Манипуляционные воздействия в педагогической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 05.06.2021

Статья просмотрена: 2739 раз

Библиографическое описание:

Верхолётова, В. К. Манипуляционные воздействия в педагогической деятельности / В. К. Верхолётова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 470-473. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82041/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлен теоретический обзор научно-педагогической литературы, рассмотрены определения термина «манипуляция», проблемы применения манипуляции при педагогическом общении, морально-этические вопросы, также приведены некоторые аналитические данные по данной теме, кратко описаны способы защиты от действия манипуляторов.

Ключевые слова: манипуляция, манипулирование, манипуляционное воздействие, педагогическая деятельность, педагогическая коммуникация.

В современном мире стабильное развитие страны, движение вперёд обеспечивается не только природными богатствами, но и человеческими ресурсами. Обеспечить безопасность страны, её жизнеспособность и конкурентоспособность на международной арене может только активная, интеллектуальная, творческая личность со своей системой ценностей и новаторскими способностями. В этих условиях перед системой образования и воспитания стоят грандиозные задачи.

«Основные тренды современного профессионального образования — креативность, коммуникативность, кооперация, цифровизация. К ним необходимо добавить … достижение синтеза национальных и культурных традиций российского образования с инновационным вектором развития страны» [2, с 43].

Инновационные образовательные проекты, затрагивают основу образовательной практики — педагогическое взаимодействие. Современная парадигма развития образования уходит от традиционной «субъект-объектной» системы к новому этапу гуманизации педагогического взаимодействия и формированию «субъект-субъектных» отношений в педагогической деятельности.

Анализ литературы показывает, что на этом этапе перестройки педагогического взаимодействия выявляется склонность педагогов к манипуляциям. Щеглова Э. А. в своих работах выражает опасение, что на определённом уровне развития профессиональных качеств педагога привычка применения манипуляции «во благо ученика» может перерасти в макиавеллизм. «Макиавеллизм — это осознанное убеждение в необходимости скрытного манипулирования людьми для достижения личных интересов, преимуществ, выгод и т. д». [6].

На наш взгляд, опасность состоит в том, что педагог-манипулятор проецирует на своих учеников склонность к манипулированию и препятствует формированию «инновационной личности», которая может самостоятельно находить цели, решать задачи, используя свой интеллект и творческий потенциал.

Изучение манипулирования в педагогической практике требует особого внимания и является актуальной. В статье представлен теоретический обзор научно-педагогической литературы, рассмотрены определения термина «манипуляция», проблемы применения манипуляции при педагогическом общении, морально-этические вопросы, также приведены некоторые аналитические данные по данной теме, кратко описаны способы защиты от действия манипуляторов.

В научной педагогической литературе постоянно идёт дискуссия на тему: можно ли манипулировать сознанием детей, где та тонкая черта, которая «отделяет благоприятное воздействие во имя успешного развития ребенка и манипуляцию, когда под лозунгом заботы о будущем ученика происходит самоутверждение педагога за счёт воспитанника» [1, с. 297].

При определении термина «манипуляция» все исследователи имеют единое мнение: манипуляция — это вид психологического воздействия. Доценко Е. Л. даёт следующее определение: «Манипуляция — это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент» [1, с. 59].

Педагогический процесс — это всегда взаимодействие между педагогом и учащимися. Результат педагогической деятельности во многом зависит от характера педагогического общения. «Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития контактов, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися. Общение в педагогической работе выступает как средство решения учебных задач и обеспечение воспитательного процесса; как способ организации взаимоотношения субъектов педагогической деятельности, обеспечивающих успешность обучения и воспитания» [5, c. 28]. В практической деятельности наиболее часто встречаются два вида педагогического общения. Первое из них можно представить формулой: «учитель — субъект» + «ученик — субъект». Целуйко В. М. называет такое общение диалогизированным. При гуманитарной парадигме развития образовательной системы общение педагога и ученика должно основываться на диалоге [5, c. 66–67] (см. табл. 1).

Таблица 1

Монолог и диалог, как система общения педагога и ученика

Монолог

Диалог

1. Статусное доминирование, «субъект-объектные» отношения.

1. Личностное равенство, «субъект-субъектные» отношения.

2. Эгоцентризм, сосредоточение на собственных потребностях, целях и задачах.

2. Центрация не только на своих потребностях, но и на потребностях учащихся, их конвергенция.

3. Принуждение учащихся посредством скрытого манипулирования или открытой агрессии.

3. Накопление потенциала согласия и сотрудничества.

4. Догматизм, надличностная трансляция норм и знаний, подлежащих безоговорочному копированию и усвоению.

4. Свобода дискуссии, передача норм и знаний как личностно пережитого опыта, требующего индивидуального осмысления.

5. Ригидность и стереотипность методов и приемов воздействия. Преобладание дисциплинарных приемов.

5. Стремление к творчеству, личностному и профессиональному росту, импровизационность, экспериментирование. Преобладание приемов, организующих самостоятельную деятельность учащихся.

6. Субъективизм и жесткая поляризация оценок, узкий спектр критериев оценки.

6. Стремление к объективному контролю результатов деятельности учащихся, индивидуальному подходу и учету полимотивированности их поступков.

Следующее педагогическое воздействие можно рассматривать как педагогическое манипулирование. Такое общение происходит по схеме: «учитель — субъект» + «ученик — объект». Педагог выступает не субъектом общения, а субъектом воздействия, а ученик становится объектом воздействия. В этом случае идёт односторонний процесс. Такая форма общения характерна для парадигмы традиционного образовательного процесса, для него предпочтительным оказывается монолог (см. табл. 1).

