В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слуховое восприятие.
Актуальность данной работы заключается в следующем. Развитие ребёнка на сегодняшний день осуществляется за счёт зрительного восприятия. Вследствие избыточного зрительного восприятия происходит несформированность различных компонентов слухового восприятия. Дети, у которых плохо развито слуховое восприятие, не способны правильно дифференцировать на слух фонемы своего языка, обычные неречевые звуки и шумы. Слуховое восприятие отождествляется с понятием «фонематическое восприятие», поэтому при отсутствии сформированности фонематического восприятия нарушается процесс формирования словарного запаса, грамматического строя и правильного построения связной речи. Развитие таких детей происходит не естественным путём, а уже посредством воздействия коррекционных методов.
Многие исследователи указывают на недостаточность развития фонематического и слухового восприятия у детей с речевыми нарушениями (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. Н. Трауготт, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), недостаточность развития чувства ритма (Г. В. Бабина, А. Гермаковска, В. А. Ковшиков и т. д.), а также трудности в дифференциации речевых и неречевых звуков.
Слуховое восприятие начинается со слухового внимания. Это умение сосредотачивать внимание на звуке, определять его источник. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Даже если у ребенка от природы острый слух, такая способность не возникнет сама собой [3].
В раннем и дошкольном возрасте развиваются и совершенствуются компоненты слухового восприятия (Б. М. Теплов, К. В. Тарасова, Н. Х. Швачкин), благодаря чему ребёнок начинает дифференцировать:
— тембровый компонент (дифференциация на слух звуков музыкальных инструментов, бытовых шумов, звуков природы, голосов животных и птиц);
— динамический компонент (дифференциация громких и тихих звуков);
— ритмический компонент (воспроизведение ритмических последовательностей);
— фонематический компонент (сформированность навыка фонематического анализа);
— временной компонент (длительность звучания);
— пространственный компонент (локализация источника звука в пространстве, оценка возможных перемещений источника звука в пространстве, включая направление, скорость и траекторию) [2].
При правильной сформированности компонентов слухового восприятия, ребенку предоставляются возможности познания окружающей среды. Указанные выше компоненты также влияют на дальнейшее формирование навыков письма и чтения.
Выделяют несколько условий для успешного формирования слухового восприятия:
— сохранность нейрофизиологических механизмов развития психических функций;
— характер общения взрослых и ребенка;
— уровень развития предметной и познавательной деятельности [6].
Немаловажным для дошкольников является совершенствование других сторон слуховой функции: развитие музыкального слуха, повышение способности к различению природных и технических звуков. При восприятии музыки ребёнок учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи — слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков [2].
При диагностике ОНР у детей наблюдаются комплексные нарушения звукопроизношения, фонематического и слухового восприятия, слоговой структуры, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.
Дети развиваются в процессе игры — даже если они просто плещутся в тазике с водой или играют на кухонном столе с пустыми баночками. Очень важным является то, насколько игра будет интересна ребёнку. Цель игр — открыть для ребёнка мир звуков, постараться сделать их привлекательными и значимыми. Играя с ребёнком, он вслушивается в слова, формирует свой слух. В этих играх ребёнок учится различать «звучание» знакомых предметов, а также речь человека, голоса животных, звуки музыкальных инструментов. Это требует не только активного слухового восприятия, но и хорошей памяти, внимания, мышления, но и музыкального слуха [3].
Содержание консультативно — просветительской работы с родителями определяется результатами изучения состояния слухового восприятия детей и проходит в следующих формах: консультации, открытые занятия, и предоставление родителям специального инструментария для развития слухового восприятия детей в домашних условиях.
Способствовать развитию слухового восприятия помогут игры и упражнения, направленные на:
— дифференциацию звуков музыкальных инструментов, бытовых шумов, звуков природы и т. д;
— различение громких и тихих звуков;
— развитие способности находить источник звучания на различном расстоянии;
— развитие чувства ритма;
— формирование фонематического слуха (речевого слуха).
Например.
— Игры, способствующие различению на слух звуков музыкальных инструментов, бытовых шумов, звуков природы, голосов животных и птиц («Шагаем и танцуем», «Хлопки») [4];
— Игры, способствующие развитию чувству ритма («Солдаты и танцоры», «Маленький барабанщик») [4];
— Игровые упражнения на развитие фонематического восприятия («Не ошибись», Упражнение «Различение слов, близких по звуковому составу») [5];
— Игры, на дифференциацию громких и тихих звуков («Тихо и громко», «Эхо») [5];
— Игровые упражнения на развитие способности находить источник звучания на различном расстоянии («Что слышно?», «Громкие подсказки») [1].
Литература:
- Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия. М.: Сфера, 2010. 64с.
- Куприна В. В., Ильющенкова С. Р. Развитие слухового внимания и памяти у дошкольников на материале неречевых звуков.//Логопед.2019.№ 8. 7–8с.
- Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник/М.: Академия. 2015. 603с.
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М.: Владос. 1994.344с.
- Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Спб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 1998г. 26с.
- Ухина Н. А. Коррекционно-логопедическая работа по развитию слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис.канд.пед. наук. М., 2009. 195 с.