Снижение потерь электроэнергии за счет регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 05.06.2021

Статья просмотрена: 881 раз

Библиографическое описание:

Байниязов, Б. А. Снижение потерь электроэнергии за счет регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности / Б. А. Байниязов, Г. З. Гауанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82075/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы рассматривают вопрос совершенствования режимов электрических сетей, на основе компенсации реактивной мощности.

Ключевые слова: компенсация, электропотребление, напряжение, реактивная мощность, ток.

Одним из основных мероприятий по повышению эффективности электропотребления до сих пор является снижение потерь за счет регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности. Компенсация реактивной мощности позволяет повысить эффективность использования электроэнергии в трех основных направлениях: увеличение пропускной способности линий и трансформаторов, снижение потерь активной энергии, нормализация напряжения. Установка компенсирующих устройств позволяет снизить активные потери за счет снижения полного тока [1, с. 12]. Таким образом, компенсация реактивной мощности может быть в полной мере названа одной из технологий энергосбережения.

Состав потребителей реактивной мощности показывает, что основную часть реактивной мощности потребляют устройства четырех типов: асинхронные двигатели — 40 % (а также бытовые, сельскохозяйственные электродвигатели и асинхронные электроприводы для собственных нужд электростанций), электроустановки. — 8 %; вентильные преобразователи — 10 %, трансформаторы всех ступеней трансформации (потери в них) — 35 %, линии электропередачи (потери в них) — 7 %. Поскольку преобладает индуктивная нагрузка, реактивная мощность индуктивного характера должна передаваться вместе с активной мощностью по сети.

Реактивная мощность не связана с полезной работой электроприемника и расходуется на создание электромагнитных полей в электродвигателях, трансформаторах и линиях.

Компенсацией реактивной мощности называют ее выработку или потребление с помощью компенсирующих устройств [2, с.3].

Принцип компенсации реактивной мощности следующий.

Было обнаружено, что ток через конденсатор на 90 ° опережает приложенное напряжение, в то время как ток через катушку индуктивности на 90 ° отстает от приложенного напряжения. Таким образом, емкостной ток противоположен индуктивному току, и реактивная мощность будет создавать электрическое поле, противоположное в том смысле, что реактивная мощность создает магнитное поле. Следовательно, емкостной ток и емкостная мощность считаются обычно отрицательными по сравнению с током намагничивания и мощностью намагничивания, которые обычно считаются положительными.

Таким образом, численно равные реактивная емкость и мощности намагничивания взаимно «разрушаются» (QC — QL = 0), и сеть разгружается от потока реактивной составляющей тока нагрузки.

Принцип компенсации реактивного тока намагничивания [3, с.5]

Рис. 1. Принцип компенсации реактивного тока намагничивания [3, с.5]

Для уменьшения перетоков реактивной мощности по линиям и трансформаторам источники реактивной мощности следует располагать вблизи мест ее потребления. В то же время передающие элементы сети разряжены по реактивной мощности, что снижает потери активной мощности и напряжения.

Таким образом, за счет использования компенсирующих устройств на подстанции с постоянной мощностью нагрузки, реактивная мощность и ток в линии снижаются — линия разряжается по реактивной мощности [3, с. 22].

Принимаемые меры по компенсации реактивной мощности эксплуатируемых или проектируемых электроустановок потребителей можно разделить на следующие три группы:

1) не требующие использования компенсирующих устройств;

2) связанные с применением компенсирующих устройств;

3) допускается как исключение.

Реактивная мощность, генерируемая в сети, регулируется путем изменения угла управления тиристорами. Это изменяет величину и продолжительность протекания тока через компенсационные реакторы, то есть потребление реактивной мощности компенсационными реакторами при постоянной реактивной мощности, генерируемой блоками конденсаторных фильтров.

Устройство работает следующим образом.

Измеряются мгновенные значения тока и напряжения в сети, вычисляется фактическое значение коэффициента мощности в сети и сравнивается с предварительно определенным требуемым значением.

