Как эффективно организовать групповую работу в режиме дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 03.06.2021

Статья просмотрена: 1533 раза

Библиографическое описание:

Садирова, Г. А. Как эффективно организовать групповую работу в режиме дистанционного обучения / Г. А. Садирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 330-331. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81916/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одним из важных условий эффективного дистанционного обучения является наличие большого объема практики, в том числе групповой. И лучше всего оно происходит в условиях, когда учащиеся взаимодействуют друг с другом для того, чтобы поделиться знаниями и сконструировать их.

Термины: групповая работа, командная работа, совместная работа (cooperative learning, collaborative learning, team learning, group work, study teams, work groups) используются как синонимы. В целом, групповая работа — это общее понятие, которое ведет ко множеству методов и техник, с помощью которых можно организовать работу учащихся и управлять ею [1].

Давайте разберемся, зачем нужна групповая работа?

Прежде всего, для общения, потому что коммуникативные навыки — это то, что обязательно понадобится учащимся в жизни. В цифровом мире необходимы навыки командной работы, как в очной, так и в дистанционной форме. Групповая работа также помогает повысить мотивацию и общаться на расстоянии. На самом деле исследование говорит и о других важных преимуществах групповой работы, таких как повышение уровня понимания материалов, логичность и разумность выполненной работы в группе, увеличение количества нестандартных решений, когда ребенок работает в группе. И есть такой эффект передачи знаний — то, чему ребенок научился, работая в группе, он потом может легко выполнять индивидуально.

Итак, чтобы групповая работа была продуктивной, нужно принять во внимание три фактора:

– каждый член группы должен понимать цель деятельности (в соответствии с этим, понимать, что эта цель будет достигнута, если группа действительно будет работать, а не один человек, именно группа создаст эффект, чтобы работа была выполнена быстрее, значительнее и т. д.);

– распределение ответственности между членами группы;

– и для того, чтобы работа двигалась, должны быть установлены точные временные рамки, то есть установлены правила работы группы.

Можно рассмотреть цифровые инструменты, которые помогают организовать групповую работу. Цифровых инструментов, по сути, для групповой работы уже существует довольно много. Надеюсь, к этому времени мы все привыкли работать в облаке, и облачные технологии позволяют работать над совместными документами, совместными презентациями, совместными таблицами, совместно можно составлять карты, работать над лентой времени и онлайн-досками, например, такими как padlet.

Для того чтобы групповая работа была сосредоточена на учебной деятельности на уроке, она должна быть спланирована. Подготовка групповой работы включает в себя следующие моменты.

  1. Учитель должен поделить класс на команды (здесь уже выбор ваш как вы можете поделить можете случайным образом, есть очень много сервисов которые позволяет поделить случайным образом, можно поделить по принципу, просто записать по списку в журнале и т. д.) дальше составить правила групповой работы и озвучивать историю проекта. Понимание цели групповой работы и ожидаемого результата обучения является одним из наиболее важных аспектов в достижении эффективной групповой работы, поскольку интересы учащиеся и их личные цели могут не совпадать с целями групповой работы. Учащиеся должны четко понимать, почему задание выполняется в групповой работе. Насколько эта работа полезна для них? Какой результат они должны получить в ходе групповой работы? До учащихся важно донести цели работы, чтобы они лучше понимали и осознавали то опыт, который получают в ходе совместной работы.
  2. Выбор и определение задач для групповой работы. Достаточно сложная и многогранная задача подходит для решения в группе, которая может иметь несколько различных решений, требующее разных навыков и действий и позволяет разным учащимся вносить разный вклад в решение проблемы.
  3. Формирование готовности учащихся к групповой работе. Чтобы групповая работа состоялась, учащихся следует к ней подготовить. Если в классе раньше не проводилась работа в группах, то учителю самому следует ознакомить учащихся с целью и правилами групповой работы. А имея опыт работы в группах, учащиеся самостоятельно могут определять цель работы в группах. Ребят надо обучать эффективным способам взаимодействия и стратегиям совместной работы. Также для плодотворной работы необходимо, чтобы у учащихся был примерно одинаковый уровень знаний и понимание понятий.
  4. Постановка практической работы. Преподаватели и учащиеся должны четко понимать и знать о том, как будет проходить групповая работа: по какому принципу будут создаваться группы, каковы правила, как должен быть представлен результат работы, каковы критерии оценки.

