Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 03.06.2021

Статья просмотрена: 953 раза

Библиографическое описание:

Ильюшина, М. А. Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / М. А. Ильюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 473-474. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81969/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слуховое восприятие.

Актуальность данной работы заключается в следующем. Развитие ребёнка на сегодняшний день осуществляется за счёт зрительного восприятия. Вследствие избыточного зрительного восприятия происходит несформированность различных компонентов слухового восприятия. Дети, у которых плохо развито слуховое восприятие, не способны правильно дифференцировать на слух фонемы своего языка, обычные неречевые звуки и шумы. Слуховое восприятие отождествляется с понятием «фонематическое восприятие», поэтому при отсутствии сформированности фонематического восприятия нарушается процесс формирования словарного запаса, грамматического строя и правильного построения связной речи. Развитие таких детей происходит не естественным путём, а уже посредством воздействия коррекционных методов.

Многие исследователи указывают на недостаточность развития фонематического и слухового восприятия у детей с речевыми нарушениями (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. Н. Трауготт, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), недостаточность развития чувства ритма (Г. В. Бабина, А. Гермаковска, В. А. Ковшиков и т. д.), а также трудности в дифференциации речевых и неречевых звуков.

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания. Это умение сосредотачивать внимание на звуке, определять его источник. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Даже если у ребенка от природы острый слух, такая способность не возникнет сама собой [3].

В раннем и дошкольном возрасте развиваются и совершенствуются компоненты слухового восприятия (Б. М. Теплов, К. В. Тарасова, Н. Х. Швачкин), благодаря чему ребёнок начинает дифференцировать:

— тембровый компонент (дифференциация на слух звуков музыкальных инструментов, бытовых шумов, звуков природы, голосов животных и птиц);

— динамический компонент (дифференциация громких и тихих звуков);

— ритмический компонент (воспроизведение ритмических последовательностей);

— фонематический компонент (сформированность навыка фонематического анализа);

— временной компонент (длительность звучания);

— пространственный компонент (локализация источника звука в пространстве, оценка возможных перемещений источника звука в пространстве, включая направление, скорость и траекторию) [2].

При правильной сформированности компонентов слухового восприятия, ребенку предоставляются возможности познания окружающей среды. Указанные выше компоненты также влияют на дальнейшее формирование навыков письма и чтения.

Выделяют несколько условий для успешного формирования слухового восприятия:

— сохранность нейрофизиологических механизмов развития психических функций;

— характер общения взрослых и ребенка;

— уровень развития предметной и познавательной деятельности [6].

Немаловажным для дошкольников является совершенствование других сторон слуховой функции: развитие музыкального слуха, повышение способности к различению природных и технических звуков. При восприятии музыки ребёнок учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи — слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков [2].

При диагностике ОНР у детей наблюдаются комплексные нарушения звукопроизношения, фонематического и слухового восприятия, слоговой структуры, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.

Дети развиваются в процессе игры — даже если они просто плещутся в тазике с водой или играют на кухонном столе с пустыми баночками. Очень важным является то, насколько игра будет интересна ребёнку. Цель игр — открыть для ребёнка мир звуков, постараться сделать их привлекательными и значимыми. Играя с ребёнком, он вслушивается в слова, формирует свой слух. В этих играх ребёнок учится различать «звучание» знакомых предметов, а также речь человека, голоса животных, звуки музыкальных инструментов. Это требует не только активного слухового восприятия, но и хорошей памяти, внимания, мышления, но и музыкального слуха [3].

Содержание консультативно — просветительской работы с родителями определяется результатами изучения состояния слухового восприятия детей и проходит в следующих формах: консультации, открытые занятия, и предоставление родителям специального инструментария для развития слухового восприятия детей в домашних условиях.

Способствовать развитию слухового восприятия помогут игры и упражнения, направленные на:

— дифференциацию звуков музыкальных инструментов, бытовых шумов, звуков природы и т. д;

— различение громких и тихих звуков;

— развитие способности находить источник звучания на различном расстоянии;

— развитие чувства ритма;

— формирование фонематического слуха (речевого слуха).

Например.

— Игры, способствующие различению на слух звуков музыкальных инструментов, бытовых шумов, звуков природы, голосов животных и птиц («Шагаем и танцуем», «Хлопки») [4];

— Игры, способствующие развитию чувству ритма («Солдаты и танцоры», «Маленький барабанщик») [4];

— Игровые упражнения на развитие фонематического восприятия («Не ошибись», Упражнение «Различение слов, близких по звуковому составу») [5];

— Игры, на дифференциацию громких и тихих звуков («Тихо и громко», «Эхо») [5];

— Игровые упражнения на развитие способности находить источник звучания на различном расстоянии («Что слышно?», «Громкие подсказки») [1].

Литература:

  1. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия. М.: Сфера, 2010. 64с.
  2. Куприна В. В., Ильющенкова С. Р. Развитие слухового внимания и памяти у дошкольников на материале неречевых звуков.//Логопед.2019.№ 8. 7–8с.
  3. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник/М.: Академия. 2015. 603с.
  4. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М.: Владос. 1994.344с.
  5. Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Спб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 1998г. 26с.
  6. Ухина Н. А. Коррекционно-логопедическая работа по развитию слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис.канд.пед. наук. М., 2009. 195 с.
Основные термины (генерируются автоматически): слуховое восприятие, голос животных, звук, звук природы, ребенок, музыкальный слух, общее недоразвитие речи, различное расстояние, связная речь, фонематическое восприятие.


Похожие статьи

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Сравнение особенностей речевого развития детей с ранним детским аутизмом и детей с общим недоразвитием речи. Признаки отклоняющегося речевого развития в доречевом периоде

В статье автор проводит сравнительный анализ отклонений в развитии речи, обусловленных расстройствами аутистического спектра и общим недоразвитием речи.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи (дизартрией)

В данной статье представлены результаты исследования сформированности графомоторных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, описаны приемы работы по формированию графо-моторных навыков и эффективность ...

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Похожие статьи

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Сравнение особенностей речевого развития детей с ранним детским аутизмом и детей с общим недоразвитием речи. Признаки отклоняющегося речевого развития в доречевом периоде

В статье автор проводит сравнительный анализ отклонений в развитии речи, обусловленных расстройствами аутистического спектра и общим недоразвитием речи.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи (дизартрией)

В данной статье представлены результаты исследования сформированности графомоторных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, описаны приемы работы по формированию графо-моторных навыков и эффективность ...

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задать вопрос