В статье дается краткая характеристика вклада ученых в изучение процесса интеркультурного воспитания обучающихся, а также представлены результаты опытно-экспериментальной работы по изучению интеркультурной воспитанности младших школьников.
Ключевые слова: интеркультурное воспитание, культура, внеурочная деятельность, младший школьник, педагогические условия.
Интеркультурное воспитание призвано создавать в учебных заведениях такую благоприятную социально-психологическую среду, в которой каждый обучающийся, независимо от своей идентичности, имел бы одинаковые со всеми возможности для реализации своего конституционного права на получение равноценного образования, для реализации своих потенциальных возможностей и социального развития в период учёбы.
Организация объединённых наций, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования.
Проблеме интеркультурного воспитания посвящены работы философов, психологов, педагогов, в том числе З. Т. Гасанова, А. Н. Жолудова, Т. Ю. Бурмистровой, Л. Н. Гумилёва, Л. Н. Коган, Л. З. Немировской, И. И. Серовой, К. И. Султанбаевой и др.
В связи с этим актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений.
Актуальность проблемы, присутствие в практике и её недостаточная теоретическая разработанность в педагогической науке определили выбор темы исследования «Педагогические условия интеркультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности».
В работе использовались диагностические методики: «Рисунок» К. Маховер и Ф. Гудинаф, «Тестовые задания» И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой, опрос.
Методика изучения интеркультурного воспитания имеет значительный фонд исследованных теоретических положений. Рассмотрим краткую историю исследований, которые направлены на ознакомление подрастающего поколения с понятием «интеркультурность».
Впервые термин «интеркультурное воспитание» появился в 70-х годах 20 века. Он пришел в Россию из зарубежной педагогики, и его содержательное ядро образует понятие «культура».
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие почитание) — это сложное междисциплинарное общеметодическое понятие [1, с. 464]. На сегодняшний день не существует определения культуры, которое можно было бы считать исчерпывающим. Насчитывается свыше пятисот дефиниций культуры. Культура является важным фактором творческой личности, условием обогащения её духовного мира и постижения важнейших общечеловеческих ценностей, ибо «культура» — это направленное человеческое усилия, в процессе которого меняется не только окружающий мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек [2, с. 25].
По определению А. Томаса, культура — «универсальная система ориентации, но типичная для каждого общества, организаций, группы». Она влияет на мировоспитание, мышление, ценности и поступки всех её представителей и определяет тем самым их принадлежность к обществу. Данное определение «культура» позволяет увидеть глобальность и в то же время индивидуальность каждой культуры [3, с. 11].
М. М. Бахтин утверждает, что человек является творцом культуры и понимает её как «антропологический феномен, порождение беспредельно богатой человеческой природы во всем многообразии её высоких и неизменных обнаружений» [4, с. 18].
Определению М. М. Бахтина близко определение В. Ю. Борева: «Культура — это феномен человеческого духа, сформированного практически-критической деятельностью людей» [5, с. 48].
Опираясь на определения интеркультурного воспитания можно выделить следующие компоненты:
- Знание об истории, культуре, традициях, обычаях, языке, религии, труде, быте, особенностях жизни представителей различных национальностей (когнитивный компонент).
- Наличие положительных эмоций, соответствующих ценностных ориентаций, уважительного, доброжелательного и терпимого отношения к представителям иных этнических групп (эмоциональный компонент).
- Умение конструктивно взаимодействовать с представителями разных национальностей на основе знаний и о многообразии культурных ценностей (деятельностный компонент).
Проблема интеркультурного воспитания в начальной школе существует, и сегодня она становится актуальной, поэтому требует пристального изучения.
Важное значение в интеркультурном воспитании имеет внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность заключается в том, что она реализует принципы самоуправления, неформальности общения, добровольности. Свобода выбора детьми образовательной области, рода, вида и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоений — основной педагогический принцип системы кружковой работы, обеспечивающий стремление участников этой работы к самоопределению и самореализации личности.
В интеркультурном воспитании средствами внеурочной деятельности формируется понимание и осознании своей принадлежности к определённой этнической общности, приобретаются знания об истории и культуре своего этноса и других национальностей.
Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центральная основная общеобразовательная школа» п. Центральный Идринского района Красноярского края.
