В статье проанализированы взгляды ученых-экономистов об экономической сущности монетарной политики, особенности, недостатки и преимущества, проблемы прямых и косвенных инструментов монетарной политики в зарубежных странах. Также рассмотрены актуальные проблемы современной монетарной политики, сформулированы научные выводы, предложения и рекомендации автора.
Ключевые слова: монетарная политика, инфляция, денежная масса, резервные деньги, спрос на деньги, предложение денег, ставка рефинансирования, прямые инструменты, косвенные инструменты, валютный курс, стабильность цен, дефицит бюджета.
The article analyzes the views of academic economists on the economic essence of monetary policy, features, disadvantages and advantages, problems of direct and indirect instruments of monetary policy in foreign countries. Also, actual problems of modern monetary policy are considered, scientific conclusions, proposals and recommendations of the author are formulated.
Key words: monetary policy, inflation, broad money, monetary base, money demand, money supply, interest rate, direct instruments, indirect instruments, exchange rate, price stability, budget deficit.
Введение
Монетарная политика — совокупность методов, инструментов и мер, направленная на обеспечение стабильности национальной валюты, платежного баланса, цен, предложения денег, финансового рынка, экономического роста, инвестиционной активности, макроэкономической и финансовой стабильности.
Необходимо отметить, что в истории мировой экономики наблюдались различные макроэкономические и финансовые проблемы, а также отдельные кризисы экономического и финансового характера. Для решения этих проблем правительством каждой страны была разработана и осуществлена программа макроэкономической стабилизации экономики.
Также монетарная политика способствовала и играла ключевую роль в решении сложных макроэкономических и финансовых проблем, связанных с возникновением различных кризисов экономического, финансового, политического, социального и системного характера, различного рода эпидемии и пандемии, наблюдавшиеся в мировой истории и продолжающиеся до сих пор, включая пандемию коронавируса COVID-19. По этой причине регулярно совершенствуются модели, методология, методы, механизмы и инструменты монетарной политики.
Развитые страны, такие как США, Япония, Германия, имеют огромный теоретический, методологический и практический опыт по разработке, прогнозированию, осуществлению и совершенствованию методов, инструментов и рыночных механизмов монетарной политики. Кроме того, анализ передового опыта развитых стран показывает, что монетарная политика совершенствовалась под влиянием инновационных идей.
Глобализация мировой экономики кардинальным образом изменила процессы развития экономики, банковской системы, финансового рынка, в том числе валютного и рынка ценных бумаг, инструментов, методов монетарной политики, в частности, придав им инновационную направленность. В условиях пандемии COVID-19 в международной банковской практике прослеживаются коренные изменения в финансово-банковской системе, в монетарной политике с учетом цифровых технологий.
Совершенствование методов и монетарных инструментов является обязательным условием повышения эффективности монетарной политики. Поскольку хранение денежных средств в качестве установленной нормы банковского резервирования приводит к уменьшению денежной массы, а при проведении политики снижения ставки рефинансирования кредит становится более дешевым и доступным для всех, в результате этого увеличиваются объемы инвестиционных кредитов коммерческих банков.
Поэтому в настоящее время в мировой экономической практике широко используются косвенные инструменты монетарной политики. К ним можно отнести операции на открытом рынке, дисконтную политику, обязательные резервные требования, операции по РЕПО, рефинансирование коммерческих банков, ломбардный механизм, валютные свопы, кредиты овернайт, кредитный аукцион и другие. Эти инструменты позволяют центральным банкам проводить эффективную монетарную политику, которая способствует обеспечению устойчивости цен и экономическому росту, укреплению макроэкономической и финансовой стабильности.
В настоящее время под влиянием пандемии коронавируса COVID-19 во всех странах усилился ряд макроэкономических и монетарных проблем. В частности, спад производства, снижение экспортного потенциала, рост уровня безработицы, внешнего долга, дефицита государственного бюджета и дефицита платёжного баланса. Решение этих сложных взаимосвязанных проблем зависит от разработанных конкретных мер и программы стабилизации экономики правительств всех стран.
