Политика протекционизма и свободная конкуренция при закупке лекарственных препаратов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 02.06.2021

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Преснова, А. А. Политика протекционизма и свободная конкуренция при закупке лекарственных препаратов / А. А. Преснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81941/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассмотрена проблема протекционизма при закупке лекарственных препаратов. Основной проблемой в данной сфере является высокий риск возможности возникновения антиконкурентных соглашений и срывов поставок. Одним из возможных методов решения проблемы является отказ от политики «третий лишний» для дефицитных препаратов.

Ключевые слова: правило «третий лишний», протекционизм, закупка лекарственных препаратов.

The article is devoted to the problem of protectionism in the procurement of medicines. The main problem in this area is the high risk of anticompetitive agreements and supply disruptions. One of the ways to solve the problem is to abandon the protectionist policy for scarce drugs.

Фармацевтическая отрасль занимает особое место среди всех отраслей, так как обладает высокой социальной значимостью. Статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 N-323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» подтверждает приоритетность отрасли и ссылается на необходимость доступности и качества медицинской помощи. [6] В свою очередь параметр качество очень сильно зависит от конкуренции в отрасли. Предприятия, работающие в высококонкурентных отраслях, имеют больше стимулов для НИОКР и снижения издержек для того, чтобы быть наиболее конкурентоспособными.

В 2020 году темп роста российского фармацевтического рынка составил 9,79 %. До пандемии коронавируса специалисты Deloitte прогнозировали, что общемировой рост в период с 2017 по 2024 года составит 5,4 %, что приведет к увеличению общемировых расходов на здравоохранение с 7,724 до 10,059 трлн. долл. США, однако в связи со сложившейся обстановкой, можно ожидать увеличение плановых общемировых расходов на здравоохранение [5].

Российский фармацевтический рынок продолжает расти во многом благодаря государственным закупкам, которые стали ведущим драйвером для многих компаний на фоне снижения доходов населения [1, с. 4].

Таблица 1

Доли аптечных продаж компаний производителей лекарственных препаратов в России

Компания

Объем, млн. руб.

Доля в %

ПАО Фармстандарт

62,43

10,8

АО Р-Фарм

50,42

8,7

АО Фармимэкс

37,23

6,4

ООО Биотэк

20,75

3,6

ОАО Нацимбио

19,21

3,3

ООО Ирвин-2

14,02

2,4

ООО Медипал-Онко

10,13

1,8

АО Ланцет

9,58

1,7

ООО Фамрпро

6,96

1,2

ООО Компания Фармстор

6,84

1,2

Источник: Headway. Аналитический обзор рынка тендерных закупок лекарственных средств по итогам 2019 г.

Крупнейшим заказчиком на момент 2019 года является Министерство здравоохранение доля которого составляет 25 % от общего объёма закупок и ценой победителя 138,9 млрд. рублей. Общее число заказчиков в 2019 году чуть более 8,5 тысяч.

Первые три лидера поставщика суммарно имеют 25,9 % от всех поставок, что говорит о высокой зависимости поставщиков от данных компаний. Всего же в поставках 2019 года участвовало 2450 фармацевтических компаний [2].

Итогами политики импортозамещения «Фарма-2020» стало увеличение доли лекарственных наименований из списка ЖНВЛС российскими производителями, это именно те препараты, цены на которые регулируются государством посредством утверждения списка и путём регистрации предельных отпускных цен.

По итогам 2019 года доля отечественных препаратов в списке ЖНВЛС достигла 86 %, при плановой 90 %, что должно говорить об хорошем результате от реализации политики [3].

В то же время сдерживание цен на ЖНВЛС, а также высокая зависимость от поставщиков не только способствует созданию антиконкурентных соглашений, а также ведет к дефициту важнейших лекарственных препаратов. Так один из лидеров-поставщиков государственных закупок нарушил 19 контрактов по закупкам на сумму 8,2 млрд. руб. и не попал в реестр недобросовестных поставщиков. Это следует и из данных о контрактах в системе СПАРК-Интерфакс и на сайте государственных закупок [4].

В условиях отстранения компании с торгов Министерство здравоохранения, как один из самых крупных заказчиков, потерял бы значительную долю лекарств. Также с учётом политики «третий лишний», не позволяющей иностранным компаниям участвовать в торгах, если уже представлены заявки от двух отечественных компаний, многие пациенты остались бы без лекарств.

