Цель статьи показать эффективность использования тувинских традиций в воспитании любви к родному краю у младших школьников.
В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своего родного края, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своей малой Родине, но и культурный традициям всей страны в целом. Нельзя приказом заставить любить Родину. Любовь эту к людям, родному краю, Отчизне надо сформировать, воспитать. А воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой Родине.
Младший школьный возраст имеет свои возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе отношения к малой и большой Родине, воспитание основ гражданственности. Основой в воспитании младших школьников гражданских чувств является накопленные детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развития интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Младший школьный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о поведении человека, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными особенностями своего края помогает повысить интерес к истории, культуре и традициям своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине [7].
К данной проблеме в свое время обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, М. Б. Кенин-Лопсана.
Особое значение для решения воспитательных задач приобрели этнографические исследования культуры кочевников, тувинцев в частности, ученых: Л. П. Потапова, В. П. Дьяконовой, Е. Д. Прокофьевой, А. В. Адрианова, С. И. Вайнштейна, М. Б. Кенин-Лопсана, А. К. Кужугет и др. Специально проблемам воспитания, основанному на этнокультурных традициях народа, посвящены работы теоретиков-педагогов Тувы, продолжающих линию первых этнопедагогов И. Я. Яковлева, Г. Н. Волкова: К. Б. Салчак, Т. Т. Мунзук, А. С. Шаалы, Х. Д.-Н. Ооржака, Г. Д. Сундуй и др. Непосредственно теме детства в тувинской, и в целом — в кочевой культуре, посвящена монография Г. Д. Сундуй «Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания» (Кызыл, 2009). Ученые, педагоги создают труды, учебники, учитывающие культурно-историческое, социально-экономическое, природно-климатическое своеобразие республики [3, 6].
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановимся на этом более подробно. Ребенок 7–10 лет очень восприимчив к эмоциональному воздействию. Его мышление — благодатная почва для новых знаний и впечатлений, поэтому необходимо наполнить его жизнь интересными, полезными делами и событиями. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т. д.
Исходя из этого, краеведение включает целый комплекс задач:
– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Решая задачи воспитания любви к Родному краю, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- Отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности [7].
Сделать ребенка активным участником краеведческой деятельности — важная задача педагога, одна из составных задач патриотического воспитания младших школьников. Если человек равнодушен к природе, памятникам, историческим музеям, своему городу — он, как правило, равнодушен к своей стране [5].
Таким образом, данная организация работы с детьми способствует активизации познавательного интереса к краеведению, формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и, прежде всего любви к родному району, городу, краю. Работа по изучению истории и социальной сферы района, микрорайона, несомненно, помогает детям многое узнать, а главное — полюбить маленький уголок своей Родины.
В новых условиях старые формы, представления, обычаи и традиции принимают новое содержание и продолжают служить делу дальнейшего прогресса. Так, нравственные нормы, выработанные в кругу самого народа, имеющие общечеловеческое значение, не отбрасывались, а обогащались новым содержанием. Чувства дружбы и товарищества, проявлявшиеся в старой Туве в основном между близкими и родственниками, расширялись и распространялись до союза единомышленников, объединенных общими целями и задачами. Они по-новому стали проявляться по отношению к представителям других народов и народностей. Представления о Родине принимали также новое содержание. Если раньше родина ограничивалась границей одного кожууна, иногда даже сумона, то теперь вся Тува стала осознаваться как родина всех тувинцев [2].
Из глубин веков идут и сохранились традиционные отрасли хозяйств, древнейшие орудия и средства труда, от поколения к поколению передавались способы и приемы выполнения многих трудовых процессов. На основании изучения многочисленных сведений о лесных народах, в том числе и о тувинских племенах, Л.И. Потапов отмечает, что характерный для них хозяйственный комплекс представляет собой определенную триаду, состоящую из следующих отраслей натурального хозяйства: пастбищного табунного скотоводства с циклическими сезонными перекочевками в течение года; охота на лесного и пушного зверя, мелкого, преимущественно мотыжного земледелия с небольшими посевами ячменя и проса... Всегда и всюду практиковались сбор и заготовка диких съедобных корней и растений, хотя собирательство и не составляло особой отрасли хозяйства» [7, с. 82].
