Данная статья раскрывает основные понятия, связанные с межличностными отношениями подростков, и рассказывает о путях их формирования. Представленный материл, представляет возможность в сжатой форме ознакомиться с основными способами формирования отношений в подростковом коллективе, что позволит специалистам, работающим с подростками данной категории расширить инструментарий действия и получить положительные результаты деятельности в указанном направлении.
Ключевые слова: подростки, подростковый возраст, способы формирования, формирование межличностных отношений, межличностные отношения.
This article reveals the basic concepts associated with the interpersonal relationships of adolescents and talks about the ways of their formation. The presented material provides an opportunity in a concise form to familiarize yourself with the main ways of forming relationships in the adolescent team, which will allow specialists working with adolescents of this category to expand the toolkit of action and get positive results of activity in this direction.
Keywords: adolescents, adolescence, ways of formation, the formation of interpersonal relationships, interpersonal relationships.
Любые отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтениях, а именно на критериях выбора. Отношения между учениками в классе — это не отношения, возникающие в процессе их совместной деятельности. Деятельность ученика состоит из учебных и других дел — трудовых, социальных, бытовых. Личные отношения уже в младшем школьном возрасте составляют основу тесных объединений, так называемых малых групп.
В результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают социальную направленность. Одной из самых значительных проблем в межличностных отношениях являются прозвища, которые даются в процессе взаимодействия друг-другу самими школьниками.
Подростковый возраст — это время серьезных изменений личности ребенка. При нормальном онтогенезе этот период проблемный по всем параметрам, при дизонтогенезе, особенно при цереброваскулярных заболеваниях, возможны более серьезные нарушения и отклонения. [4]
Дети и подростки с ограниченными интеллектуальными возможностями в основном характеризуются недостаточной зрелостью аффективно-произвольной сферы. При анализе динамики развития нестабильных личностей их социальная адаптация больше зависит от влияния окружающей среды, чем от самих себя. С одной стороны, они очень внушаемы и импульсивны, с другой — полюс незрелости высших форм произвольной деятельности, неспособность выработать устойчивый социально принятый стереотип жизни для преодоления трудностей, склонность идти по пути наименьшего. сопротивление, отсутствие обучения собственным запретам, восприимчивость к негативным внешним воздействиям. Все эти критерии характеризуются низкой критичностью, незрелостью и неспособностью адекватно оценивать ситуацию.
Эмоциональная поверхностность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых есть недостаток самоконтроля и самоанализа. Подростки легко могут дать обещания и легко забыть о них. Их не волнуют неудачи в школе. А хрупкость образовательных интересов превращается в игры на заднем дворе, потребность в движении и физическом расслаблении. Мальчики обычно подвержены раздражительности, девочки склонны плакать. Подвержены лжи, выходящей за рамки незрелых форм самоутверждения. Инфантилизм, присущий этой группе подростков, часто окрашен характеристиками церебрально-органической недостаточности, двигательной расторможенности, домогательства, эйфорического тона приподнятого настроения, аффективных вспышек, сопровождающихся яркой вегетативной составляющей, часто сопровождающейся слабой головной болью и быстрой утомляемостью.
Большая часть подросткового периода проходит в установлении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. В значительной мере именно в рамках этих взаимоотношений ребенок присваивает общественно-исторический опыт, усваивает общественно значимые нормы и функции, знакомится с содержанием социальных ролей [2].
Растущая независимость молодых людей идет рука об руку со значительным расширением сфер деятельности с упором на новые, более разнообразные и значимые отношения со своими сверстниками и другими людьми. Потребность подростка в общении специфична и не ограничивается другими, более простыми потребностями. Прямым следствием нарушения развития потребности в общении является снижение эффективности саморегуляции личности, его неспособность правильно организовать свое взаимодействие с окружающими людьми.
Как известно, трудности и конфликты в общении — особая проблема для молодежи. Следовательно, для изучения межличностных отношений подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями необходимо изучить различные взаимодействия и отношения, коммуникативные навыки детей этой возрастной группы и их перевод в социальные отношения. [5]
Успех социальной адаптации зависит как от тяжести и конкретных характеристик отклонения в развитии, так и от типа внутренней обработки социальной ситуации индивидом. Социальная адаптация — интегративный индикатор состояния человека, отражающий его способность выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное отражение окружающей действительности и функционирования собственного тела; адекватная система взаимоотношений и общения с окружающими, возможность работать, учиться, организовывать досуг и отдых; способность к самообслуживанию. Вариативность поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями окружающих.
Формирование межличностных отношений у школьников с умственной отсталостью может идти по двум направлениям: «развивать способности коммуникативной адаптации детей и гуманизировать социальность психологической среды». Для развития коммуникативно-адаптивных способностей детей предлагается: подавление или уменьшение состояний аффективности в сотрудничестве с врачами; развитие социального интеллекта школьников; научить агрессивных детей навыкам общения, сотрудничества и терпимости без конфликта; развитие вкуса к общению и потребности в нем у замкнутых детей, подавление коммуникативной тревожности.
Реализация этих направлений работы возможна через «методы игровой терапии, психотренинги, группы общения и т. д». Для гуманизации социально-психологической среды необходимо:
– анализ учителем собственного стиля общения;
– внедрение норм человеческого отношения в коллективные отношения;
– повышение привлекательность каждого ребенка за счет создания успешной ситуации;
– включение изолированных и отвергнутых детей в ситуации совместной деятельности;
– одобрение и обсуждение в классе любых проявлений доброты по отношению к сверстникам;
– оказание каждому ребенку компенсационной психологической поддержки.
Таким образом, межличностные отношения — это субъективно переживаемые связи между людьми, которые проявляются в виде взаимного влияния, которое люди оказывают друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Подростковый возраст — время интенсивного духовного и личностного развития. В юности главная роль принадлежит системе взаимоотношений между подростком и окружающими его людьми. Самое важное достигается за счет межличностного общения со сверстниками, которые становятся центром его физической и духовной жизни и во многом определяют все другие аспекты его поведения и деятельности. Подростку важно не только находиться рядом со сверстниками, но, самое главное, находиться в положении, которое их устраивает.
Для одних это желание может выражаться в желании занять позицию лидера в группе, для других — быть признанным, любимым товарищем, для других — непререкаемым авторитетом в любых вопросах, но в любом случае это главная причина тех или иных поступков подростков. Исследования показывают, что именно неспособность, невозможность добиться такого положения, чаще всего является причиной недисциплинированности и даже преступности подростков.
Все это оправдывает необходимость психологической и педагогической помощи подросткам с трудностями межличностного общения.
Литература:
- Галасюк, И. Н. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта. Кураторство: учебное пособие для вузов / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 179 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–08285–2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473941 (дата обращения: 27.05.2021).
- Долгова В. И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии. Библиотека специального психолога: Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец. О. А. Шумакова. Челябинск: Издательство «АТОКСО», 2010. 118 с.
- Духновский, С. В. Психодиагностика: учебник и практикум для вузов / С. В. Духновский. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–13881–8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477524 (дата обращения: 27.05.2021).
- Загоровский П. Л. К вопросу об изучении детских коллективов и поведения детей в коллективе. — М. Академия, 2006. — 296 с.
- Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.]; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 413 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–07004–0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468692 (дата обращения: 27.05.2021).
- Резепов И. Ш. Общая психология: учебное пособие. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. — 109 с.