Рассматривается проблема субъективного благополучия замещающей матери, вопитывающей приемного ребенка подросткового возрата. Теоретически обоснована структура субъективного благополучия замещающей матери, вопитывающей приемного ребенка подросткового возрата. Субъективное благополучие матери рассматривается как система эмоциональных переживаний, зависящих от восприятия приемного ребенка, когнитивного восприятия: представления о себе, осознания предъявляемых к ней требований обществом, а также субъективного контроля в связи с предъявляемыми требованиями со стороны органов опеки и попечительства. Приведены результаты исследования субъективного благополучия замещающей матери, воспитывающей приемного ребенка подросткового возраста, в сравнении с кровной матерью, воспитывающей ребенка той же возрастной категории.
Ключевые слова: субъективное благополучие, замещающая мать, ребенок подросткового возраста.
The problem of subjective well-being of a substitute mother raising a foster child of a teenage age is considered. Its structure is theoretically justified: the subjective well-being of a substitute mother who is raising a foster child of adolescent age is considered as a system of emotional experiences that depend on the perception of the foster child, cognitive perception: self-image, awareness of the requirements of society and subjective control imposed on her, in connection with the requirements imposed by the guardianship and guardianship authorities. The article presents the results of a study of the subjective well-being of a substitute mother raising a foster child of adolescent age, in comparison with a blood mother raising a child of the same age category.
Keywords: subjective well-being, substitute mother,child teenager.
Субъективное благополучие обусловлено рядом факторов. В первую очередь, наличием целей в жизни, прошлым опытом (насколько человек успешен в выполнении различных жизненных задач), имеются ли у него ресурсы, условия для самореализации и достижения целей. В позитивной психологии существует три модели субъективного благополучия: гедонистическая, эвдемоническая и модель М. Селигмана PERMA. Понятие «субъективное благополучие» рассматривается как совокупность удовлетворенностью жизнью и включает в себя положительные и отрицательные эмоции, а также состояния, связанные с повседневным опытом. Можно отметить, что феномен субъективного благополучия, в первую очередь, связан не столько с наличием потребностей и возможностями эти потребности реализовать, сколько субъективным отношением личности к возможности их удовлетворить, отношением личности к событиям в жизни и самому себе.
Субъективное благополучие матери характеризуется сложной структурой, в состав которой включается понятие «качество жизни», имеющее социально-психологическую природу и выражающее отношение матери к различным аспектам жизни в связи со своими потребностями, ощущением своей самоценности, уровнем притязаний, состоянием здоровья, положением в обществе.
Компоненты субъективного благополучия замещающей матери имеют специфику: эмоциональный компонент зависит от восприятия женщиной приемного ребенка и имеющегося опыта воспитания; когнитивный компонент содержит представления о себе, образе «Я» как о хорошей приемной матери и осознание предъявляемых к ней требований общества; поведенческий компонент — субъективный контроль личности в связи с предъявляемыми требованиями со стороны органов опеки и попечительства.
Структуру субъективного благополучия замещающей матери позволили нам определить методики: «Шкала субъективного счастья» С.Любомирски, «Шкала субъективного благополучия» Г.Перуэ-Баду, Методика диагностики социальной фрустрированности Л. И. Вассермана. В исследовании приняли участие 20 замещающих матерей, воспитывающие приемного ребенка подросткового возраста, и 20 кровных матерей, воспитывающие детей той же возрастной категории.
В результате проведенного эмпирического исследования выявлена специфика субъективного благополучия замещающей матери, воспитывающей приемного ребенка-подростка. В частности, по «Шкале субъективного счастья» установлено, что уровень субъективного счастья у замещающих матерей, воспитывающих ребенка — подростка, выше по сравнению с кровными матерями, воспитывающих детей той же возрастной категории. По результатам методики «Шкала субъективного благополучия» Г.Перуэ-Баду выявлены статистически значимые различия между уровнями субъективного благополучия замещающей матери, воспитывающей приемного ребенка-подростка и кровной матери, воспитывающей ребенка-подростка. Уровень субъективного благополучия кровных матерей ниже по сравнению с показателями, полученными в группе замещающих матерей, воспитывающих ребенка-подростка. Проанализировав различия по отдельным шкалам методики, можно сделан вывод, что существует специфика субъективного благополучия у замещающей матери, воспитывающей ребенка подросткового возраста на уровне эмоциональных переживаний.
В результате проведенного исследования установлена специфика субъективного благополучия замещающей матери, воспитывающей приемного ребенка подросткового возраста, и кровных матерей, воспитывающих ребенка той же возрастной категории.
Литература:
- Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни /М. Селигман/ Перев.с англ. —М.: Издательство «София», 2006. —368 с.
- Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. — 1984. — Vol. 95 (3). — рр. 542–575.
- Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / Ред. В. Ю. Большаков. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. — С. 476–510.
- Шамионов Р. М. Критерии субъективного благополучия: социокультурная детерминация. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015.Т.4. вып. 3(15).
- Орлова, Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник ПГГПУ. Серия № 1: Психологические и педагогические науки. — 2015. — С. 28–36.