В третьей декаде XXI века опыт многих городов транслирует информацию о необходимости отказа от старой формы проектирования (плоскостной застройки) городов. Складывающиеся обстоятельства подвергают к неотвратимому переходу от горизонтального к вертикальному зонированию городских объектов социального, транспортного, культурного и мемориального характера. Целью данной статьи является изучение актуальных затруднений инновационного развития подземного городского пространства и подземной урбанистики с точки зрения примера формирования инновационного мемориального пространства. При формировании инновационного мемориального пространства с помощью подземной урбанистики реализуется освоение городского подземного пространства с социального, культурного, психологического и художественного направления.
Ключевые слова: урбанистика, подземная урбанистика, архитектура, мемориальное пространство, мемориал, градостроительство.
В настоящее время в целях решения транспортных, социальных и экологических проблем в сфере градостроительства является актуальной насущная идея развития подземного пространства, ввиду того что в третьей декаде XXI века площадь земной поверхности, занятой объектами промышленного, жилищного, социального, культурного и хозяйственного назначения, составляет около 5 % всей поверхности материков в мире. В частности, достигая до 20 % территорий государств Европы.
Улицы, проспекты и площади всех городов заполняет множество автомобилей и, несомненно, требуется перманентное расширение проезжей части и числа парковочных мест, в особенности. Если привлекать население к освоению новых территорий, это неизбежно приведет к сокращению лесных плантаций и площади земель, которые необходимы для взращивания сельскохозяйственной продукции. Исключительная нехватка земли в городах является причиной поиска дополнительных способов для оснащения пространства. Опыт многих городов транслирует информацию о необходимости отказа от старой формы проектирования (плоскостной застройки) городов. Складывающиеся обстоятельства подвергают к неотвратимому переходу от горизонтального к вертикальному зонированию городских объектов социального, транспортного, культурного и мемориального характера.
Целью данной статьи является изучение актуальных затруднений инновационного развития подземного городского пространства и подземной урбанистики с точки зрения примера формирования инновационного мемориального пространства.
Подземная урбанистика — это область градостроительства и архитектуры, связанная с комплексным использованием подземного пространства городов и прочих населенных пунктов. Подземная урбанистика должна отвечать требованиям градостроительной социальной гигиены, эстетики, и что немало важно технико-экономическим требованиям [4].
На данный момент наблюдается неудовлетворительная ситуация в сфере знаний о подземном пространстве. Многие исследования о подземной урбанистике реализуются только в пределах отдельных сооружений и зданий — это становится причиной наличия исключительно локальной информации. Более того, необходимые данные зачастую находятся у разных организаций как государственных, так и частных, и сбор воедино всех источников может занять много времени. Между специалистами, задействованными в данной сфере (инженеры, геологи, экологи), не наблюдается взаимодействия и сотрудничества.
Данные о подземных ресурсах находятся в закрытом доступе, информацией располагают лишь некоторые специалисты и организации. Многие желающие лица не могут применять засекреченную информацию — это является причиной неполноценных знаний и недостаточной оценки потенциала подземных ресурсов, что в дальнейшем ведет к торможению развития городского потенциала [1].
Обязательно необходимо учитывать, что на градостроительное освоение подземного пространства накладываются многие причины такие как:
— необходимость сохранения различных систем функционирования городов;
— возрастающая интенсивность использования подземного пространства мегаполисов;
— повышенные требования к безопасности выполнения подземных работ;
— аварийные ситуации при выполнении подземных работ;
— экологические.
В сравнении с наземным, подземное строительство — достаточно дорогостоящее мероприятие. Если рассматривать данные строительства в сравнении с точки зрения необходимой валовой стоимости, то нужно сказать, что валовая стоимость наземного строительства снижается на перманентной основе в ряду сооружений последних десятилетий. Но беря во внимание эксплуатационные расходы и саму стоимость земли, то подземные проекты зачастую составляют конкуренцию наземным сооружениям. Для того, чтобы в полной мере принять в сравнение стоимость наземного и подземного решения, необходимо определиться с такими факторами как:
— стоимость земли;
— экологические издержки;
— полный жизненный цикл инфраструктуры, который включает в себя строительство, применение или эксплуатацию, демонтаж) [2].
Главная направленность современной актуальной градостроительной политики заключается в увеличении безопасности и уровня комфорта городской среды, главный смысл — это устойчивое развитие городской инфраструктуры. Для удовлетворительного результата требуется долгосрочное проектирование подземного пространства. Подземная урбанистика — это крепкая взаимосвязь пешеходных и транспортных потоков, при которых необходимо функциональное использование подземного пространства, экономический учет целесообразности и обязательный учёт в проектировании мест высокой концентрации потоков населения.
В данном случае необходим подход «многоцелевого планирования», который берет во внимание, как геологический аспект окружающей среды, так и экономическую эффективность, социальную принадлежность развития подземной урбанистики [3]. После чего, в будущем, рядовые города будут в способности предоставлять более широкий спектр услуг в урбанизированном пространстве. Всё это будет осуществляться в благополучие будущих поколений и без многочисленных потерь ресурсов самих городов.
Далее предлагается к вниманию подземная урбанистика в качестве примера формирования инновационного мемориального пространства. В крупных городах самое большое развитие получили пешеходные переходы. И за частую в месте функционирования пешеходных переходов построено здание в виде торгового развлекательного центра (ТРЦ) или массивов жилищных многоквартирных домов. Благодаря многочисленным пешеходным потокам формирование инновационного мемориального пространства является весьма актуальным мероприятием. При этом реализованная подземная урбанистика получает торговое обслуживание пешеходов за счет наземной и подземной части торгового развлекательного центра.
Вдоль стен подземного перехода возможно нанесение мозаичных монументально-декоративных мемориальных панно, посвященных героям времен Великой Отечественной войны. При которых наружные входы в подземный переход могут иметь символическое архитектурное решение, опирающееся на ассоциации с арочными креплениями подземных горных выработок.
Внимания заслуживают разработки архитектурных объектов в местах недействующих промышленных карьеров и различных оврагов. При реализации вышеуказанных объектов ведущей задачей является композиционно-художественное осмысление и наглядное «олицетворение» взаимного перехода из подземной архитектурной среды в наземную среду с целью показать два типа среды с полярными свойствами. Применение заглубления в земную поверхность как композиционного приема является часто используемым направлением в архитектурной составляющей мемориалов.
При формировании инновационного мемориального пространства с помощью подземной урбанистики реализуется освоение городского подземного пространства с социального, культурного, психологического и художественного направления.
Литература:
- Веретенников Д. Б. Архитектурное проектирование. Подземная урбанистика: учебное пособие / Д. Б. Веретенников. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. — 176 с.
- Голубев Г. Е. Подземная урбанистика и город: учеб. пособие. — М.: МИКХиС, 2015. — 246с.
- Лезина Е. П. Современное состояние и перспективы развития подземной урбанистики Перспективы развития технических наук // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — Челябинск, 2015. — № 2. — 99 с.
- Сегединов А. А. Снова о подземной урбанистике // Строительство и архитектура. — 2010. — № 5. — 132с.