Если реальное значение коэффициента мощности равно (с учетом мертвой зоны) заданному значению cos , то устройство не изменяет количество реактивной мощности, генерируемой в сети, а возвращается к мониторингу сетевых параметров для обнаружения возможна аварийная работа устройства или изменение количества потребляемой реактивной мощности в сети [4, с. 17].

Когда же окажется, что фактическое значение cos  отлично от заданного, вырабатывается напряжение управления U упр для блока управления системы импульсно-фазового управления (СИФУ) тиристорами. В СИФУ происходит формирование опорных напряжений и сравнение U упр и U оп . И, наконец, моменты переключения компараторов СИФУ преобразуются в импульсы управления тиристорами. Импульсы, подаваемые на тиристоры, смещены относительно моментов естественного отпирания тиристоров на угол , значение которого зависит от величины U упр .

Если значение угла управления  находится в допустимых пределах, управляющие импульсы тиристоров, генерируемые СИФУ, изменяют интервал срабатывания тиристоров и, как следствие, значение реактивной мощности, генерируемой в сети..

Если в результате регулирования реактивной мощности фактическое значение напряжения в сети превышает заданный предел, формируется управляющий сигнал нелинейного регулятора реактивной мощности. Активируется нелинейный регулятор, который снижает напряжение в сети до допустимого значения (перенапряжения в системе электроснабжения не допускаются), даже если это достигается за счет снижения фактического значения коэффициента мощности в сети.

В систему управления фазой импульса вводится опорное напряжение, снимаемое с источника, обеспечивающего цепь питания. Генерация запускающего импульса для тиристора происходит на одном из фронтов соответствующего опорного напряжения в момент, когда опорное напряжение совпадает с управляющим напряжением. При изменении управляющего напряжения импульс сдвигается относительно опорного и, следовательно, относительно напряжения силовой цепи [5, с. 36].

При смещении импульсов разблокировки изменяется временной интервал, в течение которого через реактор, входящий в группу тиристор-реактор, протекает ток и изменяется среднее напряжение на реакторе. Следовательно, значение реактивной мощности, потребляемой реактором, изменяется.

Таким образом осуществляется контроль коэффициента мощности и компенсация реактивной мощности в системе электроснабжения.

Система регулирования фазы импульса имеет следующие технические данные:

– максимальное входное напряжение, В, — 10

– входной ток, мА, не более

– напряжение синхронизации с трехфазной сетью, В80

– тепловой дрейф характеристики на коробке передач

– температура от 1 до 40 ° С, %, не более

– диапазон изменения угла градусов — 170

– асимметрия импульсов отдельных каналов, град, ± 3

Система импульсного регулирования фазы гальванически отделена от силовой части проектируемого устройства.

Используемая в работе импульсная система фазового регулирования имеет следующие характеристики: косинусоидальное опорное напряжение, шестиканальное устройство фазосмещения.

Система управления фазой импульса работает следующим образом.

Трехфазная система напряжений из сети поступает на фильтр, который обеспечивает формирование опорных напряжений A F , B F , C F , сдвинутых на 60. Эти напряжения используются в формирователях, обеспечивающих получение сигналов А 0 , В 0 , С 0 , служащих для ограничения угла  min , и сигналов А m , В m , С m , служащих для ограничения угла  max .

Блок сравнения, на вход которого поступают напряжение управления U упр , напряжение смещения U o и опорные напряжения A F , B F , C F , выдает напряжения A S , -A S , B S , -B S , C S , -C S . Эти напряжения положительны, когда напряжение управления меньше опорного напряжения.

Напряжения ограничения угла  max m , В m , С m ),  min 0 , В 0 , С 0 ), выходные напряжения блока сравнения (A S , -A S , B S , -B S , C S , -C S ) поступают на формирователи, с выходов которых снимаются сигналы A', -A', B', -B', C', -C'. Моменты появления этих сигналов совпадают с моментами равенства U упр и U o п для каждой из фаз (при условии, что  min << max ).