Обзор литературы по теме.
По заключению М.Фридмена, Центральный банк имеет достаточные возможности для регулирования предложения денег, и при этом инфляция не является многофакторным процессом [1].
Данное заключение основывается на том, что Центральный банк, используя политику открытого рынка и дисконтных операций, может управлять денежной массой и процентными ставками.
Ф.Мишкин утверждает, что “операции открытого рынка — самый важный инструмент монетарной политики, так как они позволяют управлять процентными ставками и монетарной базой, определяющими объем денежной массы” [2].
Действительно, покупка ценных бумаг Центральным банком на открытом рынке увеличивает резервы банковской системы и монетарную базу, что ведет к росту предложения денег и снижению краткосрочных процентных ставок.
По мнению В. Юровицкого, в условиях отсутствия обязательного резервирования все исходные, эмиссионные деньги являются активными, следовательно, кредитная деятельность коммерческих банков приведет к росту депозитов [3].
МакКаллум утверждает, что спрос на деньги является нестабильным, поэтому основным инструментом денежно-кредитной политики является процентная ставка Центрального банка [4].
Вопросы совершенствования монетарной политики были исследованы, и соответствующие выводы были сформулированы в научных трудах таких зарубежных ученых-экономистов, как Ж.Кейнс, М.Фридмен [5], И.Фишер, Ж.Тобин, Э.Долан, О.Лаврушин [6], Мартин Боденштейн [7], Итаи Агур [8], Навой А., Косой А., Белоглазова Г., Ван-Хуз Д, Кейнс Дж., Абрамова М., Лаврушин О., Афанасьева О., Смирнова О., Миллер Р, Моисеев С, Хесус У, Мишкин Ф [9].
Например, С. Моисеев в своих научных трудах анализировал такие актуальные вопросы монетарной политики, как обеспечение стабильности национальной валюты, таргетирование предложения денег и целевой показатель инфляции и сформулировал соответствующие выводы.
Отдельные теоретические и практические аспекты монетарной политики нашли свои отражения в научных трудах узбекских ученых-экономистов А.Вахабова [10], А.Омонова, Т.Коралиева, Б.Душаева [11], О.Намозова [12], Т.Бобакулова [13], Р.Шомуродова [14].
Например О.Намозов в качестве обязательного условия укрепления денежной системы предлагает внедрение инфляционного таргетирования. Р.Шомуродов впервые в среде ученых экономистов Узбекистана изучал инструменты монетарной политики, выделив их на прямые и косвенные инструменты. А также раскрыл их сущность, особенности, преимущества и недостатки. Б.Душаев предлагает совершенствовать регулирование предложение денег путем развития практики использования инструментов монетарной политики.
Анализы и результаты.
Исследование экономики, монетарной и фискальной политики, финансовой системы развитых стран показывает, что проблемы финансового и макроэкономического характера в мировой экономике имели циклический характер. На наш взгляд, эти проблемы будут появляться в различной степени в зависимости от изменения мировой конъюнктуры, ослабления и нарушения финансовой дисциплины в отношениях между странами, а также с возникновением неожиданных для человечества различного рода новых пандемий и эпидемий, не наблюдавшихся в истории мировой экономики.
Также анализ экономики развитых стран показывает, что монетарная политика играет важную роль в обеспечении стабильности цен, национальной валюты, экономического роста, макроэкономической и финансовой стабильности. Обеспечивая стабильность цен, монетарная политика создает условия, способствующие экономическому росту, укреплению ликвидности банковской системы, макроэкономической и финансовой стабильности в стране.
Традиционным инструментом монетарной политики является политика обязательных резервов Центрального банка. Через изменение резервной нормы можно менять размер денежной массы страны. Однако политика обязательных резервов является административным инструментом, сила воздействия которого через мультипликатор значительна.
Необходимо подчеркнуть, что изменение учетной ставки Центрального банка рассматривается как сигнал об изменении вида монетарной политики. При этом повышение учетной ставки сигнализирует о начале проведения рестрикционной монетарной политики.
