В данной статье рассмотрены некоторые противоречия в развитии современной теории спорта, а также представлены методы, которыми можно улучшить тренировочный процесс.
Ключевые слова: спорт, направление, физическая культура, спортивная наука, процесс, направления, теория, развитие, диалектика, сущность, организм, развитие, педагогический процесс, явление, принципы, подходы, потенциал, объект.
Можно заметить, что спорт трансформировался в крупное и мощное социально-культурное движение за последние несколько десятков лет. Это движение способно определить одно из многочисленных направлений в развитии физической культуры. Оно влияет на формирование композиционного диапазона в обществе, включающего в себя нравственные и этические ценности, а также духовные и социально-экономические отношения. Значительное увеличение значимости спорта на современном этапе, привело к тому, что спорт теперь рассматривается как явление, покинувшее или выходящее за рамки физической культуры. На научно-бытовом уровне это явление закрепилось как «физическая культура и спорт».
Как уже известно, для познания целого необходимо отобрать и детально изучить все его составные части. Исходя из этого, можно заключить, что сложившаяся на ранних этапах развития спортивной науки теоретико-методологическая установка и в настоящее время является доминирующей в любом научном исследовании, которое проводится в области спорта. Несомненно, можно сказать, что такой подход априорно сужает радиус возможной проблематики в научных исследованиях для данной сферы, так как он определяет содержание спорта на современном этапе без необходимого учета ключевых основополагающих тенденций исторического развития физической культуры, на составную часть которой он приходится.
На самом деле, используя такой подход невозможно в полной мере применить когнитивный потенциал, находящийся в историческом методе познания и исследования процессов и явлений социального характера, предполагающий изучение главных основных тенденций их исторического развития путем анализа взаимодействия факторов, порождающий эти процессы и явления. По всей видимости, вследствие этого, в настоящее время осуществляется мизерное количество исследований, в которых спорт рассматривается как социально значимое явление.
Спорт в качестве объективно существующего саморазвивающегося явления в обществе еще не стал полноценным объектом современной науки спорта. Очевидно, «классическая» теория спорта, которая зародилась в 1950–60-х годах как теория спортивной тренировки, не способна выйти за рамки педагогической теории формирования тренировочного процесса и удовлетворить требования, которые возникают на современном этапе. Этот вывод доказывается материалами дискуссии, находящейся на страницах журнала «Теория и практика физической культуры». Она в который раз подтвердила, что и в современной теории спорта главенствующей является линия, построенная на изучении педагогических подходов и принципов, которые реализуются в течение построения тренировочного процесса.
Эта позиция содержит объективную базу, так как сама система тренировки, которая является основой спорта, проводится в форме педагогического процесса. Но и при всей ценности данной стороны тренировочного процесса невозможно не видеть, что цель педагогического воздействия направлена на преобразование физического потенциала человека, на его биологическую сущность. Поэтому на биологическую составляющую в современной теории спорта должно приходиться значительное место, равно как и на педагогическую. Не обладая объективными знаниями о закономерностях возрастного развития физического потенциала, о законах адаптации человека к физическим нагрузкам разной направленности невозможно верно сгенерировать педагогический процесс, а не имея правильной системы контроля, которая может обеспечить оценку развития адаптационных процессов, — его провести.
Исходя из этого необходимо четко обозначить, что реальное движение и развитие процесса спортивного совершенствования в своей первоочередной сущности проявляется в антагонистичном взаимодействии, с одной стороны, тренировочных и соревновательных нагрузок, которые влияют на человека через организованную систему педагогических мероприятий (например, соревнования, тренировки и т. д.), а с другой стороны, в ответных адаптивных реакциях, происходящих в организме спортсмена, а они имеют и генотипическую, и фенотипическую природу и по своему содержанию противодействующих тренирующим воздействиям с целью оптимальных условий для функционирования механизмов гомеостаза.
Недостаточная оценка сути диалектической координации отмеченных выше основных составляющих частей тренировочного процесса явилась причиной проведения научной дискуссии, о которой говорилось в данной статье ранее. Но эта полемика, как ни странно, как раз-таки и служит формой проявления диалектической связи между диаметрально противоположными сторонами, которые, в свою очередь, определяют ход развития изучаемого явления, но на уровне процесса его изучения, а не на уровне его реального протекания.
Этот факт еще раз подтверждает, что диалектическое взаимодействие двух противоположностей (тренировочные воздействия и ответная реакция организма на них), выявляющих суть тренировочного процесса, осуществляется в реальном обществе, а не в закрытой среде. Именно из-за этого в ходе своего развития порождаются новые формы социальных отношений, а значит специфические для сорта проблемы и противоречия. Эти проблемы априори должны являться объектом исследований спортивной науки. Таким образом, можно сказать, что верные ответы на частые вопросы о построении тренировочного процесса можно получить только путем решения общих проблем, которые неукоснительно связаны с определением основных тенденция и направлений в развитии спорта на современном этапе.
Литература:
- Матвеев, Л. П. К дискуссии о теории спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. — Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 7. — С. 55–61.
- Физическая культура: исторические предпосылки возникновения современного спорта / В. А. Сутула, В. А. Кириенко, А. Б. Жадан, Т. А. Ивакин. — Текст: непосредственный // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. науч. тр. под ред. С. С. Ермакова. — Харьков: ХХПИ, 2000. — С. 34–38.
- Физическая культура и спорт в образовательном пространстве России. Монография. / С. В. Алексеев, М. Я. Вешенский, Р. Г. Гостев [и др.]. — Воронеж: ООО «Издательство РИТМ», 2017. — 500 c. — Текст: непосредственный.