В статье затрагиваются важные вопросы, связанные с налоговыми льготами в период пандемии коронавируса, приведены статистические данные, касающиеся мер налоговой поддержки, введенных на территории регионов РФ. Проанализирована общая экономическая ситуация в России в период пандемии в 2020 году, а также рассмотрены изменения в упрощенной системе налогообложения, патентной системе налогообложения и в едином налоге на вмененный доход в результате введенных налоговых ограничений во время коронавирусной инфекции.
Ключевые слова: налоговые сборы, налоговые льготы, пандемия, коронавирус, малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения, единый налог на вмененный налог.
Существенные изменения в экономике России произошли в результате введения ограничений в 2020 году в связи с пандемией. Данные изменения сказались в первую очередь на доходах, а также на объеме налоговых сборов. Возникшая ситуация потребовала немедленного реагирования со стороны федеральных и региональных властей. Необходимо было в срочном порядке разработать и принять меры поддержки для организаций, наиболее пострадавших от пандемии.
Согласно данным Федерального казначейства Российской Федерации начиная с апреля 2020 года объем налоговых поступлений от общей прибыли снизился, в том числе и по причине введения налоговых льгот и отсрочек для бизнеса в секторах экономики, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции.
Величина всех налогов на совокупный доход начала уменьшаться в результате уменьшения объема налоговых поступлений в период ограничений.
Исходя из статистических данных, около 2 миллионов субъектов малого и среднего бизнеса на сентябрь 2020 года пострадали в результате пандемии, в связи с чем государство предприняло ввести меры налоговой поддержки для освобождения от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года по уже поданным декларациям, на общую сумму около 75 млрд рублей. Помимо этого, организациям были предоставлены отсрочки и рассрочки.
Субсидии в размере 90 миллиардов рублей на сохранение численности работников получили более 2 миллионов компаний. Еще одной мерой поддержки стало приостановление ФНС России взыскания задолженностей и диспозитивным мерам регулирования.
21 % ВВП занимают малый и средний бизнес, что составляет невысокую экономическую долю, в связи с чем объем поступлений в бюджет налогов на совокупный доход равен 6 %. Ни для кого не секрет, что малый и средний бизнес является самым уязвимым, если его сравнивать с корпоративной деятельностью предприятий, и именно поэтому эту отрасль необходимо было поддержать путем внедрения в жизнь бизнесменов мер налоговой поддержки. Анализ данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства показал, что за 2020 год в России число субъектов малого и среднего бизнеса уменьшилось на 4 %, что в количественном выражении составляет около 250 тысяч единиц. Такое уменьшение прежде всего зависело от экономической ситуации конкретных регионов, а также объемом реализации мер государственной поддержки. Таким образом, среди регионов с худшей динамикой числа субъектов можно выделить Республику Ингушетию, Самарскую область, Пермский край, Псковскую и Астраханскую области. В свою очередь, регионами с лучшей динамикой стали: Чукотский автономный округ, Республики Адыгея, Бурятия, Северная Осетия — Алания, Ленинградская область. В связи с этим необходимо провести сравнительный анализ мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые применяют специальные налоговые режимы в период пандемии.
Рассмотрим упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) [1, c. 970]. Одной из главных мер государственной поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса стали продление сроков уплаты налога, возможность отсрочки авансовых платежей. Для впервые зарегистрировавшихся предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной и иных областях большинство регионов в качестве меры поддержки ввели нулевую ставку. Наиболее значимой мерой поддержки стало установление пониженной ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Данная мера была введена практически во всех регионах России, но льготы предоставлялись наиболее пострадавшим от пандемии отраслям. Среди дополнительных критериев, которые необходимо соблюдать в зависимости от региона, можно выделить сохранение 90 % штата сотрудников в Республиках Карелия, Адыгея, а также Ярославской и Архангельской областях.
Регионом с худшей динамикой поступления налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, стала Мурманская область -22,1 %, а с лучшей динамикой Чукотский автономный округ 26 %.
Около 2 % объема налогов приходятся на патентную систему налогообложения (гл. 26.5 НК РФ) [1, c. 1015].
В 2020 году в качестве налоговой льготы была выбрана поддержка отдельных видов деятельности, которые наиболее пострадали в период коронавируса. Некоторые субъекты РФ снизили патентные платежи для всех индивидуальных предпринимателей. Однако, в отличие от мер поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса на упрощенной системе налогообложения, льготные патенты в 2020 году установили менее половины от общего числа регионов. Регионами с наибольшей долей поступления от патентной системы налогообложения от индивидуальных предпринимателей стали: Республики Ингушетия — 22,2 %, Крым — 7,2 %, Ханты-Мансийский автономный округ — 5,2 %, Смоленская область — 4,6 %, Курганская область – 3,8 %, Республика Тыва — 3,7 %, Московская область — 3,7 %, Оренбургская область — 3,5 %, Чукотский автономный округ — 3,3 %, Ивановская область – 3,1 %.