Из этих сигналов преобразователем кодов формируются сигналы A, B, C, -A, -B, -C, моменты появления которых соответствуют углу . С выхода кодопреобразователя сигналы поступают на выходные усилители, которые формируют последовательность импульсов, подаваемых на тиристоры.

Реактивная составляющая неизбежна в работе многих промышленных устройств, поэтому полностью исключить ее нельзя, однако целесообразно использовать средства, предназначенные для снижения ее потребления из питающей сети.

Для этого необходимо приблизить источники защиты реактивной мощности к местам ее потребления и снизить поступление реактивной мощности от энергосистемы. Это в значительной степени снижает реактивную мощность на линиях электропередач и трансформаторах.

Снижение потребления реактивной мощности на предприятии достигается за счет компенсации реактивной мощности как естественными мерами (суть которых заключается в ограничении влияния приемника на питающую сеть путем воздействия на сам приемник), так и за счет специальных компенсирующих устройств (реактивной мощности) в соответствующих точках системы электроснабжения.

Использование устройств компенсации реактивной мощности и мощности искажений должно предшествовать тщательному технико-экономическому анализу из-за высокой стоимости и достаточной сложности этих устройств.

Литература:

  1. Федоров А. А., Каменева В. В. Основы электроснабжения промышленных предприятий: Учебник для вузов. — М.: Энергоатомиздат, 1984. — 472с.
  2. Минин Г. П. Реактивная мощность. — М.: Энергия, 1978. — 88с.
  3. Коновалова Л. А., Рожкова Л. Д. Электроснабжение промышленных предприятий и установок. — М.: Энергоатомиздат, 1989. — 528с.
  4. Липкин Б. Ю. Электроснабжение промышленных предприятий и установок: Учебник для учащихся техникумов. — М.: Высшая школа, 1981. — 376с.
  5. Дирацу В. С. и др. Электроснабжение промышленных предприятий. — К.: Вища школа, 1974. — 280с.
Основные термины (генерируются автоматически): реактивная мощность, напряжение, опорное напряжение, сеть, устройство, напряжение управления, активная мощность, момент появления, нелинейный регулятор, фактическое значение коэффициента мощности.


Похожие статьи

Значение компенсации реактивной мощности для регулирования напряжения в основных элементах электроэнергетической системы

В статье автор исследует Значение компенсации реактивной мощности для регулирования напряжения в основных элементах электроэнергетической системы (ТЭЦ).

Меры по снижению потерь электроэнергии на промышленных предприятиях

В данной статье рассмотрены мероприятия по снижению потерь электроэнергии и проблемы сбережения электроэнергии на основе анализа режимов электрических сетях и режим работы электроустановок. Также рассмотрены эффективные мероприятия по снижению технич...

Метод расчета дополнительных потерь активной мощности в электрической сети от высших гармоник тока

В статье автор приводит математическую модель для расчета коэффициента увеличения активного сопротивления проводника воздушной линии.

К вопросу получения тепловой энергии с помощью электрогидравлического эффекта

В данной работе рассматривается вопрос, связанный с получением тепловой энергии порождением в воде электрогидравлического эффекта (ЭГЭ). А сам ЭГЭ называется эффектом Юткина. Тепловая энергия снимается из взрывной зоны высоковольтного разряда. При эт...

Способы управления радиальным зазором в турбинах газотурбинных двигателей

В данной работе рассмотрены способы регулирования радиального зазора в турбине газотурбинного двигателя (ГТД) как эффективного средства влияния на рабочий процесс и характеристику турбины.

Влияние быстрого насыщения трансформаторов тока на работу РЗ

Эффект насыщения трансформаторов тока известен давно, но актуальность данного вопроса остается и в настоящем времени. В данной статье рассматривается влияние насыщения ТТ, с целью исключения ложного срабатывания РЗА.

