Целью настоящей статьи является анализ практики применения норм международного морского права за последние годы, а также освещение основных проблем, связанных с претворением в жизнь предписаний вышеупомянутых норм. В докладе раскрывается роль международного морского права в международных отношениях, определяется сущность и основное назначение норм международного морского права, область и границы их применения.
Ключевые слова: право, нормы, проблемы, отношения, назначение.
The purpose of the present article is to analyze the application of international law of the sea in recent years, as well as to highlight the main problems related to the implementation of the provisions of the above-mentioned rules. The report reveals the role of international law of the sea in international relations, defines the essence and main purpose of the rules of international law of the sea, the scope and limits of their application.
Keywords: law, norms, problems, relations, appointment.
Сегодня международное морское право можно считать одной из самых древних отраслей международного права, представляющей собой группу принципов и норм права, устанавливающих режим морских пространств, а также регламентирующих отношения между государствами в части использования разнообразных ресурсов морского дна. К основным принципам международного морского права относят: принцип свободы открытого моря, принцип, подразумевающий признание Международного района морского дна и его ресурсов общим наследием человечества, принцип использования Мирового океана в мирных целях, сохранения и рационального использования живых ресурсов моря, принцип свободы научных исследований и охраны морской среды. Как указывает в одном из своих трудов А. П. Мовчан, международному морскому праву присущи черты других отраслей международного права, поскольку оно объединяет нормы, относящиеся к международному праву прав человека, международному праву войны, международному экологическому праву, праву международных договоров, международному воздушному праву и т. д. Каждая отрасль регулирует конкретные отношения, что требует систематизации международно-правовых норм. [1] Несмотря на обширность норм, являющихся частью Международного морского права, в его структуре существуют также международно-правовые обычаи, что определяет специфику регулирования отношений между государствами.
В связи с усложнением отношений, регулируемых международным, в том числе международным морским правом, а также увеличением объема нормативного регулирования, особенно остро стоит вопрос об усилении контроля за выполнением государствами принятых на себя обязательств. Это обусловлено также и тем, что привлечение к ответственности за неисполнение обязательств субъектом международного права сопряжено с рядом трудностей.
Отношения между государствами по поводу обеспечения международной безопасности, защиты окружающей среды, деятельности человека в пределах морского пространства регулируются нормами международного права, соблюдение которых является гарантией сохранения существующего мирового правопорядка. Государства обращаются к тем или иным международным и национальным средствам в целях достижения эффективных результатов исполнения международно-правовых норм, среди которых важное место занимает институт международного контроля. Как отмечал И. И. Лукашук, контроль является необходимым условием функционирования всего международного права. [2] Международная контрольная деятельность затрагивает все отрасли и институты международного права. В отношениях в рамках конкретного государства, в том числе и в области морского права, контроль является непременным условием надлежащего функционирования государства, в том числе и системы государственных органов.
