Нормативно-правовая база, регламентирующая меры прокурорского реагирования, которые вправе принять надзирающий прокурор в случае выявления нарушений требований действующего законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств) регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:
1) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [1];
2) Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 [3];
3) Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [5];
4) Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» [6].
Также необходимо отметить, что порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях установлен совместным приказом правоохранительных органов Российской Федерации, положениями которого и руководствуются указанные органы (а также и надзирающий прокурор — во время проведения соответствующих проверочных мероприятий) [4].
Комплексный анализ перечисленных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о существовании следующих мер прокурорского реагирования в анализируемой сфере.
1. Требование устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия (далее по тексту — требование). По поводу юридической природы требования в научной литературе до сих пор ведутся споры о том, является ли требование самостоятельной мерой прокурорского реагирования либо же является лишь составной частью любой другой меры прокурорского реагирования [10].
Так, П. А. Пригорща придерживается первой точки зрения и считает, что требование является самостоятельной мерой прокурорского реагирования, которая вносится надзирающим прокурором субъекту, уполномоченному устранить допущенные нарушения закона, и представляет собой определенное распоряжение об устранении данных нарушений [11]. Другой точки зрения придерживается А. Ю. Винокуров, полагающий, что соответствующее нормативное положение, содержащееся в уголовно-процессуальном законодательстве, нельзя считать безусловным основанием для выделения требования в качестве самостоятельной меры прокурорского реагирования, и напротив, требование является лишь законодательно закрепленным полномочием надзирающего прокурора, которое может находить свое внешнее выражение лишь посредством содержания в иных мерах прокурорского реагирования (в частности — представления об устранении нарушений закона) [9].
Не углубляясь в размышления по вопросу истинной цели закрепления требования прокурора в уголовно-процессуальном законодательстве, анализ практики прокурорского надзора позволяет сделать однозначный вывод о том, что на сегодняшний день требование является самостоятельной мерой прокурорского реагирования, которая активно используется надзирающими прокурорами в борьбе с нарушениями требований действующего законодательства, выявленными в процессе прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (в том числе о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств).
2. Представление об устранении нарушений закона . Указанная мера прокурорского реагирования является наиболее универсальной в арсенале надзирающих прокуроров, в связи с чем ее применение в рамках прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях также не является исключением и активно применяется для противодействия нарушениям, допущенным соответствующими органами предварительного расследования.
Принципиальное отличие представления об устранении нарушений закона от требования заключается, как представляется, в следующем: требование содержит указание надзирающего прокурора по устранению нарушений, выявленных в рамках производства по какому-либо конкретному уголовному делу, а представление об устранении нарушений закона является наиболее целесообразным в случае выявления систематических нарушений требований действующего законодательства, допускаемых соответствующим органом предварительного расследования (в том числе при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях) и необходимости устранения обстоятельств, которые способствовали допущению выявленных нарушений.
Кроме того, как показывает практика прокурорского надзора, в представлении надзирающим прокурором практически всегда ставится вопрос о необходимости привлечения к ответственности виновных лиц, допустивших соответствующие нарушения (что касается требования, то в рамках применения данной меры прокурорского реагирования вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности практически не находит своего отражения).
3. Отмена незаконных и необоснованных постановлений органов предварительного расследования и нижестоящего прокурора также является одной из основных мер прокурорского реагирования, используемых в рамках прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Указанная мера заключается в вынесении прокурором соответствующего постановления, которое, в свою очередь, отменяет постановления соответствующего органа предварительного расследования (примером данной меры прокурорского реагирования может быть постановление надзирающего прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела).
Основаниями такой отмены может быть как прямое нарушение требований действующего законодательства, так и необоснованность вынесения соответствующих постановлений (например, недостаточно полное выявление необходимых обстоятельств, являющихся основанием для вынесения постановления).
Важно отметить, что надзирающий прокурор не просто отменяет незаконное или необоснованное постановление соответствующего органа предварительного расследования, но также излагает конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, требуют дополнительной проверки, а также, как правило, предлагает конкретные способы осуществления такой проверки.
4. Вынесение мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства . Указанная мера прокурорского реагирования используется лишь в крайнем случае — когда допущенные нарушения содержат в себе признаки какого-либо преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации (чаще всего такие действия содержит признаки злоупотребления должностными полномочиями либо превышения должностных полномочий) [2].
Перечисленные меры прокурорского реагирования являются не только основными, но и наиболее эффективными в процессе организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств) [7].
Вместе с тем, как показывает практика прокурорского надзора, перечисленные меры прокурорского реагирования не являются исчерпывающими в анализируемой сфере. В частности, возможно применение и некоторых иных мер прокурорского реагирования: предъявления иска либо заявления в суд (в том числе арбитражный), вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении [8].
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 28.05.2021);
- Уголовный кодекс Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 28.05.2021);
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 28.05.2021);
- Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57951/ (дата обращения: 28.05.2021);
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212081/ (дата обращения: 28.05.2021);
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119859/ (дата обращения: 28.05.2021).
- Байтемиров К. Б. Направления совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях // Юридический вестник ДГУ, 2020. — Т. 34. — № 2. — С. 145–150;
- Богатова Е. В., Грачёва О. А. К вопросу о процессуальном оформлении итогов проведенной прокурором проверки исполнения законов органами дознания и предварительного следствия // Вестник СГЮА, 2019. — № 4. — С. 182–188;
- Винокуров, А. Ю. Требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия // Адвокат, 2008. — № 4. — С 13–16;
- Коломеец, Е. В. Требование об устранении нарушений закона как самостоятельный акт прокурорского реагирования в уголовном досудебном производстве // Вестник Омской юридической академии, 2017. — Т. 14. — № 2. — С. 66–71;
- Пригорща, П. А. К вопросу о понятии и сущности требования как акта прокурорского реагирования современной прокуратуры // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2011. — № 1. — С. 84–86.