Обзор методов повышения пропускной способности линий электроэнергетических систем

В статье проведён обзор способов повышения пропускной способности линий электропередачи на основе применения высокотемпературных проводов, компенсации реактивной мощности.

Учет нагрева проводов воздушной линии при расчете потерь напряжения

Установившиеся значение температуры нагрева провода электрическим током является важным параметром режима воздушной линии электропередачи, определяющим сопротивление провода и габариты линии.

Выбор линейного закона регулирования для стабилизации скорости вращения вала электродвигателя при скачкообразном изменении нагрузки

В данной работе проводится выбор автоматического линейного регулятора, обеспечивающего наименьшее изменение скорости вала двигателя при скачкообразном изменении нагрузки на валу.

Окупаемость мероприятий направленных на уменьшение потерь электрической энергии и повышения пропускной способности сети с применением проводов повышенной пропускной способности и устройств компенсации реактивной энергии

В статье рассмотрена окупаемость мероприятий по повышению пропускной способности линий электропередачи с использованием проводов повышенной пропускной способности и применении устройств компенсации реактивной мощности.

Похожие статьи

Значение компенсации реактивной мощности для регулирования напряжения в основных элементах электроэнергетической системы

В статье автор исследует Значение компенсации реактивной мощности для регулирования напряжения в основных элементах электроэнергетической системы (ТЭЦ).

Меры по снижению потерь электроэнергии на промышленных предприятиях

В данной статье рассмотрены мероприятия по снижению потерь электроэнергии и проблемы сбережения электроэнергии на основе анализа режимов электрических сетях и режим работы электроустановок. Также рассмотрены эффективные мероприятия по снижению технич...

Метод расчета дополнительных потерь активной мощности в электрической сети от высших гармоник тока

В статье автор приводит математическую модель для расчета коэффициента увеличения активного сопротивления проводника воздушной линии.

К вопросу получения тепловой энергии с помощью электрогидравлического эффекта

В данной работе рассматривается вопрос, связанный с получением тепловой энергии порождением в воде электрогидравлического эффекта (ЭГЭ). А сам ЭГЭ называется эффектом Юткина. Тепловая энергия снимается из взрывной зоны высоковольтного разряда. При эт...

Способы управления радиальным зазором в турбинах газотурбинных двигателей

В данной работе рассмотрены способы регулирования радиального зазора в турбине газотурбинного двигателя (ГТД) как эффективного средства влияния на рабочий процесс и характеристику турбины.

Влияние быстрого насыщения трансформаторов тока на работу РЗ

Эффект насыщения трансформаторов тока известен давно, но актуальность данного вопроса остается и в настоящем времени. В данной статье рассматривается влияние насыщения ТТ, с целью исключения ложного срабатывания РЗА.

Обзор методов повышения пропускной способности линий электроэнергетических систем

В статье проведён обзор способов повышения пропускной способности линий электропередачи на основе применения высокотемпературных проводов, компенсации реактивной мощности.

Учет нагрева проводов воздушной линии при расчете потерь напряжения

Установившиеся значение температуры нагрева провода электрическим током является важным параметром режима воздушной линии электропередачи, определяющим сопротивление провода и габариты линии.

Выбор линейного закона регулирования для стабилизации скорости вращения вала электродвигателя при скачкообразном изменении нагрузки

В данной работе проводится выбор автоматического линейного регулятора, обеспечивающего наименьшее изменение скорости вала двигателя при скачкообразном изменении нагрузки на валу.

Окупаемость мероприятий направленных на уменьшение потерь электрической энергии и повышения пропускной способности сети с применением проводов повышенной пропускной способности и устройств компенсации реактивной энергии

В статье рассмотрена окупаемость мероприятий по повышению пропускной способности линий электропередачи с использованием проводов повышенной пропускной способности и применении устройств компенсации реактивной мощности.

Задать вопрос