Только два субъекта Российской Федерации Республика Северная Осетия — Алания и Омская область вместо упрощенной системы налогообложения или патентной системы, снизили корректирующий коэффициент базовой доходности, который учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности: ассортимент товаров, сезонность, режим работы и т. п. И два субъекта Российской Федерации — Республика Дагестан и Севастополь — снизили ставку единого налога на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ) [1, c. 989]. Это свидетельствует о том, что стимулирующий потенциал у единого налога на вмененный доход невысокий. В 1998 году в налоговую систему РФ был введен ЕНВД с целью легализации доходов предпринимателей, занятых в сфере, где производится оплата товаров, работ и услуг через наличный расчет. При этом под наличным расчетом понимали продажу с проведением расчетов с использованием кредитных банковских карт, по расчетным банковским чекам, по перечислению денежных средств с банковских счетов по поручениям физических лиц. Наиболее распространенными видами деятельности при этом являются: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, ремонтно-строительная деятельность и т. п.
Применяя единый налог на вмененный доход, складывается следующая ситуация, при ЕНВД государство не всегда получает достоверную информацию о фактических доходах с применением способов наличного расчета, и именно поэтому оно вменяет налоговым агентам размер дохода, вменение которого невозможно оспорить. Среди преимуществ ЕНВД можно выделить налаживание связей между государством и бизнесом, простоту исчисления и уплаты, возможность выбора вида налога. Данные преимущества указывают на схожесть ЕНВД с патентной системой налогообложения. Федерации. Наибольшую долю в объеме поступлений от ЕНВД в 2020 году составили: Чукотский автономный округ — 32,2 %, Республика Тыва — 30,9 %, Ненецкий автономный округ — 29,5 %, Республика Мордовия — 24,4 %, Республика Саха — 24,1 %.
Помимо вышеуказанных налоговых льгот, также на территории регионов РФ были введены такие виды государственной поддержки, как гарантированный рынок сбыта, то есть для субъекта малого бизнеса государство ввело определённые послабления, касающиеся проведения закупок для муниципальных либо государственных нужд. Субсидирование, выступающее в категории льготы, было введено для субъектов конкретных видов деятельности, посредством выделения денежных средств в виде грантов, субсидий и иных видов целевого финансирования. Размер выплаты субсидии составлял 12 130 рублей на каждого работника. Индивидуальные предприниматели также могли рассчитывать такую выплату на себя. Как указывалось выше, налоговые каникулы, предполагающие освобождение от уплаты налогов и сборов в государственный бюджет. Стоит помнить, что налоговые каникулы предоставлялись для субъектов малого предпринимательства. Одной из мер государственной поддержки также является освобождение от отчетности, то есть малый бизнес может вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке, а, следовательно, сдавать бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке. Наложение штрафов за своевременное предоставление документов в соответствии со ст. 126 НК РФ запрещалось [1, c. 272]. Постановлением Правительства РФ № 409 от 02.04.2020 были отменены на период коронавируса выездные налоговые проверки и блокировка операций по банковским счетам [3]. Стоит отметить, что при переходе на онлайн-контрольно-кассовую технику нового образца предоставляется отсрочка введения контрольно-кассовых устройств до первого июля 2021 года. Для некоторых налогоплательщиков был введен налоговый вычет в 18 тысяч рублей за единицу ККТ. Постановлением Правительства РФ № 699 от 16 мая 2020 года было рекомендовано установить льготы арендодателям, которые в связи с коронавирусной инфекцией дали отсрочку по арендным платежам [2]. Предусматривалось снижение налогов на имущество организаций, имущество физических лиц и земельный налог. Исходя из ФЗ № 102-ФЗ от 01.04.2020, размер страховых платежей для субъектов малого и среднего предпринимательства был уменьшен с 30 % до 15 % [4].
Пандемия коронавируса оказала значительное негативное влияние на экономику России, затронув все сферы общественной жизни. Сектор малого и среднего предпринимательства оказался наиболее уязвим. Более 4 % малых и средних предприятий обанкротились. В связи с этим государство разработало и приняло ряд мер оказания помощи малому предпринимательству. Проанализировав меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России, можно сделать вывод, что в основном для помощи малому бизнесу были применены налоговые льготы, льготное кредитование и предоставление отсрочек по кредитам, а также субсидирование малого бизнеса на выплату заработных плат сотрудникам. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что с начала пандемии государство оказывало помощь малому и среднему предпринимательству, что позволило многим из них пережить кризисную ситуацию и избежать банкротства, однако малый и средний бизнес все еще нуждается в поддержке государства, чтобы стабилизировать свое финансовое состояние и вернуть его в состояние до пандемии.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой Российской Федерации 16 июля 1998 года). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 699 «О внесении изменений в Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005180043.
- Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 07.11.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349463/.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.04.2020 N 102-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349084/.
- НИФИ Минфина России. Режим доступа URL: https://nifi.ru/ru/covid-19
- Федеральное казначейство Российской Федерации. Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/