Третьим инструментом монетарной политики является политика открытого рынка. Данный инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг.
Опыт зарубежных стран показывает, что активные операции на открытом рынке с целью регулирования ликвидности коммерческих банков невозможны при отсутствии у коммерческих банков заинтересованности в приобретении государственных ценных бумаг. Для формирования этой заинтересованности уровень дохода по ним не должен быть ниже дохода по основным активным операциям.
В научных трудах известных ученых-экономистов часто встречается мнение о том, что не менее важным инструментом монетарной политики является валютная политика. В рамках валютной политики Центральные банки выполняют три вида валютных операций: валютная интервенция, обслуживание внешнего долга Правительства, управление официальными золотовалютными резервами.
Совершенствование методов и инструментов монетарной политики позволяет обеспечить стабильность цен, национальной валюты, процентных ставок, ликвидности банковской системы и денежного рынка, экономического роста и тем самым способствует повышению стабильности макроэкономической и финансовой стабильности.
Следует отметить, что в целях обеспечения устойчивого экономического роста и финансовой стабилизации в экономике в конце 70-х и в начале 80-х годов прошлого века промышленно развитые страны постепенно отказались от прямых инструментов монетарной политики. В частности, (включая кредитный контроль, лимиты процентных ставок, а иногда и предоставление целевых кредитов) и перешли к (рыночным) косвенным инструментам, таким как операции на открытом рынке, механизмы переучета векселей и резервные требования.
Потому что в это время в промышленно развитых странах постепенно накопились множество взаимосвязанных макроэкономических и финансовых проблем. Кейнсианская теория не смогла найти ответа на эти макроэкономические проблемы. Взамен этой теории вышла в свет новая — неокейнсианская теория — монетаризм, основанный на регулировании предложения и спроса денег на основе инструментов монетарной политики. В то время как в развитых, так и в развивающих странах господствовал огромный дефицит госбюджета, более того, неравномерные темпы роста денежной массы, резервных денег, кредитов вызвали нестабильность цен и неустойчивость экономического роста.
Необходимо отметить, что в большинстве стран Западной Европы процесс перехода на полное использование косвенных инструментов в рамках монетарной политики был постепенным. Канада отказалась от прямых инструментов в 1967 году. США также уже давно используют в основном косвенные инструменты, хотя некоторые прямые ограничения кредита использовались до конца 80-х годов. В экономике промышленно развитых стран постепенный переход от использования прямых — административных методов и инструментов монетарной политики к рыночным механизмам, методам и инструментам имел свои причины. Потому что экономическая ситуация в этих странах особенно ухудшалась в 1976 году, когда дефицит госбюджета в некоторых странах составил более 10 % по отношению к ВВП. Например: в Италии — 11,3 %, Португалии — 10,5, Ирландии — 10,1 %, Великобритании — 5,7 %, Японии — 5,5 %, США и Новой Зеландии свыше 4,4 %, Австрии и Австралии более 4,7 %, Канаде — 3,1 % и в Германии — 2,8 %. Несмотря на проводимые меры, эти страны сразу не смогли уменьшить дефицит бюджета к 1990 году, который составил в среднем 4,7 % за 1976–1990 гг. (рисунок 1 ).
|
|
Рис. 1. Динамика дефицита бюджета в развитых странах, в % к ВВП за 1976–1990 гг.
Примечание. Рисунок создан автором на основе данных МВФ. www.imf.org.
Из рисунка 1 видно, что ситуация в бюджетной сфере на протяжении более чем 14 лет, начиная с 1976 года по 1990 год заметно ухудшалась. Это оказало давление на монетарную политику, создавая дисбаланс между спросом и предложением денег через покрытие бюджетного дефицита за счет кредитов Центрального банка.
Огромный дефицит государственного бюджета, нехватка финансовых ресурсов на покрытие государственных расходов, рост давления на денежно-кредитную политику Центральных банков правительством, рост внешнего государственного долга, снижение экономической активности и экспортного потенциала, а также неравномерность темпов роста денежной массы вызвало высокую инфляцию и нестабильность экономического роста как в развитых, так и в развивающихся странах (см. рисунки 2–3).