Рассматривая элементы контрольного механизма, необходимо первоначально определить его объект. В качестве объекта контроля могут выступать те или иные общественные отношения, закрепленные в двусторонних, многосторонних договорах или в международном обычае. Исходя из общепризнанных принципов международного права, в качестве объекта контроля не могут выступать соглашения, предусматривающие применение силы или угрозы силой, вмешательство во внутренние дела государства, нарушение территориальной целостности государства. Иначе говоря, контрольная деятельность и объекты контроля должны соответствовать общепризнанным международным принципам. Эти принципы являются императивными по отношению ко всем государствам и других субъектам международного права. Объектом контроля в международном морском праве можно считать: правила мирного прохода через территориальное море и прилежащую зону, правила захода в международные порты, обязательность соблюдения санитарных, таможенных и фискальных правил, правила использования биологических и минеральных ресурсов Мирового океана, правила проведения морских научных исследований и другие. [3]
Говоря о субъектах контрольного механизма, необходимо отметить, что в качестве его субъектов могут выступать все субъекты международного права. Преобладают в своем большинстве государства и созданные ими международные, межправительственные организациями. Однако, как показывает международная практика, государства не всегда учреждают контрольные органы, но это не значит, что из-за этого международные соглашения не будут соблюдаться. В целях обеспечения исполнения международных соглашений в механизм контроля включают как специально созданные государствами органы, так и национальные средства контроля. Подтверждение этому можно найти в договорах между СССР и США по вопросам разоружения и ограничения вооружений. [4]
Расширение сферы международного контроля в морском праве связано с множеством факторов: во-первых, научно-технический прогресс оказывает влияние в части усовершенствования конструкций морских судов, поэтому безопасность мореплавания становится одной из основных проблем в международном морском праве; во-вторых, активизируется деятельность международных террористических организаций, в том числе и в морских пространствах, в связи с чем существует необходимость введения и совершенствования существующих мер по предотвращению совершения террористических актов; в-третьих, увеличивается число случаев загрязнения морских вод (в результате перевозок нефти, захоронения отходов производства, деятельности на морском дне); в-четвертых, нерациональное использование морских биологических ресурсов может привести к значительному их сокращению иным неблагоприятным последствиям. Все перечисленные факторы подчеркивают необходимость усиления контроля за выполнением принятых на себя обязательств в сфере действия морского права всеми субъектами международного права. [5]
Помимо перечисленных выше проблем сегодня существует также проблема выполнения положений международных договоров в разных сферах деятельности государств. Ее можно считать одной из самых актуальных проблем для всего мирового сообщества. Причиной этому служат участившиеся морские аварии, влекущие загрязнение вод Мирового океана, бесконтрольное использование морских биологических ресурсов и практически полное отсутствием контроля за деятельностью субъектов международного права при проведении морских исследований в районе открытого моря. Примером невыполнения положений международных договоров можно считать действия КНР, полноправного участника Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, последовательно проводящего политику по широкой трактовке конвенционных норм, нарушая ключевые положения. Среди таких нарушений — ограничение права мирного прохода для военных кораблей иностранных государств через 12-мильное территориальное море, стремление расширить полномочия в области безопасности в пределах 24-мильной прилежащей зоны, непризнание свободы судоходства в отношении зарубежных военных кораблей в пределах 200-мильной исключительной экономической зоны (ИЭЗ).
На сегодняшний день существует небольшое количество общепризнанных норм в области публично-правовой ответственности, закрепленных в международных актах. Рассмотрим ряд уже существующих принципов и норм в этой области.
Комиссия международного права ООН приняла статью, согласно которой «деяние государства может быть квалифицировано международно-противоправным лишь с точки зрения международного права. На эту квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния, с точки зрения внутригосударственного права, правомерным». Этот принцип можно отнести исключительно к публично-правовой ответственности. [6]
Также Комиссия международного права ООН на XXV сессии ввела статью, в соответствии с которой «любое государство может рассматриваться, как совершившее международно-противоправное деяние, влекущее за собой его международную ответственность». Есть правило, согласно которому ответственность государства за ущерб, причиненный на его территории личности или имуществу гражданину иностранного государства, наступает исключительно после того, как иностранный гражданин использовал все местные средства в целях защиты своих интересов. Это правило было принято Гаагской конференцией по кодификации международного права в 1930 г. На этой же конференции был сформулирован принцип, согласно которому государство ответственно за издание законов, противоречащих общепризнанным нормам международного права, а также за отсутствие изданных законов, необходимых для выполнения международных обязательств государства. [7]
Очень важный принцип ответственности в международном праве нашего времени сформулирован Д. Б. Левиным: «Будущая конвенция о международно-правовой ответственности государств и правительств должна включать положения, предусматривающие, что государство ответственно в международном плане за принудительное удержание под своей властью или в зависимости от себя других стран и народов, за любые проявления насилия с целью воспрепятствовать освобождению данных стран и народов от такой власти или зависимости, что государство, виновное в этих актах колониализма, несет перед Организацией Объединенных Наций и перед пострадавшими от колониализма странами как политическую, так и материальную ответственность». [8] В качестве примера ответственности подобного рода можно привести дело об освобождении танкера «Сайга», плававшего под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. В октябре 1997 года Республика Гвинея выслала патрульные катера и со стрельбой задержала танкер, ранив одного из членов экипажа. После неудачных переговоров об освобождении судна судовладелец обратился за помощью к стране флага, под которым плавал танкер. Представители государства Сент-Винсент и Гренадины обратились в Международный трибунал ООН по морскому праву с ходатайством о незамедлительном освобождении судна и команды на основании статьи 292 Конвенции ООН по морскому праву. Впоследствии судно и команда были освобождены и Международным трибуналом было вынесено решение о возмещении ущерба.