Педагогическое манипулирование имеет два основных последствия: дети становятся неуверенными, не имеют цели, не могут высказать личное мнение и отстоять свою позицию, теряют реальность своего психологического «Я»; дети полностью выходят из подчинения, проявляют агрессию, происходит полное отторжение школы, главной линией поведения выступает только своё психологическое «Я». Педагогическое манипулирование тормозит свободное творческое мышление и гармоническое развитие личности ребёнка. Цель педагогической деятельности, педагогического общения следующая: воспитанник должен всегда выступать субъектом взаимодействия.

Манипулятивные приёмы, которые распространены в педагогической деятельности, носят двойственный противоречивый характер. Очень часто интересы педагога и ученика не совпадают. Возникающие барьеры общения, создают условия для применения «технологии» манипуляции. Мотивы применения манипулятивных приёмов могут быть разными.

В основном можно выделить две группы мотивов: желание укрепить педагогический престиж, подчеркнуть свою значимость, используя слабые стороны детской натуры; желание убедить учащихся в справедливости педагогических требований, активизировать их учебную или общественную деятельность, используя положительные черты личности ребёнка.

Каждому педагогу приходится применять разные манипулятивные приёмы в зависимости от ситуации. Однако анализ психолого-педагогической литературы и практической деятельности указывает, что степень выраженности склонности к манипулированию у педагогов величина непостоянная. Она динамически меняется и зависит от роста педагогического мастерства и приобретения педагогического опыта. Выбор типа манипулятивных приёмов, которые педагог использует в своей педагогической деятельности, прямо зависит от личности педагога (профессиональная зрелость, нравственные и этические позиции, выбор ценностей, служение своему делу, творческое начало и т. д.) [6].

Перейдем к вопросу об этической допустимости манипуляции в педагогической деятельности. Данная проблема сложная и дискуссионная. Как использовать манипуляцию и стоит ли её применять при психологическом воздействии — это вопрос индивидуального этического выбора человека. Любой человек и тем более педагог, несёт индивидуальную ответственность за участие в манипуляции [3, с. 61].

Качество учебно-воспитательного процесса в высшей школе зависит от уровня отношений между преподавателями и студентами. Часто эти отношения основаны на манипулятивных действиях, которые оказывают неблагоприятное воздействие на профессиональную подготовку выпускников и на нравственные установки личности. Тарелкин А. И. провел исследование на тему: «Манипуляции в педагогическом общении в высшей школе», согласно которому 60,2 % преподавателей верят в то, что возможно выстроить взаимоотношения со студентами в вузе без манипуляций; 12 % — считают, что это вряд ли возможно и 27,8 % затрудняются дать ответ на вопрос. И пришел к выводу о том, что и преподаватели, и студенты допускают использование манипулятивного воздействия в педагогической практике [4].

Манипуляции широко используются в различных сферах жизни общества, поэтому необходимо защитить своё личное пространство от манипуляторов всех типов (диктатор, тряпка, хулиган, славный парень, судья, защитник и т. п.).

Психологическая защита — это механизм поведения, который позволяет личности оградить свою субъективную реальность от посягательств окружающих. Целуйко В. М. рассматривает следующие меры противодействия. «Миролюбие — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Избегание — психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Агрессия — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта» [5, с. 233–235].

Манипулирование — это частный случай скрытого управления, зная универсальную схему такого управления, можно выстроить надёжную защиту от любого акта манипулятивного воздействия. Эта схема включает следующие моменты: «не давайте информацию о себе», «осознайте, что вами управляют» и собственно защиту (активную, пассивную и контрманипуляцию). Есть и другие способы психологической защиты: чёткие речевые формулировки, правильно подобранные интонации, основательность и неторопливость ответа, обращённость ответа в пространство. Главное: всегда стоять на страже своей личности. Любыми способами избегать потери своего «Я» и соединения в толпу.

В заключение хочется сказать, что проблема применения манипулятивных приёмов в педагогической практике носит дискуссионный характер. Манипуляция — это вид психологического воздействия. Выбор типа манипулятивных приёмов тесно связан с личностью педагога. В современной педагогике происходит смена парадигмы учебно-образовательного процесса, идёт переход от педагогики манипуляции, традиционных «субъект-объектных» отношений к формированию гуманистической парадигмы, в основе которой лежат «субъект-субъектные» отношения между педагогом и воспитанниками. Основной приём такой педагогической технологии — диалог или полилог; характерная черта — богатство импровизации, сотрудничество и сотворчество с учеником. Образование, ориентированное на личностное развитие субъекта, особую роль отводит авторской точке зрения преподавателя как носителя и транслятора социокультурных ценностей и смыслов.

Литература:

  1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. —344 с.
  2. Лубков А. В. Педагогическое образование России: современное состояние, опыт, проблемы и перспективы // Наука и школа. 2019. — № 5. — с. 41–49 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obrazovanie-rossii-sovremennoe-sostoyanie-opyt-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 25.04.2021 г.)
  3. Сидоренко Е. В.Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, 2004. —256 с., ил.
  4. Тарелкин А. И. Манипуляции в педагогическом общении в высшей школе //Психология обучения. — М, 2009, № 5. — 56–79с.
  5. Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения. — М.: «ВЛАДОС», 2007. — 242 с.
  6. Щеглова Э. А. Манипулирование в условиях профессионально-педагогической деятельности // сайт Uchebnikfree.com — 2021 [Электронный ресурс] URL: https://uchebnikfree.com/osnovyi-psihologii/manipulirovanie-usloviyah-professionalno-33448.html (дата обращения 11.04.2021 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, педагогическое общение, манипуляция, психологическое воздействие, педагог, педагогическая практика, педагогическое взаимодействие, педагогическое манипулирование, психологическая стратегия защиты, ученик.


Задать вопрос