Темп роста денежной массы в развитых странах в начале 1976 года составил в среднем 14,9 % и к концу 1990 года она снизилась до 10,4 %. (Рисунок 2).
|
Рис. 2. Темпы роста денежной массы в развитых странах, в %, с 1975 по 1990 г.
Примечание. Рисунок создан автором на основе данных МВФ. www.imf.org.
Из рисунка 2 видно, что в 1976 году темпы роста денежной массы составили в Италии 22,4 %, во Франции –14,1 %, в США — 13 %, в Канаде — 18,4 %, в Японии –15,2 %, в Германии –10,6 %, в Великобритании — 9 %.
Необходимо отметить, что неравномерный рост денежной массы вызвал рост макроэкономического спроса в развитых странах на товары и услуги, и темпы роста инфляции заметно увеличились. Так, начиная с 1972 года по 1984 год в Японии и в Великобритании темпы роста инфляции составили свыше 10 % и достигали 25 %. Особенно это сильно заметно в 1973–1978 годах. Кроме того, во Франции и Австралии темпы роста инфляции резко увеличились и составили в среднем более 12 % с 1972 по 1984 год. В Австрии и Германии уровень инфляции колебался около 8 %.
|
|
Рис. 3. Динамика инфляции в развитых странах, в %
Примечание. Рисунок создан автором на основе данных МВФ. www.imf.org.
Из рисунка 3 прослеживается, что ближе к 1990 году практически во всех промышленно развитых странах уровень инфляции стал снижаться. Это результат использования косвенных методов и инструментов монетарной политики.
Необходимо отметить, что для выхода из сложной макроэкономической и финансовой ситуации эти страны разработали и осуществляли ряд программ по макроэкономической и монетарной стабилизации. Следует отметить, что для стабилизации экономики потребовалось от 15 до 20 лет. В основном эти страны недавно достигли макроэкономической и монетарной стабилизации.
Использование промышленно развитыми странами рыночных методов и инструментов монетарной политики позволило повышать эффективность денежно-кредитной политики и стабилизации экономики. Ниже в таблице 1 приведены прямые и косвенные инструменты монетарной политики.
Таблица 1
Методы проведения монетарной политики
Прямые инструменты |
Косвенные инструменты |
Ограничение процентных ставок |
Операции на открытом рынке |
Целевые кредиты |
Обязательные резервы |
Ограничение лимита кредитования для каждого банка |
Валютные свопы и операции по покупке и продажи |
Установление норм учета для каждого банка и прочие |
Механизм краткосрочных депозитов |
Кредитные аукционы |
|
Механизмы ломбарда и овердрафта |
Примечание. Таблица создана автором на основе исследования
Из таблицы 1 видно, что прямые инструменты имеют административный характер, они предназначены для установления или ограничения цен (процентные ставки) или количества (кредит), а косвенные инструменты воздействуют через рынок и влияют на спрос и предложение.
Необходимо отметить, что прямые инструменты позволили резко снизить темпы роста денежной массы и объемы кредитования. В частности, прямые инструменты в виде кредитных лимитов используются в основном в отношении балансов коммерческих банков, а большинство косвенных инструментов используется в целях улучшения состояния баланса центрального банка.
Необходимо отметить, что в большинстве стран Западной Европы процесс перехода на полное использование косвенных инструментов в рамках денежно-кредитной политики был постепенным. Канада отказалась от прямых инструментов в 1967 году. США также уже давно используют в основном косвенные инструменты, хотя некоторые прямые ограничения кредита использовались до конца 80-х годов.
Начиная с 1990 годов в экономике зарубежных стран используют исключительно рыночные методы и инструменты денежно-кредитной политики. Страны СНГ и другие страны с переходной экономикой также используют косвенные инструменты при осуществлении монетарной политики.