Ведя речь о международно-правовой ответственности государств, нельзя обойти вниманием вопрос об ответственности международных организаций, являющийся особенно актуальным в последнее время. Межправительственные организации являют собой результат сотрудничества государств (субъектов международного публичного права) и объектом их правоотношений, в то время как неправительственные международные организации являются результатом сотрудничества субъектов международного частного права и объектов частно-правовых отношений. Международная межправительственная организация являет собой результат договора между учредившими ее субъектами правоотношений, а именно, государствами. По этой причине она обладает неполной правосубъектностью. Одной из ее характерных черт считается способность быть субъектом ответственности в отношениях с государствами и со своими чиновниками. Поскольку международные организации являются объективно существующей реальностью, а их деятельность может быть источником причинения ущерба, необходимо считаться с фактами возникновения ответственности как международных организаций, так и перед международными организациями. В качестве примера ответственности международной организации пятый доклад, подготовленный Специальным докладчиком Комиссии Джоджиа Гайа, в котором указано заявление Генерального секретаря ООН в отношении падения Сребреницы, где говорилось о том, что «... за всю историю трудно найти более тяжелый и болезненный опыт, чем тот, который приобрела ООН в Боснии. С чувством самого глубокого сожаления и скорби мы проанализировали свои действия и решения в ответ на захват Сребреницы». В данном случае речь идет о сатисфакции, форме возмещения вреда, выражающейся в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении.
Внутри любой отрасли права может быть самостоятельная кодификация норм ответственности. На сегодняшний день важно осуществление кодификации норм публично-правовой ответственности, а именно, норм международной ответственности, распространяющих свое действие в сфере отношений между государствами. Кодификация в данном случае совпадет с введением новых норм на базе уже имеющихся принципов публично-правовой ответственности.
Таким образом, на основании всего изложенного можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует множество пробелов в международном праве, в том числе, и в международном морском праве, не позволяющих в полной мере регулировать отношения в разных сферах и обеспечить соблюдение норм международного права всеми субъектами международного права. Тем не менее, на основании уже сформулированных ранее принципов и норм международного права можно восполнить данные пробелы при эффективной деятельности компетентных лиц и организаций.
Литература:
- Мовчан А. П., Янков А. М. Мировой океан и международное право. Открытое море. Международные проливы. Архипелажные воды // Москва, 1988, 232 с.
- Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. // Москва, 1996, 432 с.
- Круглова Ю. Б. Институт контроля в международном морском праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Казанский государственный университет им. В И Ульянова-Ленина, Казань, 2007.
- Д. Асанов. Публ.: 50 лет борьбы СССР за разоружение. 1917–1967. Сб. документов // Москва, 1967, 690 с.
- Валеев Р. М. Контроль в современном международном праве // Тамбов, Грамота, 2011, № 6, Ч. 1., С. 45–50.
- Лунц Л. А. Международное частное право. Юридическая литература // Москва, 1970, 384 с.
- Yearbook of the International Law Commission. Vol. II. P. 225. 1956 // URL: https://legal.un.org/ilc/publications/yearbooks/english/ilc_1956_v2.pdf (дата обращения 05.04.2019).
- Левин Д. Б. Ответственность государств в современном международном праве. Международные отношения // Ленинград, Правоведение, 1966, № 2, С. 127–129.