Развитие детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тарунина, Р. Р. Развитие детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений / Р. Р. Тарунина, Н. Ю. Снаткина, Н. А. Новикова, Н. А. Хламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 345-346. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81989/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последнее время увеличилось количество детей с различными нарушениями, физического и психического плана. У детей с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, что приводит к торможению мыслительных процессов, снижению концентрации внимания, выносливости, координационных способностей, проблемы с речевым развитием. В результате, у них проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов. Педагоги находятся в постоянном поиске новых эффективных форм оздоровления и развития таких детей.

Информацию о мире вокруг них дети получают посредством восприятия. Мысли, тело и эмоции составляют некий тандем, где важен баланс между элементами. Только в том случае будет усваиваться информация в полном объеме, ребенок будет развиваться интеллектуально и физически. У детей с ограниченными возможностями здоровья это равновесие нарушено, и одним из продуктивных методов формирования новых связей выступают кинезиологические упражнения.

Кинезиология — это наука, которой уже более двухсот лет. Она изучает развитие межполушарных связей с помощью движений. Чем гармоничнее эти связи, тем лучше развивается ребенок в интеллектуальном и физическом плане.

Кинезиологические упражнения — э то определенный комплекс движений, который усиливает межполушарные связи. Данные упражнения важны практически для людей всех возрастов, но особенно для детей, имеющих отставания в речевом или общем развитии, гиперактивных детей, детей с расстройствами психики и т. д.

Дети, которые систематически выполняют такого рода движения, лучше концентрируются, становятся более сообразительными, энергичными, у них улучшаются речевые и двигательные навыки, они начинают контролировать негативное поведение, раздражительность, возбудимость и низкую произвольность.

Существуют различные виды таких упражнений:

— Растяжки

— Дыхательные упражнения

— Телесные упражнения

— Глазодвигательные упражнения

— Упражнения на развитие мелкой моторики

— Массаж ушных раковин

— Релаксирующие упражнения

Каждый вид выполняет свою роль и по-особому воздействует на организм.

Растяжки способствуют нормализации гипотонуса и гипертонуса.

Дыхательные упражнения отвечают за развитие произвольности и самоконтроля, а также способствуют улучшению ритмики организма.

Телесные упражнения направлены на снятие мышечных зажимов, неконтролируемых навязчивых движений и способствуют развитию прочных межполушарных связей.

Глазодвигательные упражнения служат для развития координации движения глаз и языка, создают условия для расширения восприятия и улучшения поля зрения за счет формирования межполушарных связей.

Упражнения на развитие мелкой моторики отвечают за формирование тонкой мускулатуры рук и способствуют созреванию речевых центров.

Массаж ушных раковин или аурикулярный массаж регулирует мыслительную деятельность, он служит для развития внимания, повышения работоспособности.

Упражнения для релаксации направлены на снятие напряжения и служат для расслабления.

В дошкольных образовательных учреждениях кинезиологические упражнения используются в различных видах деятельности. Так на занятиях по развитию речи активно применяются разнообразные пальчиковые игры, направленные на повышение моторики мелких мышц и ловкости пальцев.

Во время изобразительной деятельности детям предлагается рисовать другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисовать с закрытыми глазами, обводить контур в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди.

На занятиях познавательного цикла детям предлагаются папки с зеркальным отображением предметов. Им предлагается по очереди обвести каждую деталь одной рукой, затем другой и потом двумя. Желательно, если эти движения будут иметь стихотворное или музыкальное сопровождение.

На занятиях физической культурой дети выполняют упражнения, которые направлены на координацию между конечностями, головой и глазами. Это чаще всего ассиметричные движения; движения, которые выполняются с закрытыми глазами; а также движения, выполняемые по очереди ногой или рукой, а затем одновременно и ногой, и рукой.

Данная гимнастика решает целый ряд задач:

— улучшает мелкую и крупную моторику;

— снижает утомляемость;

— стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;

— уменьшает утомляемость;

— увеличивает продуктивную работоспособность;

— благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;

— воспитывает уверенность в себе при публичных выступлениях.

Начинать выполнять гимнастику для мозга необходимо в 4–5 лет, то есть в среднем дошкольном возрасте. В старшем возрасте упражнения усложняются и становятся незаменимой частью подготовки к школе.

Для детей с ОВЗ необходимо предусмотреть выполнение комплекса упражнений несколько раз в неделю в спокойной обстановке. Желательно, чтобы данные занятия были индивидуальными, так как важна точность выполнения. Заниматься можно и в домашних условиях с родителями. Тренировки строятся от простых упражнений к сложным. Во время выполнения упражнений должна звучать музыка, и царить доброжелательная атмосфера.

Выполнять кинезиологические упражнения желательно каждый день, но без принуждения. Выполнять ее можно на улице, дома, в детском саду и т. д.

Постепенно задания усложняются. Это будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка. Обязательно нужно следить за качеством выполнения упражнений. Лучше сделать меньше, но качественно. Для сохранения интереса детей упражнения можно комбинировать и менять местами. Достаточно включить в одну тренировку 5–6 качественно выполненных задания. Каждое задание необходимо повторить 6–8 раз.

Для усложнения заданий применяются различные приемы:

— ускорение темпа;

— подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки);

— подключение к двигательным упражнениям дыхательных;

— исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений со слегка прикушенным языком, с закрытыми глазами);

— подключение к движениям рук движений языка или глаз.

Итак, значение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить. Такие тренировки позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, сделать его более стрессоустойчивым и общительным, научат проявлять свои творческие способности в процессе игры, а потом и в учебной деятельности.

Литература:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /под ред. Л. Цветковой М.- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 296 с. — ISBN 5–89395–482–3. — Текст непосредственный.
  2. Архипов, Б. А. Комплексная методика психомоторной коррекции / Б. А. Архипов, Е. А. Воробьева, А. В. Семенович, Л. С. Назарова, В. М. Шегай.- М: 1998.-80 с. — Текст непосредственный.
  3. Деннисон, П.И., Деннисон, Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.-85 с.- Текст непосредственный.
  4. Сазонов, В.Ф., Кириллова, Л.П., Мосунов, О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. — Рязань, 2000. — 48 с. — Текст непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, ребенок, глаз, движение, мелкая моторика, мыслительная деятельность, развитие, рука, связь.


Похожие статьи

Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Развитие кинетического праксиса у детей с дизартрией

Некоторые особенности становления репродуктивной функции девочек-подростков c гипотиреозом

Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Похожие статьи

Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Развитие кинетического праксиса у детей с дизартрией

Некоторые особенности становления репродуктивной функции девочек-подростков c гипотиреозом

Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Задать вопрос