В данной статье раскрывается понятие «наглядно-образное мышление», описываются особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: наглядно-образное мышление, особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста, дети с задержкой психического развития.
Введение
Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.
Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще среди них встречается задержка психического развития. Несмотря на достижения в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с задержкой психического развития, проблема трудностей обучения данных детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим, относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
Трудности обучения детей с ЗПР вызваны особенностями развития их мышления. Очень важно понимать на каком этапе возникает отставание в развитии мышления. Исследования Г. А. Барановой, Л. С. Выготского, И. Г. Егоровой, М. В. Ермолаевой, Е. А. Стребелевой, Д. В. Ушакова, И. С. Якиманской и др. показывают, что наглядно-действенное мышление у детей с задержкой психического развития не отличается от детей с нормой развития. При этом на следующем этапе развития мышления разница уже заметна.
Поэтому мы считаем важным начинать коррекционную работу с младшего дошкольного возраста, т. к. именно в этом возрасте проявляются первые признаки наглядно-образного мышления.
В связи с этим мы считаем необходимым изучить теоретические основы развития наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, в ходе эмпирического исследования выделить особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Основная часть
Наглядно-образное мышление зарождается внутри наглядно-действенного и является следующей стадией развития мышления после него. Такое мышление характеризуется представлением содержания мыслительной задачи в наглядной форме, в то время как ее решение осуществляется путем оперирования в сознании образами/представлениями объектов (или их образов) за счет их полного или частичного преобразования. Наглядно-действенное мышление полностью формируется в 3 годам. Начиная с полутора лет, мальчики и девочки «мыслят» руками. Примерно с 3 лет начинает формироваться новый тип мышления: к изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти. Это означает, что ребенок может наглядно воспроизвести уже знакомый и запомненный предмет. Особенно ярко навык использования образа проявляется во время рисования или лепки.
Отсюда следует, что успешность решения задач зрительного типа напрямую зависит от уровня сформированности зрительных образов, а также мыслительных операций.
Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития. Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности.
Исследования Т. Г. Богдановой, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Григонис, В. И. Лубовского, Е. М. Мастюковой, Л. И. Переслени и др. указывают, что проблемы трудностей в обучении связаны с особенностями интеллектуального развития детей с ЗПР, обусловлены своеобразием развития психических познавательных процессов, и в первую очередь мышления. Так как именно мышление лежит в основе развития всех познавательных процессов, важно подробно рассмотреть аспекты развития мыслительных операций. Для этого нужно знать не только специфику ЗПР, но иметь представления об интеллекте и факторах, стимулирующих его развитие, особенности наглядно-образного мышления младших дошкольников.
Исследования показывают, что наглядно-действенное мышление дошкольников с ЗПР не существенно отличается от его развития в норме. Заметная разница в развитии возникает на этапе перехода к наглядно-образному виду мышления. И, чем более выражено отставание наглядно-образного вида мышления, тем более проявляется отставание в словесно-логическом мышлении. Поэтому важно искать пути компенсации их интеллектуального развития уже в младшем дошкольном возрасте.
Основа наглядно-образного мышления — умение оперировать образами, способность мыслить образами, способность догадываться о возможном результате, умение достичь результата.
Выделены особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста:
— длительная несформированность процессов анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
— крайне низкая познавательная активность, избегание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
— отсутствие потребности ставить цель, планировать действия, выполнение задач методом эмпирических проб;
— перескакивание с одного на другое в ходе выполнения задания, непоследовательность размышления, соскальзывание с правильного хода рассуждений.
При организации эмпирического исследования мы исходили из следующих теоретических положений:
1) интеллект в узком понимании данного понятия определяется как мышление (или способность к мышлению) (Д. В. Ушаков, 2003);
2) отставание в развитии наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития обусловлено рядом особенностей: дефицит мотивационного компонента; нерациональность регуляционно-целевого компонента; длительная несформированность умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения; нарушение динамических сторон мыслительных процессов (Г. А. Баранова, 2015).
Для изучения особенностей наглядно-образного мышления детей младших дошкольников с ЗПР был подобран комплекс диагностических методик. Для оценки операционного компонента наглядно-образного мышления проводились следующие методики: «Разрезные картинки» (Н. Л. Белопольская), «Рыбка» (В. В. Холмовская), «Группировка картинок по количественному признаку», «Почтовый ящик» (Л. А. Венгер), «Нелепицы» (Забрамная С. Д.). Для изучения мотивационного, регуляционно-целевого компонентов и динамики мыслительных процессов проводилось наблюдение (авторская модель).
Заключение
В ходе исследования были выделены три группы младших дошкольников:
1 группа — дети, не могут осуществлять операции синтеза, анализа, сравнения, обобщения и абстракции, действуют неадекватно в условиях обучения. Очень низкий уровень наглядно-образного мышления отмечается у 10 % испытуемых.
2 группа — дети действуют хаотически, затрудняются осуществлять операции синтеза, анализа, сравнения, обобщения и абстракции, после обучения не переходят к самостоятельному способу выполнения. Низкий уровень наглядно-образного мышления отмечается у 60 % испытуемых.
3 группа — дети чаще пользуются методом перебора вариантов, затрудняются осуществлять операции синтеза, анализа, сравнения, обобщения и абстракции, но после обучения переходит к методу целенаправленных проб. Средний уровень наглядно-образного мышления отмечается у 30 %. При этом для детей может быть доступно абстрагирование.
Таким образом, анализ полученных данных показал, что у детей с ЗПР младшего дошкольного возраста наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления, проявляющееся во всех компонентах мыслительной деятельности, а именно:
— в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избегании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
— в нерациональности регуляционно — целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;
— в длительной несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
— в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.
Литература:
- Баранова, Г. А. Повышение квалификации педагога в условиях инклюзивного образования // Известия Тульского государственного университета: Педагогика, 2015. — № 3. — С.10
- Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009
- Венгер, Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- Ч. II.- М.: Наука, 1981. — 458 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской.– М.: Педагогика, 1989
- Выготский, Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений.– М., 1982.– с. 44
- Диагностика умственного развития дошкольников / Под. ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. — М.: «Педагогика», 1978. — 248 с