Описание задач для групп и таймер можно отобразить на экране с помощью проектора. Вы также можете поместить картинку, которая схематично показывает, как расположены группы в классе. Учащиеся могут иметь под рукой инструкции/ список вопросов/теоретический материал/задания/и т. д. Сверка полученных результатов работы с критерием оценивания. С помощью критериев можно обеспечить надежность и независимость оценивания, а также помочь учащимся в выполнении ваших требований. Критерий оценивания — это средство, которое можно использовать для оценки работ. Создавая критерий оценивания, вы делите назначенную работу на отдельные части. Также здесь можно добавить описания особенностей выполнения каждой из частей в зависимости от уровня сложности. С помощью критериев оценивания учащиеся могут организовать свои усилия, чтобы соответствовать требованиям для выполнения оцениваемой работы. И по результатам этой сверки учащиеся могут доработать свои работы. Если учащимся предоставить доступ к критериям оценивания до завершения ими работы, они могут видеть ваши методы оценки.

  1. Представление и защита работы. Представление проектов может быть по — разному представлена. Один из вариантов, самый простой, каждая команда просматривает презентации друг друга и по критериям оценивают каждую другую команду.
  2. Обратная связь по работе и оценивание. Обратная связь должна быть направлена на повышение эффективности обучения учащихся. Онa перенаправляет или фокусирует образовательный процесс на совместные действия учителя и учащихся в достижения учебных целей и ориентирует на конкретный результат.

Мы можем оценить групповую работу (как процесс взаимодействия и совместной работы над чем-то), групповую работу (то есть конечный результат, к которому они пришли) или и то, и другое вместе. Несколько вариантов как это делается [1]:

– При оценивании процесса указываются критерии, которые позволяют группе вести наиболее плодотворную работу.Критерии указаны в виде чек-листа или критериальной матрицы оценивания. Можно использовать матрицу оценивания для руководства работой группы (на основе указанных критериев учащиеся учатся строить командную работу). В этом случае отметка не устанавляется б также по этоц матрице ученики могут оценивать себя. А можно и установить отметку. Главное, чтобы ребята познакомились с критериями до начала работы и знали, что в конце совместной деятельности будет поставлена отметка.

– При оценивании результата используется матрица оценивания, которая содержит критерии, определяющие качество выполненной учащимися работы.

– При оценивании процесса и результата у группы, работающей над конкретным заданием, есть критериальная таблица оценивания, в которой расписаны все критерии по которым будет оцениваться и деятельность, и результат работы.

Дистанционное обучение является сложным процессом. Однако существование современных образовательных ресурсов призвано облегчить задачи учителя по организации изучения материала и контроля его освоения. Кук считает, что преподаватели действительно тратят больше времени на создание и выполнение групповых заданий, чем на более простые индивидуальные задания. Но учащиеся приобретают ценные навыки общения и групповой динамики, которые будут служить им далеко за пределами занятия. Их область выбора, скорее всего, потребует групповой работы и вполне вероятно, что некоторые из них могут столкнуться с логистическими проблемами, подобными тем, которые представлены в онлайн занятиях.

Литература:

  1. Курвитс, Марина Всё, что необходимо учителю знать про групповую работу / Марина Курвитс. — Текст: электронный // Мастерская Марины Курвитс: [сайт]. — URL: http://marinakurvits.com/gruppovaja_rabota/ (дата обращения: 01.06.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, учащийся, группа, критерий оценивания, работа, совместная работа, командная работа, обратная связь, плодотворная работа, случайный образ.


Похожие статьи

Как сформировывать навыки самообразования у учащихся на уроках биологии

Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы

О возможностях интерактивного обучения

Реализация принципа творчества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов

Модель формирования информационной компетенции в условиях очно-дистанционной формы обучения

Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе

Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс

Повышение мотивации к развитию и обучению дошкольников посредством мультимедийного способа подачи информации

Некоторые аспекты формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена

Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка: психолого-педагогические условия

Похожие статьи

Как сформировывать навыки самообразования у учащихся на уроках биологии

Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы

О возможностях интерактивного обучения

Реализация принципа творчества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов

Модель формирования информационной компетенции в условиях очно-дистанционной формы обучения

Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе

Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс

Повышение мотивации к развитию и обучению дошкольников посредством мультимедийного способа подачи информации

Некоторые аспекты формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена

Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка: психолого-педагогические условия

Задать вопрос