В данной статье представлены основные понятия, связанные с осуществлением маркетинговой деятельности деревообрабатывающего предприятия. Актуальность работы заключается в том, что маркетинговая деятельность способствует укреплению конкурентоспособности предприятия, расширению рынка, привлечению новых клиентов.
Ключевые слова: маркетинг, партнерские отношения, продвижение, маркетинговая деятельность.
This article presents the basic concepts related to the implementation of marketing activities of a woodworking enterprise. The relevance of the work lies in the fact that marketing activities contribute to strengthening the competitiveness of the enterprise, expanding the market, attracting new customers.
Keywords: marketing, partnership relations, promotion, marketing activity.
Суть такого понятия, как «маркетинг» заключается в осуществлении бизнес-процесса по направлениям потоков товаров и услуг от производителя к потребителю [1, с.79].
Классическим является определение, предложенное Ф. Котлером. По Ф. Котлеру «маркетинг» является социальным процессом, при помощи которого компании обмениваются созданной ценностью для цели удовлетворения своих потребностей [3, с.18].
Маркетинг оказывает значительное влияние на все этапы формирования прибыли и, в конечном счете, на общую эффективность предприятия [2, с.74].
Комплекс маркетинга затрагивает основные факторы, которые являются предметом маркетингового управления так называемые «четыре Р» — товар, цену, каналы распределения и продвижения.
Существует также и концепция «пять Р». Она уже включает в себя товар, цену, каналы распределения, продвижения и персонал.
Также существует и 3 дополнительных элемента (рис.1).
Рис. 1. Ключевые элементы комплекса маркетинга [1, с. 85]
При выборе целевого рынка целесообразно проводить оценку собственных сильных сторон организации, интенсивность конкуренции на целевом рынке, стоимость захвата доли в целевом сегменте рынка и потенциальную финансовую выгоды от привлечения целевой группы [4, с.84].
Предприятия лесной промышленности, которые расположены близко в друг другу и имеют тесные производственные связи, совместно используют различные ресурсы, составляют лесопромышленные комплексы.
Интересно отметить, что особенностей маркетинговой деятельности предприятий лесной промышленности, ориентированных на внешний рынок, достаточно много. Среди таких особенностей можно отметить характер производства, специфику сотрудничества, геополитические и экономические факторы. Предприятия лесной промышленности, которые осуществляют свою деятельность на внутреннем рынке, также имеют ряд особенностей.
Для предприятий лесной промышленности, работающих на внешний рынок, эти особенности заключаются в следующем:
– зависимости маркетинга от государственной экспортной политики;
– согласованности маркетинга продукции предприятий лесной промышленности с целями экономической безопасности государства;
– зависимости маркетинга от экономической ситуации в странах импортерах и экспортерах.
Выход предприятия на международные рынка позволяет создать для него новые условия хозяйствования, способствует развитию рынков сбыта, созданию условий по увеличению маржи, повышению рентабельности предприятий и т. д.
Большое значение в маркетинговой деятельности в этой связи имеет маркетинг партнерских отношений.
Маркетинг партнерских взаимоотношений должен:
– создавать новые ценности для клиента. В этом процессе должны принимать участие и производитель, и потребитель. Важно учесть, что ценность для клиента представляет не сам товар, а в большей степени обслуживание, послепродажный сервис, престиж предприятия и пр. [3, с.18].
– выявлять индивидуальные предпочтения потребителей и определять желаемую ценность товара или услуги;
– реализовывать деловую стратегию и концентрировать внимание на клиентах (создавать бизнес-процессы, коммуникации, технологии и подготовку персонала для обеспечения той ценности, которую желает получить клиент);
– выстраивать цепочки тесных заинтересованных отношений предприятия и поставщика, посредника и др., чтобы создавать ту ценность, которую желает получить клиент;
– осознавать ценность круга постоянных клиентов и вести совместную работу предприятия и клиентов на протяжении максимально длительного периода.
В деятельности деревообрабатывающих предприятий, маркетинг партнерских взаимоотношений представляет собой непрерывный процесс.
Используя маркетинг партнерских отношений, предприятию необходимо сосредоточиться на следующих ключевых вопросах:
– учета индивидуальных потребностей клиентов;
– формирования максимально длительных взаимоотношений с клиентами;
– привлечения дизайнеров-менеджеров по продажам для создания и продвижения товара, привлекательного для клиентов.
В заключении можно отметить, что специфика деятельности деревообрабатывающего предприятия сама определяет характер осуществления маркетинговой деятельности предприятия.
Литература:
- Волкогонова, О. Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб.. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 256 c.
- Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: Учебник / Ю. Н. Егоров. — М.: Инфра-М, 2015. — 216 c.
- Кныш, М. М. Конкурентные стратегии: Учебное пособие / М. М. Кныш. — СПб. — 2017. — 432 с.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. — М.: Вильямс, 2016. — 752 c
- Савватеев, Е. В. Экономика, организация, основы маркетинга в перерабатывающей промышленности: Учебное пособие / Е. В. Савватеев, В. В. Рокотянская, О. В. Мощенко. — М.: Инфра-М, 2016. — 128 c.