На 2020 год существует дефицит 26 препаратов для лечения онкологических заболеваний, в то время как по данным DSM Group доля в стоимостном объеме по закупкам препаратов данной категории самая высокая — 16, 01 % [1, с. 12].

Высокие риски неудачных разработках и их дороговизна, а также жёсткий регулятивный контроль снижают мотивацию отечественных производителей производить оригинальные лекарственные препараты. Поэтому одним из выходов для российских производителей является производство аналогов иностранных оригинальных препаратов-дженериков.

Несмотря на то, что формально действующие вещества в дженериках эквиваленты действующим веществам в дорогостоящих оригинальных препаратах, у ряда пациентов наблюдаются отрицательные побочные эффекты и нередки случаи выписывания импортных препаратов после врачебных комиссий [7].

В связи с вышеперечисленными факторами целесообразно отказаться от политики протекционизма при закупке ряда препаратов. Безусловно, необходимость политики протекционизма невозможно недооценить в связи с тем, что от этого зависит безопасность граждан страны, и список ЖНВЛС должна покрывать высокая доля отечественных производителей, однако данных процесс сложно осуществить максимально эффективно в течении 10 лет, как это было задумано при планировании политики импортозамещения «Фарма-2020».

Ограничение конкуренции путём недопуска иностранных поставщиков негативно сказывается для отечественных фармацевтический компаний, так как в конечном итоге компании сосредотачиваются только на внутреннем рынке, что приводит к снижению конкурентоспособности нашей продукции на международных рынках, где действуют другие стандарты качества.

На основании вышеперечисленного автор статьи считает, что политика импортозамещения не решает проблему конкурентоспособности в сфере инновационности лекарственных средств.

Литература:

  1. DSM Group. Фармацевтический рынок России 2020. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dsm.ru/docs/analytics/2020_Report_rus.pdfс\
  2. Headway. Аналитический обзор рынка тендерных закупок лекарственных средств по итогам 2019. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hwcompany.ru/blog/expert/analiti4eskiy_obzor_rinka_po_itogam_2019
  3. Г. В. Кузнецова. Импортозамещение: Предварительные результаты политики за 5 лет. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/importozameschenie-predvaritelnye-rezultaty-politiki-za-pyat-let/viewer
  4. Гриценко П.: «ФАС подозреваеи «Р-ФАРМ» в сговоре с МИНЗДРАВОМ» — Текст: электронный // Vademecum. Деловой журнал об индустрии 30 здравохранения — URL: https://vademec.ru/news/2018/03/23/fas-podozrevaet-rfarm-v-sgovore-s-minzdravom/
  5. Прогноз развития мировой отрасли здравоохранения в 2019 году. [Электронный ресурс] Источник: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/life-sciences-and-healthcare/articles/global-health-care-sector-outlook-2019.html
  6. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция). Статья 4. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
  7. Ю.Жувлев. Сообщить и обезвредить/Российская газета — Спецвыпуск N 168 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2016/07/30/nezhelatelnuiu-reakciiu-na-lekarstvo-neobhodimo-fiksirovat-u-vracha.html
Основные термины (генерируются автоматически): препарат, компания, DSM, доля, закупка, ООО, российский фармацевтический рынок.


Ключевые слова

протекционизм, правило «третий лишний», закупка лекарственных препаратов

Похожие статьи

Влияние цифровой маркировки на торговлю одеждой

В статье рассмотрена проблема распространения контрафактных товаров, а также вызванный им негативных эффект для экономики. Легкая промышленность является одной из проблемных отраслей отечественной промышленности с точки зрения контрафакта. Одним из м...

Необходимость мер государственной поддержки отечественных производителей в сфере государственных закупок

В статье автор старается проанализировать необходимость введения мер государственной поддержки, в том числе протекционистских, для стабилизации экономики в условиях распространения коронавируса.

Тенденции формирования современной протекционистской политики

В статье рассмотрена политика протекционизма, выделены основные тенденции развития данной политики. Рассмотрены ограничительные меры, применимые в условиях современной экономики, в частности в условиях пандемии. Дана оценка воздействия протекционистс...

Обоснованность идеи запрета снюса на территории Российской Федерации

В данной статье анализируется вред никотина посредством его употребления через сигареты и снюс, основываясь на зарубежных химических исследованиях, а также оправданность введения жевательного никотина на мировой рынок, и негативная ситуация, сложивша...