Косвенные инструменты называют также рыночными инструментами, поскольку они, как правило, используются для того, чтобы менять уровень банковских резервов в ходе проведения операций с банками и небанковскими учреждениями по рыночным ценам и на добровольной основе. Выбор тех или иных рыночных инструментов зависит от конкретных условий рынка, на котором проводятся денежно-кредитные операции.
Также косвенные инструменты монетарной политики обладают рядом определённых преимуществ:
— позволяют гораздо более гибко проводить монетарную политику;
— освобождают процесс распределения финансовых ресурсов от государственного вмешательства;
— способствуют развитию финансовых рынков и эффективному выполнению посреднической роли финансовыми учреждениями;
— служат повышению эффективности капиталовложений и увеличению объема финансовых сбережений.
Необходимо отметить, что косвенные инструменты монетарной политики позволяют Центральным банкам повышать эффективность монетарной политики. Это прослеживается в обеспечении стабильности национальной валюты и цен, достижении экономического роста, макроэкономической и финансовой стабильности.
Зарубежные ученые экономисты Итаи Агур и Мария Демертз в своих исследованиях в 2019 году писали о влиянии процентной политики на акропруденциальную политику, в частности, “...снижение процентной ставки ухудшает финансовую стабильность” [15]. В этом исследовании ученые подчеркивают отрицательное влияние на финансовую стабильность политики дешевых денег. Но на практике для достижения макроэкономической стабильности применялась и политика дорогих денег.
Также зарубежные ученые-экономисты Мартин Боденштейн и Жунзу Заҳо в исследованиях, опубликованных в 2019 году, в научной статье под названием “Труд, заработная плата и оптимальная монетарная политика” по вопросам о взаимосвязи и влиянии труда, заработной платы и инфляции, в частности, говорят: “Стабилизация инфляции и заработной платы с оптимальной политикой отражают высокие расходы, связанные с общественным обеспечением и небольшим колебанием эмпирических моделей” [16]. На наш взгляд, в этом исследовании ученые-экономисты подчеркивают, что стабилизация инфляции и заработной платы требуют больших расходов.
По результатам исследования теоретических основ и зарубежного опыта использования инструментов монетарной политики сформулировали следующие научные выводы:
- Монетарная политика играла ключевую роль в решении сложных макроэкономических и финансовых проблем, связанных с возникновением различных кризисов экономического, финансового, политического социального и системного характера, различного рода эпидемий и пандемий, наблюдавшихся в мировой истории и продолжающихся, включая пандемию коронавируса COVID-19 в настоящее время. Поэтому, регулярно совершенствуются модели, методология, методы, механизмы и инструменты монетарной политики.
- Развитые страны имеют огромный теоретический, методологический и практический опыт по разработке, прогнозированию, осуществлению и совершенствованию методов, инструментов и рыночных механизмов монетарной политики. Кроме того, анализ передового опыта развитых стран показывает, что монетарная политика совершенствовалась под влиянием инновационных идей.
- Монетаризм основывается на понятии, что рыночная экономика является внутренне стабильной системой. Возникающие негативные явления в ней — это результат неправильного вмешательства государства. Поэтому необходимо минимизировать такого рода вмешательства. Также существует более сильная взаимосвязь между денежной массой в обращении и номинальным ВВП, чем взаимосвязи между инвестицией и ВВП.
- Модели макроэкономического равновесия описывают рынки товаров и услуг или “реальный” сектор экономики без учета денежных факторов. Включение в анализ общего равновесия денежного рынка возможно с использованием модели IS — LM, которая хотя и несколько усложняет анализ, но одновременно дает большие возможности для исследования взаимодействия рынков товаров и денег.
- Монетарная политика, как составная и неотъемлемая часть экономической политики, служит важнейшим рычагом регулирования экономики в рыночных условиях. Одним из главных условий этого является регулирование объёма предложения денег в соответствии с потребностями экономики в деньгах, что предполагает осуществление мер по предотвращению появления в обороте избыточной денежной массы и возможной инфляции.