Таким образом, в настоящее время идет интенсивный процесс развития этнопедагогики, как новой отрасли педагогической науки. Как и в любой другой области научного познания, начальный этап развития этнопедагогики характерен тем, что накапливается огромный фактический материал, «сырьё», требующее обработки, теоретического переосмысления и практической реализации. Вместе c тем уже имеющиеся исследования по изучению педагогических традиций чрезвычайно ценны тем, что в них не только дана характеристика прогрессивных элементов, но и указаны формы и пути использования их в практике школ. В данном случае преемственная связь научной педагогики с народной осуществляется и в плане теории и практики воспитания детей.
Целью опытно-экспериментальной работы является диагностика уровня знаний младших школьников о родном крае и составление методических рекомендаций по использованию тувинских традиций во внеурочной деятельности.
Для проведения опытно-экспериментальной работы мы выбрали «МБОУ СОШ № 8» г. Кызыла. В исследование приняли учащиеся 3 «А» — контрольный класс (18 человек) и 3 «Б» — экспериментальный класс (18 человек).
В ходе исследования был проведён констатирующий эксперимент, целью которого было выявить уровень знаний о Родном крае и интереса к нему.
На констатирующем этапе эксперимента были использованы методики: опросник «Я — патриот» М. А. Леонтьева (Приложение 1) и адаптированная анкета о Родном крае «Моя малая Родина» А. В. Мироновой [9] (Приложение 2).
Опросник «Я — патриот» М. А. Леонтьева
Цель: определить уровень проявления заинтересованности обучающихся к своему городу, его историческому прошлому, периодичность проявляемых желаний школьников к патриотической деятельности; определить уровень овладения обучающимися действительными навыками применения своих знаний.
Опросник содержит 20 вопросов. В качестве ответа обучающимся даётся несколько вариантов: «да», «нет» или «не уверен». Часть вопросов нуждается в пояснение, поэтому дети отвечали на вопросы по одному. Критерии оценки: каждый ответ имеет определенное количество баллов: «да» — 2 балла; «не уверен» — 1 балл; «нет» — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 40. Набранные баллы за ответы каждого участника суммируются. После результат интерпретируется в проценты, по ним определяется уровень развития чувств патриотизма.
85–100 % — высокий; показывает высокое чувство необходимости и уважительного отношения к своей семье, дому, школе; ярко выражено стремление заботиться о ближних, гордость за свою Отчизну; знает историю своего города, активно проявляет желание к патриотической деятельности; доброжелательно относится к одноклассникам, знает все символы России и своего города.
55–35 % — средний; единичные западания отдельных показателей, нравственные качества личности выражаются только под контролем педагога; выражает чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражено стремление заботиться о ближних; гордость за свою Отчизну; изучает историю своего города, но по желанию педагога; стремится принимать участие в патриотической деятельности; частично знает символов России.
0–34 % — низкий: редко выражает чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе. Отсутствуют стремления заботиться о других людях; при выполнении патриотической деятельности выражается вялость, инертность; желание гордится своим Отечеством нет; не интересна история «малой родины», из символов России и своего города ни одного не знает.
Методика выявила следующие результаты в экспериментальном 3 «Б» классе (18 чел.): учащихся с высоким уровнем выявлено 11 % (2 чел.), со средним уровнем 61 % (11 чел.) и с низким 28 % (5 чел.). Результаты контрольного 3 «А» класса (17 чел.) показал следующие данные: высоким уровнем выявлено 24 % (4 чел.), со среднем уровнем 41 % (7 чел.) и с низким 35 % (6 чел.).
Для наглядности представим в виде рисунка (рис.1):
Рис. 1. Результаты методики «Я — патриот» М. А. Леонтьева в экспериментальном и контрольном классе
Анализ результатов на констатирующем этапе показал, что дети не имеют представления о качествах человек патриота, не осознают понятия «патриотизм». Слабо выражаются чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому, школе. Стремление заботиться о других людях незначительное; недостаточный уровень активность при патриотической деятельности; слабо выражается гордость за свое Отечество; историей «малой родины» мало интересуется — может принять информацию, но сами не интересуются.
