В статье автор рассматривает алгоритм конструирования тестов для контроля знаний обучающихся школы с использованием интернет-ресурса myQuiz в условиях дистанционного обучения, схему организации тестирования, достоинства и недостатки этого электронного образовательного ресурса.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс , дистанционное обучение, школа, тест, тестирование обучающихся, списывание.
Дистанционное обучение прочно вошло в жизнь школьного образования. Пандемия, использование школы в качестве ППЭ (пункта приёма экзаменов) и пр. — всё это может повлечь за собой переход на дистант в любое время.
В связи с этим перед учителем возникает проблема: как провести эффективный опрос всего класса, практически исключив возможность списывания. Можно выдать письменное задание через школьный портал, а затем весь день получать трудночитаемые детские работы, выполненные с использованием ГДЗ (сборника готовых домашних заданий). Их проверка потребует много сил и времени. Можно воспользоваться известными ресурсами Фоксфорда, УЧИ.ру и др. Однако, проблема списывания здесь тоже существует, особенно успешны в этом старшеклассники, имеющие по несколько аккаунтов на каждом ресурсе. Пытается решить проблему плагиата ресурс Интерактивная тетрадь Skysmart (созданная на основе рабочих тетрадей АО «Издательство «Просвещение»), но где есть печатные издания, там есть и оперативно созданные ГДЗ.И всё же, этот ресурс наиболее удачно борется со списыванием (например, можно самим создавать уникальные задания по схеме). ЭОР (электронные образовательные ресурсы) дают возможность обучающемуся получить результат сразу после выполнения задания, а учителю, разработав критерии, без трудоёмкой проверки, оценить работу каждого ребенка в классе. В этом их преимущество по сравнению с выполнением письменных заданий из учебника при дистанционном обучении.
Многих недостатков, рассмотренных выше, по нашему мнению, лишен интернет-ресурс myQuiz (Моя Викторина). В основном, его используют для создания игровых викторин по различным темам.
Рис.1. Так выглядит интернет-страница каталога викторин
Но на этой интернет-площадке очень удобно создавать тематические предметные тесты, и, главное, проводить опросы в форме тестирования.
Рассмотрим подробнее процесс конструирования теста. После регистрации на сайте, нажав на кнопку Создать викторину, попадаем на страницу
Рис.2. Страница создания теста
Здесь определяем название теста (викторины), описываем его содержание, можно украсить тест обложкой.
Устанавливаем дату и время начала тестирования (нажатием кнопки будем запускать тест) или включаем автозапуск (тест включится автоматически в назначенное время). Здесь же определяем время, отведенное для ответа на каждый вопрос, и время просмотра правильного ответа (возможно добавить время для обдумывания ответа на сложный вопрос).
Рис.3. Страница настройки
Далее идут опции для онлайн викторин, нас будет интересовать только предоставить доступ на основе регистрации. Выберем Без регистрации. Школьники смогут участвовать в тестировании, просто введя свой ник (конечно, просим, чтобы ребята входили под своими фамилиями, иначе придется искать в журнале SoLo или Властелина Колец). Следующие вкладки игнорируем, т. к. для тестирования они не нужны.
Рис.4. Страница настройки
Рис.5. Заключительная страница настройки
На последней вкладке не выбираем ни одной опции. Нажимаем кнопку Далее и приступаем к Настройке вопросов.
Рис.6. Страница настройки вопросов
Предлагается 5 видов вопросов:
- Вопрос с выбором ответа (количество ответов не ограничено, а верных может быть один или несколько)
- Вопрос, ответ на который обучающийся вводит
- Вопрос, ответом на который будет служить изображение (то же что и 1.)
- Вопрос-голосование (не использовали ни разу)
- Вопрос, ответ на который надо нарисовать мышкой так, чтобы искусственной интеллект (ИИ) его распознал (пробовали, но получается плохо, надо приспособиться).
Активно используем первые три варианта вопросов.
Рис.7. Вопрос с выбором ответа (при тестировании). Справа — таймер
Рис. 8. Вопрос с записью ответа (при настройке)
Рис. 9. Вопрос, где ответом служит изображение (картинка). В данном случае два верных ответа
После того, как введен последний вопрос, необходимо Сохранить тест. Откроется список ваших тестов(викторин).
Рис. 10. Каталог ваших тестов
Слева — направо:
1) дата проведения тестирования,
2) зеленая мигающая точка означает, что тестирование ожидает участников (если точка красная, то тестирование началось; если желтая — то ничего не происходит),
3) код(номер) теста,
4) название,
5) состояние теста,
6) карандаш (возможность редактирования)
7) при нажатии на последнюю кнопку появляется вот такое меню:
Рис.11. Первый пункт самый важный
При нажатии на первую строку списка появляется ссылка, которую надо разослать классу, по ней обучающиеся входят в тестирование.
Войдя на сайт, ребенок ждет запуска тестирования.
Рис. 12. Экран ожидания, который видит обучающийся
После окончания тестирования появляется список обучающихся с баллами и местом в рейтинге. Обычно включаем в тест число вопросов, кратное 5, для удобства перевода в пятибалльную систему при выставлении в журнал. Результаты всех тестов сохраняются в архиве.
Рис. 13. Страница из архива
Вообще, интерфейс этого интернет-ресурса понятен и прост, что является несомненным достоинством.
В таблице приведены, на наш взгляд, основные достоинства и недостатки сайта MyQuiz при использовании его для дистанционного обучения.
Таблица 1
Достоинства ресурса |
Недостатки ресурса |
Возможность использования для контроля знаний по любому школьному предмету и любой теме курса |
Нельзя вводить различные символы и делать вставки формул при формулировании вопросов и ответов (важно для математики, физики и т. п.) |
Исключено списывание (тест создан учителем, время на ответ ограничено) |
Как и для любого опроса вовремя ДО нельзя исключить то, что тест выполняется НЕ самостоятельно |
Отсутствует необходимость проверки работ |
Требуется организационная подготовка (собрать класс на площадке в определенное время) |
Результаты известны сразу по окончанию тестирования |
|
За небольшой временной промежуток (5–10 минут — это время, затраченное на тестирование) опрошен весь класс, не нарушены нормы СанПиНа |
|
Элементы игры повышают интерес к предмету |
Интернет-ресурс MyQuiz — надёжный помощник учителя в условиях дистанционного обучения. Он помогает организовать быстрый, эффективный опрос всего класса в формате тестирования. Тесты, сконструированные учителем, уникальны, поэтому проблемы списывания не возникает. По нашему мнению, можно рекомендовать MyQuiz к использованию для контроля знаний по разным школьным предметам, а также для внеклассной работы во время дистанционного обучения.
Литература:
- Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Алгебра 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2019
- А. Г. Мерзляк. Математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2020
- А. Г. Мерзляк. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2020
- Интернет-ресурс https://myquiz.ru/Marketplace в свободном доступе