- Из мировой экономической практики известно, что на спрос и предложение денег влияют в основном два фактора: номинальный объем ВВП и процентная ставка. По этим факторам были проведены различные монетарные и макроэкономические анализы учеными-экономистами всех стран и сделаны соответствующие выводы, а также предложения.
- Главной целью центральных банков всех стран является обеспечение стабильности цен на наиболее низком и стабильном уровне, а основным инструментом достижения этой цели — регулирование предложения денег, поддержание равенства предложения и спроса на деньги.
- Исходя из функций и полномочий, центральный банк является также ответственным за макроэкономическую стабилизации экономики, реальный экономический рост и низкий уровень безработицы. Поэтому для обеспечения стабильности цен Центральные банки используют инструменты монетарной политики и воздействуют на состояние денежного рынка, ликвидности банковской системы и экономику в целом.
- Главная задача разработки и реализации центральным банком денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка и поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них. На наш взгляд, проблема экономических циклов, выделяемых в экономической теории, имеет самостоятельное значение и связана с вопросами макроэкономической и финансовой сбалансированности.
- Денежно-кредитное регулирование оказывает существенное влияние на экономические циклы и в значительной степени определяется ими, но это влияние проявляется чаще всего уже на тех стадиях экономического цикла, где требуется определенное государственное вмешательство, в том числе и центрального банка. Центральный банк путем снижения инфляции создает условие предотвращению спада производства и оживлению экономики, росту доверию хозяйствующих субъектов и население в банковской системе, а также росту сбережений и экономической активности в стране.
Литература:
- Фридмен М. Если бы деньги заговорили… Пер. с англ. — М.: Дело, 1999. — С. 132–134.
- Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. Пер. с англ. — М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2014. — С. 483.
- Юровицкий В. Эволюция денег: денежное обращение в эпоху изменений. М.: Гросс Медиа, 2005. — С. 96.
- McCallum, B. T. Robustness Properties of a Rule for Monetary Policy. — Carnegie-Rochester Conference Series on Public Policy 29, 1988. — Р. 173–203.
- Фридман М. Если бы деньги заговорили… Пер. с англ. — М.: Дело, 1999. — С. 132–134. Лаврушин О. И., Банковский менеджмент. Учебник. — М.: КНОРУС, 2010. — 560 стр.
- Лаврушин О. И., Банковский менеджмент. Учебник. — М.: КНОРУС, 2010. — 560 стр.
- Itai Agur, Maria Demertzis. Will macroprudential policy counteract monetary policy’s effects on financial stability? North American Journal of Economics and Finance 48 (2019) 65–75.
- Martin Bodenstein, Junzhu Zaho. Employment, wages and optimal monetary policy. Journal of Monetary Economics. February 14, 2019.
- Мишкин Ф. С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. Пер. с англ. — М.: И. Д. ООО «Вильямс», 2013. — 880с.
- Вахабов А. В. Обеспечение стабильности банковской системы в условиях кризиса//Экономический вестник Узбекистана. — Ташкент, 2009. — № 4–24-с.;
- Омонов А. А., Коралиев Т. М. Деньги, кредит и банки. Учебник. — Тошкент: Iqtisod-Moliya, 2012. — 324 с.;
- Намозов О. Ш. Монетарная политика в переходной экономике: концептуальные подходы и программные направления. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. д.э.н. — Ташкент, 2001. — 39 с.;
- Бобакулов Т. И. Проблемы обеспечения стабильности курса национальной валюты и пути их решений. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. д.э.н. — Ташкент: БФА, 2008. — 33с.
- Шомуродов Р. Т. Пути совершенствования монетарных инструментов в банковской системе. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. к.э.н. — Ташкент, 2004. — 19 с.;
- Itai Agur, Maria Demertzis. Will macroprudential policy counteract monetary policy’s effects on financial stability? North American Journal of Economics and Finance 48 (2019) 65–75.
- Martin Bodenstein, Junzhu Zaho. Employment, wages and optimal monetary policy. Journal of Monetary Economics. February 14, 2019.