Анкета о Родном крае «Моя малая Родина» адаптированная А. В. Мироновой
Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на 20 вопросов. За каждый правильный ответ выставляется по 1 баллу.
Высокий уровень (20–17 баллов)
Средний уровень (16–10 баллов)
Низкий уровень (9–0 баллов)
Результаты диагностики уровня знаний о родном крае в экспериментальном 3 «Б» классе (18 чел.) получены следующие: учащихся с высоким уровнем выявлено 33 % (6 чел.), со средним уровнем 45 % (8 чел.) и с низким 22 % (4 чел.). Анализ результатов контрольного 3 «А» класса (17 чел.) показал следующие данные: высоким уровнем выявлено 27 % (4 чел.), со среднем уровнем 56 % (10 чел.) и с низким 17 % (3 чел.).
Для наглядности представим в виде рисунка (рис.2):
Рис. 2. Результаты методики «Моя малая Родина» А. В. Мироновой в экспериментальном и контрольном классе
В экспериментальном и контрольном классах больше детей со средним уровнем знаний о родном крае, эти учащиеся выражают интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеют представления о традициях родного края.
С высоким уровнем знаний в экспериментальном классе 6 человек, а в контрольном 4 человека. Эти учащиеся проявляют активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знают некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, традициях. Проявляют интерес к стране, в которой живут. Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимают эмоциональное состояние других, активно выражают готовность помочь.
Есть учащиеся и с низким уровнем в обоих классах. В экспериментальном классе 4 человека и в контрольном 3 человека. Такие школьники затрудняется отвечать на вопросы. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям.
В ходе анализа было выявлено, что уровень знаний у учащихся невысокий, чтобы пробудить интерес и любовь к Родному краю.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость создания эффективных педагогических условий для воспитания любви к Родному краю у младших школьников.
Методические рекомендации по использованию тувинских традиций во внеурочной деятельности. Чтобы развивать у ребят познавательный интерес к изучению истории и культуры родного края, воспитать любовь к родному краю во внеурочной деятельности нами были составлены методические рекомендации по использованию тувинских традиций во внеурочной деятельности.
В тувинских традициях ребёнок это любимый родной маленький человечек, средоточие надежд и чаяний для родителей: продолжатель рода, мерило семейного богатства, благополучия, залог счастливой старости для человека. Это одна из главных ценностей в тувинской культуре.
Воспитание детей должно строиться на народных традициях, распространять идеи этнокультурного воспитания, приобщать к народной культуре с целью её сохранения, возрождения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей — достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры [1, 8].
Работа по воспитанию любви к родному краю у младших школьников при использовании традиций должно происходить систематически, направлено на формирование интереса к истории нашего города и любви к природе родного края.
Формирование основ этнокультуры является приобщение детей к традиционным культурным ценностям через практическое освоение народной культуры и творчества. Поэтому нужно проводить традиционные праздники.
Праздники — сложное, содержательно насыщенное явление народной жизни. Они ярко раскрывают богатство духовного мира народа, его лучшие народные качества. По своему живому, общительному характеру тувинцы расположены к праздникам. Общность условий жизни, близость к природе, а точнее — растворение в ней, подлинные взаимопонимание и взаимопомощь, характерные для прошлой жизни тувинцев, наполняют традиционно — обрядовые действия высоким, вдохновенным, поэтическим чувством, которое охватывает, вероятно, почти всех участников праздничного действия. Тувинские праздники — коллективное творчество духа, своеобразная школа народного воспитания [6].
«Шагаа» — Новогодний праздник тувинцев. Праздник можно организовать в целях воспитания у младших школьников этнокультурной компетенции гражданственности, патриотизма, бережного отношения к традициям, культуре и истории народа; приобщения детей к историческому и духовному наследию народа через практическое участие в национальном празднике. В программе праздника «Шагаа» внести все виды конкурсов.
Таким образом, проведение праздника «Шагаа» дает возможность формировать у детей разнообразные знания и представления о народной культуре, знакомить с народными традициями, развивать творческие умения [4].
