации в начальной школе представляет собой работу с доступными источниками информации: ведение наблюдений, получение информации при общении со взрослыми, работа с текстовой информацией (в книге, компьютере).
Кроме того, стандарт нового поколения диктует нам, что необходимо формировать не только умение осуществлять поиск информации, но формировать у младших школьников читательскую компетентность. (Поиск информации компонент читательской компетентности) Читательская компетентность младших школьников — это высокий уровень владения читательской деятельностью: глубокая мотивация, знание круга детского чтения в его жанрово-тематическом отношении, умение выполнять необходимые читателю действия с детской книгой и произведением, действенный интерес к чтению и литературе, доступной по содержанию и форме. [3, с. 109]
Нами было проведено исследование.Вданном исследовании в качестве объекта выступает умение осуществлять поиск информации младшими школьниками.
Предмет исследования: особенности поиска информации младшими школьниками.
Гипотеза исследования: использование методики «Неоконченные предложения» даст возможность выявить особенности поиска информации младшими школьниками.
Задачи исследования:
– Ознакомиться со списком произведений, которые учащиеся проходят по программе;
– Подобрать для эксперимента стихотворение;
– Изучить биографию автора стихотворения;
– Подготовить «легенду» для учащихся;
– Подготовить раздаточный материал и инструментарий для проведения эксперимента;
– Согласовать организационные моменты с администрацией школы;
– Согласовать дату и время с учителями классов, в которых будет проведен эксперимент;
– Обсудить с учителями классов, в которых будет проведен эксперимент, детали работы;
– Заинтересовать учащихся и вовлечь в поисковую деятельность;
– Собрать у учащихся результаты поиска;
– Провести с учащимися беседу с уточнением деталей поиска;
– Обработать полученные результаты;
– Сделать выводы по результатам исследования.
В данном исследовании была применена методика «Неоконченное стихотворение». Учащимся необходимо было найти начало и конец стихотворения, автора данного стихотворения и познакомиться с его биографией.
Эксперимент проводился с учащимися 3 «Г» класса школы № 124 г.о. Самара. Всего в исследовании принял участие 21 ученик.
Учащимся предлагался отрывок стихотворения Роберта Рождественского из цикла стихотворений «Алешкины мысли»:
«Придумали снег
с морозами,
придумали море
с дюнами.
Придумали кашу вкусную,
ванну
и мыло пенное».
Оригинал стихотворения:
«Пока меня не было,
взрослые
чего только не придумали!
Придумали снег
с морозами,
придумали море
с дюнами.
Придумали кашу вкусную,
ванну
и мыло пенное.
Придумали песню грустную,
которая —
колыбельная.
И хлеб с поджаристой коркою!
И елку
в конце декабря!..
Вот только
лекарства горькие
они придумали
зря!»
Роберт Рождественский
Отрывок стихотворения был написан на доске. Так же с учениками была проведена мотивирующая беседа, озвучены критерии и оговорены варианты поиска.
Критерии оценки результатов поиска:
- Правильно указано название стихотворения (если есть)
- Указан автор стихотворения
- Стихотворение представлено в полном объеме (письменно или в печатном виде)
- Представлена биография автора (письменно или в печатном виде)
- Проявлен творческий подход (имеется рисунок к стихотворению, красивое оформление, отзыв и т. п.)
Во время первичной беседы с учащимися обсуждались возможные варианты поиска стихотворения и информации. По результатам беседы, учениками были предложены следующие варианты поиска информации:
Один ученик предложил найти информацию в библиотеке, четыре ученика — спросить у взрослых, остальные — найти в интернете.
Предложенное задание заинтересовало большую часть класса, учащиеся активно принимали участие в обсуждении задания. По итогам исследования, получились следующие данные:
Всего |
Приняли участие |
Справились с заданием |
Не справились с заданием |
|
Кол-во учащихся |
21 |
11 |
8 |
3 |
Не справились с заданием 3 учащихся.
Причины:
- «Сходил в библиотеку, но она была закрыта»
- «Спросил у мамы, но она не знает»
- Учащийся нашел в интернете другое стихотворение (А.Тальковский «В парусиновых брюках»).
Учащиеся, принявшие участие в эксперименте, искали информацию следующим образом:
По данным двух диаграмм можно сделать вывод о том, что учащиеся, справившиеся с заданием, нашли верную информацию исключительно в интернете.
Анализ литературы показал, что для того, чтобы способствовать повышению информационной культуры младшего школьника необходимо учитывать в образовательном процессе определенные особенности и создавать необходимые условия. М. А. Мухина и Н. Н. Чистякова считают, что оптимальным средством обучения учащихся поиску информации являются — словари. По их мнению, необходимо создать условия (систематическая работа со словарями на уроках и внеклассных занятиях; разработка и применение алгоритма работы со словарями), которые приведут к положительному результату, а именно формированию у учеников умения осуществлять поиск информации. [8, с. 94]
М. Л. Кусова предлагает проводить работу по формированию умения осуществлять поиск информации используя научно-познавательные тексты, т. е. учебно-научный текст выступает как способ обработки и хранения полученной информации. [5, с. 121] Фиалковская предлагает использовать в работе по формированию информационной грамотности различные методы и приемы, в том числе отдельно проводить работу с электронными текстами, словарями, давать дифференцированные задания, использовать проектную, исследовательскую деятельность и другие приемы. [9, с. 128]
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс] // Сайт министерства образования и науки Российской Федерации URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn
- Гречихин А. А. Библиографическая эвристика: История, теория и методика инфорационного поиска [Электронный ресурс] // Онлайн — версия: [web — сайт] (29.05.2021).
- Колганова Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников. Гуманитарные науки. Педагогика и психология. Вестник ТГУ. 2013. № 3. С. 106–111.
- Кусова М. Л. Учебно-научный текст как средство формирования информационных умений у младших школьников. Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С.118–123.
- Мальцева Н. Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника. — Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 86–90.
- Маннинг К. Введение в информационный поиск / К.Манниг, П. Рагхван, Х. Шютце. — Москва: Вилиамс, 2011. — 528 с.
- Мухина М. А., Чистякова Н. Н. Словари как средство формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации.: Новая наука: опыт, традиции, инновации. — 2016. С. 93–95.
- Фиалковская В. П. Эффективные приёмы работы с информацией на уроках русского языка и литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 127–129. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/7158/ (дата обращения: 28.05.2021).