В процессе нашего исследования были решены следующие задачи:
— на основании анализа психолого-педагогической литературы сформулировали понятия интеркультурное воспитание, определили его компоненты, показатели и уровни;
— рассмотрели психолого-педагогические подходы к определению понятия «интеркультурное воспитание» в психолого-педагогических исследованиях;
— выявили особенности интеркультурного воспитания младших школьников;
— изучили методы и средства интеркультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности;
— выявили уровни интеркультурной воспитанности младших школьников;
— осуществлена исследовательская проверка выдвинутой гипотезы, результаты которой позволяют сделать вывод, что целенаправленная систематическая работа с младшими школьниками по обогащению знаний и представлений о жизни различных этнических групп, по формированию у них положительных эмоций и навыков общения средствами внеурочной деятельности, будет способствовать интеркультурному воспитанию младших школьников.
Положительный результат опытно-экспериментальной работы по теме «Педагогические условия интеркультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности» позволяет сформулировать методические рекомендации для учителей начальной школы:
- Интеркультурное воспитание младших школьников необходимо осуществлять с учетом культурных особенностей, традиций, обычаев наций и народностей детей, представленных в классе.
- Внести изменение в содержание, формы и методы внеурочной деятельности, что позволит развивать у младших школьников способность к эффективному интеркультурному взаимодействию.
- Педагог должен знать особенности национальных культур, уметь вводить детей разных национальностей в мир обычаев и традиций разных народов, показать их гуманную сущность, воздействовать на чувства детей. Ему необходим педагогический такт и тонкое умение при работе многонациональным коллективом.
- В содержание внеурочной деятельности включать занятие с устным народным творчеством.
Для подтверждения полученных данных было проведено исследование уровня интеркультурной воспитанности учеников 2 класса: 15 учащихся — контрольная группа и 15 — экспериментальная.
Сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента проводился по тем же критериям: когнитивные, эмоциональные, поведенческие показатели, которые позволили сделать обобщённые выводы об эффективности предложенной целенаправленной систематической воспитательной работы, проследить изменения в психологии сознания и поведения детей экспериментального класса.
После проведения формирующего этапа эксперимента для определения уровня знаний у детей о жизни, культуре, традициях различных народов детям были предложены уже известные им методики, индивидуальные беседы и опроса.
Хочется отметить, что ответы на вопросы индивидуальной беседы у большинства детей стали более правильные, полные, что показывает расширение их знаний по данной теме.
Можно сделать вывод, что показатели когнитивного компонента у младших школьников в экспериментальном классе выросли до высокого уровня на 7 %, в контрольном классе вырос на 26,5 %, до среднего — на 20 % в экспериментальном классе и на 13,5 % в контрольном. На низком уровне остались 6,5 % школьников в экспериментальном классе и 13,5 % школьников в контрольном классе.
Уровни знаний у детей в экспериментальном классе стал выше и сравнялся с контрольным классом.
Контрольный класс: высокий уровень — 4 человек (26,5 %), средний уровень — 5 человек (33,5 %), низкий уровень — 6 человек (40 %).
Экспериментальный класс: высокий уровень — 8 человек (53,5 %), средний уровень — 7 человек (46,5 %), низкий уровень — 2 человека (13,5 %).
Результаты, полученные в рамках контрольного исследования, позволяют сделать вывод о правильности нашей гипотезы. В экспериментальном классе, где проводилось целенаправленное систематическая внеурочная деятельность по интеркультурному воспитанию, в соответствии с выдвинутой гипотезой, уровень интеркультурного воспитания у младших школьников повысился на 14 %, тогда как в контрольном классе он остался на прежнем уровне.
Изменить сознание ребёнка за короткий срок очень трудно. Помимо школы на ребёнка влияет семья, его близкое окружение, и если в семье родители предвзято относятся к другим этническим группам, то это сказывается и на воспитании у детей эмоционально-положительное отношения людям из их ближайшего национального окружения. И одной школе измените что-либо трудно, так как воспитание ребёнка в большей степени происходит в семье. Также СМИ в наше время имеет огромное влияние на ребёнка. Всё это может оставлять отпечаток в сознании ребёнка.
Поэтому интеркультурное воспитание — это глубокая проблема и заниматься ей нужно на государственном уровне. Мы лишь попытались в рамках выпускной квалификационной работы изменить сложившиеся отношения в многонациональном классе.
Литература:
- Иллюстративный энциклопедический словарь (малый) Ред. кол.: В. И. Бородулин, А. П. Гокин, А. А. Гусев и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 464 с.
- Развитие теории личности Э. Эриксона. Статьи / Социальная психология. / Э. Элкинд. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. [Пер. с. англ.] — М., 2012–25 с.
- Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2019–11 с.
- Шилова М. Н. Учителю о воспитанности школьников. — М.: Педагогика, 1990. — 18 с.
- Комаров В. Культура межнационального общения: О постановке воспитательной работы в школе // Нар.обр. — 1993. — № 5–48 с.