На внеурочных занятиях обязательно должны даваться знания об истории своего народа, города. А после можно составлять мини-исследования, изучают историю семьи, составляют свою родословную. Проводить различные конкурсы, викторины, которые дают оценку полученных знаний ребят. Обязательно подводить итоги с участием всех ребят.
Во внеурочной деятельности должны применяться разные формы работы. Обязательно применять игру. Игра и работа в парах и группами — они являются обучающим элементом урока. И ещё одно важное дополнение: игра должна учитывать возрастные особенности учащихся, быть понятой и в тоже время заинтересовать ученика. Знакомство с местными мастерами и их работами. Экскурсии в музей, картинную галерею, к архитектурным памятникам города. Это способствует формированию нравственных чувств: гордости, уважения к мастерам прошлого; доброты, сопереживания, заботы. Знакомство с растительным и животным миром Тувы. Учащиеся должны получать общие сведения об особенностях природы родного края. Объясняет им о важности бережного отношения к природе. Экскурсия к натуралистам. Знакомить детей с понятиями «имя», «день рождение», именины. Это очень интересно, когда ребята сами разгадывают значение своего имени, узнают у родителей, почему его так назвали. Выясняют, в чём разница между днём рождением и именинами.
При подготовке материала к занятиям нужно:
– учитывать психологические, физические и творческие возможности детей и их интерес;
– вызывать стремление побывать и изучить каждый уголок родного края, связанных с жизнью и деятельностью известных людей.
– приобщать детей к традиционным культурным ценностям через практическое освоение народной культуры и творчества.
Такой подход позволяет сформировать у детей любовь к своему народу, к народной художественной культуре, уважение к родной истории, эмоционально-оценочное отношение к народной культуре.
Таким образом, можно вызвать у учеников эмоциональное отношение к самому процессу познания, провоцировать желание к исследованию, к поиску информации, возбудить познавательный интерес. У ребёнка не только появится интерес к дальнейшему изучению, но и воспитывается в его душе уважение и любовь к родному краю, его истории и людях, проживающих в нём.
Нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования. Мы определили особенности воспитания у младших школьников любви к родному краю, а также выявили особенности использования тувинских традиций во внеурочной деятельности.
На констатирующем этапе провели диагностику знаний младших школьников о традициях родного края, которая показала, что уровень знаний у учащихся невысокий, чтобы пробудить интерес и любовь к Родному краю. Исходя из полученных данных, мы составили методические рекомендации по использованию тувинских традиций во внеурочной деятельности.
Работу по воспитанию любви к родному краю у младших школьников с использованием тувинских традиций будем продолжать.
Литература:
- Аг-оол, Е. М. Тувинские игры, элементы национальных видов спорта и танцев на уроках физической культуры в начальной школе. — Кызыл, 2000.
- Дыртык-оол М. О. К вопросу о деятельности детских организаций в Туве (по фондовым материалам Национального музея Республики Тыва) // Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. — Материалы Международной научно-практической конференции, г. Кызыл, 9–10 сентября 2009 г.: в 2 ч. / сост. У. Б. Нурзат. Кызыл: КЦО «Аныяк», — 2009. Ч. 1. –С. 179–182.
- Дьяконова В. П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л.: Наука, 1988. — С. 152–185.
- Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев / пер. с тув. А. А. Дугержаа, А. С. Дембиреля. — Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. — С. 149–163.
- Муниров, Р. Р. Учебное краеведение в школе. / Р. Р. Муниров. –Уфа: Башкирское книгоиздание, 1983. — 65с.
- Салчак, К. Б. Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической культуры тувинцев. Этнопедагогика тувинского народа / Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаалы. — Кызыл: Изд.-полиграф. отдел «Билиг», 2009.
- Сластёнин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов и педагогических заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф.Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
- Фёдорова, Н. Ф. Роль краеведения в системе дополнительного образования / Н. Ф. Фёдорова // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования. — М., 2007.
- Юнгер, И. П. Диагностика процесса нравственного воспитания в начальных классах: автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1989. — 21с.