Некоторые аспекты монополизации банковского сектора в России

В данной статье будет проведен анализ состояния банковской системы Российской Федерации, оценен уровень ее монополизированности на основе статистических данных и рассмотрены меры по увеличению конкурентоспособности малых банков.

Правовые проблемы лекарственного обеспечения ВИЧ-инфицированных в условиях эпидемии в Российской Федерации

Статья посвящена вопросу лекарственного обеспечения ВИЧ-инфицированных в условиях эпидемии ВИЧ на территории Российской Федерации. Проблема значимая, так как эпидемия приобретает неконтролируемое состояние, а вопрос лекарственного обеспечения пациент...

Повышение качества и конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг

В данной статье рассмотрено повышение качества и конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг. Качество — это свойство, которое обеспечивает соответствие продукта или услуги выраженным или предполагаемым потребностям потребителя. Конкурентоспо...

Фальсификация косметической продукции

Проблема наличия фальсифицированных товаров касается и российского косметического рынка. Фальсификация в её различных видах и проявлениях способна не только нарушить репутацию косметического бренда, ввести потребителя в заблуждение, привести к неопра...

Стимулирование импортозамещения в области программного обеспечения

В статье проводится обзор процесса внедрения отечественного программного обеспечения (ПО) в России с целью импортозамещения и развития технологической независимости. С 2016 года появилось множество конкурентоспособных российских аналогов зарубежного ...

Трудности введения системы менеджмента качества в условиях отечественных предприятий

В статье рассматриваются сложности, возникающие перед специалистами отечественных предприятий пищевой промышленности, при необходимости внедрения системы менеджмента качества. Приводятся результаты статистических исследований. В заключении предлагает...

Похожие статьи

Влияние цифровой маркировки на торговлю одеждой

В статье рассмотрена проблема распространения контрафактных товаров, а также вызванный им негативных эффект для экономики. Легкая промышленность является одной из проблемных отраслей отечественной промышленности с точки зрения контрафакта. Одним из м...

Необходимость мер государственной поддержки отечественных производителей в сфере государственных закупок

В статье автор старается проанализировать необходимость введения мер государственной поддержки, в том числе протекционистских, для стабилизации экономики в условиях распространения коронавируса.

Тенденции формирования современной протекционистской политики

В статье рассмотрена политика протекционизма, выделены основные тенденции развития данной политики. Рассмотрены ограничительные меры, применимые в условиях современной экономики, в частности в условиях пандемии. Дана оценка воздействия протекционистс...

Обоснованность идеи запрета снюса на территории Российской Федерации

В данной статье анализируется вред никотина посредством его употребления через сигареты и снюс, основываясь на зарубежных химических исследованиях, а также оправданность введения жевательного никотина на мировой рынок, и негативная ситуация, сложивша...

Некоторые аспекты монополизации банковского сектора в России

В данной статье будет проведен анализ состояния банковской системы Российской Федерации, оценен уровень ее монополизированности на основе статистических данных и рассмотрены меры по увеличению конкурентоспособности малых банков.

Правовые проблемы лекарственного обеспечения ВИЧ-инфицированных в условиях эпидемии в Российской Федерации

Статья посвящена вопросу лекарственного обеспечения ВИЧ-инфицированных в условиях эпидемии ВИЧ на территории Российской Федерации. Проблема значимая, так как эпидемия приобретает неконтролируемое состояние, а вопрос лекарственного обеспечения пациент...

Повышение качества и конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг

В данной статье рассмотрено повышение качества и конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг. Качество — это свойство, которое обеспечивает соответствие продукта или услуги выраженным или предполагаемым потребностям потребителя. Конкурентоспо...

Фальсификация косметической продукции

Проблема наличия фальсифицированных товаров касается и российского косметического рынка. Фальсификация в её различных видах и проявлениях способна не только нарушить репутацию косметического бренда, ввести потребителя в заблуждение, привести к неопра...

Стимулирование импортозамещения в области программного обеспечения

В статье проводится обзор процесса внедрения отечественного программного обеспечения (ПО) в России с целью импортозамещения и развития технологической независимости. С 2016 года появилось множество конкурентоспособных российских аналогов зарубежного ...

Трудности введения системы менеджмента качества в условиях отечественных предприятий

В статье рассматриваются сложности, возникающие перед специалистами отечественных предприятий пищевой промышленности, при необходимости внедрения системы менеджмента качества. Приводятся результаты статистических исследований. В заключении предлагает...

Задать вопрос