Проблема формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста — это достаточно актуальная тема в современном мире, так как общественность отмечает рост безответственности и моральной деградации среди молодежи.
При всем многообразии подходов в воспитании нравственности у детей педагогами отмечается нарастание детской агрессивности, жестокости и замкнутости.
На протяжении последнего столетия в обществе менялась идеология, вместе с которой произошла перемена в нравственных нормах, которые предъявляются человеку и обществу. Появилось стремление воспитывать в детях лидеров, ориентировать их на успех и развитие интеллектуальных способностей. Потеряла свою актуальность задача воспитания коллективизма и трудовых навыков.
Родители дошкольников стали больше ориентироваться на свой профессиональный рост, обеспечение материальной составляющей семьи, чем нравственной. Родители, уставшие от работы и материальных трудностей, сводят свое общение с ребенком на бытовой уровень. Главная задача современного родителя сводится к обеспечению своего ребенка достойным уровнем материальных благ.
Л. Ф. Обухова, анализируя работы зарубежных авторов (К. Кафка, В. Штерн, З. Фрейд) отмечает, что для развития человека главное значение имеет другой человек, его отношения с ним [7].
Семья оказывает влияние на развитие ребенка, определяет круг его интересов, закладывает нравственные и социальные качества. В основе усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей с взрослыми и, прежде всего, с родителями.
По нашему мнению, эмпатия родителей является основой развития личности ребенка. Эмпатическое понимание родителями ребенка, поддержка ребенка во время жизненных проблем и трудностей имеют колоссальное влияние на последующую способность ребенка любить, сопереживать, а значит, формирует нравственные представления ребенка.
Кузьмина В. П. в своем исследовании говорит о том, что «… эмпатия является связующим звеном в отношениях между взрослым и ребенком, определяющих вхождение последнего в сообщество сверстников, оптимизирует процесс социализации ребенка, придавая ему гуманистическую, духовную направленность» [4].
Мы считаем, что нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания оказывает отрицательное влияние на развитие детей, формирование личности ребенка, в частности, на нравственные представления детей.
Целью нашего исследования было изучить взаимосвязь родительской эмпатии и нравственных представлений дошкольников.
Гипотезы исследования:
- Предполагается, что в дошкольном возрасте существуют особенности в проявлении нравственных представлений.
- Уровень проявления эмпатии родителей связан с особенностями проявления нравственных представлений в дошкольном возрасте.
Для исследования уровня эмпатии родителей мы использовали методику диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
Для определения уровня нравственных представлений мы использовали следующие методики:
1.Методика определения уровня понимания детьми нравственных норм (по аналогии с методикой Т. В. Комаровой и О. М. Миловой).
Цель: диагностика уровня имеющихся нравственных представлений.
2.Методика «Закончи историю» (Р. Р. Калинина).
Цель: выявить отношение детей к нравственным нормам.
3.Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина).
Цель: изучение эмоционального отношения к нравственным качествам (доброта — злость, щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость -лживость).
База исследования: МБДОУ ЦРР — детский сад № 20 г. Новоалтайска.
Всего в исследовании приняли участие 140 человек (70 детей и 70 матерей).
Анализ полученных данных показал взаимосвязь между уровнем нравственных представлений детей и эмпатией их родителей.
8 % матерей показали высокий уровень эмпатических способностей, 52 % средний уровень, 23 % заниженный уровень и 17 % очень низкий уровень эмпатических способностей.
Рис. 1. Результаты исследования уровня эмпатических способностей родителей
По результатам исследования имеющихся нравственных представлений детей получены следующие данные — высокий уровень у 22 % дошкольников, средний уровень у 51 % дошкольников и низкий уровень у 27 % дошкольников.
Результаты уровня осознания детьми нравственных норм: высокий уровень — 24 %, средний уровень — 50 %, низкий уровень — 26 %.
Результаты уровня эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников: высокий — 18 % , средний — 59 %, низкий — 23 %.
Рис. 2. Результаты исследования уровня развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста
При анализе полученных данных, выяснилось, что у 44 % испытуемых отсутствуют совпадения по уровню развития эмпатических способностей родителей и уровнями развития нравственных представлений их детей.
У 4 % испытуемых выявлено одно совпадение уровня развития эмпатических способностей родителей и уровнями развития нравственных представлений их детей.
9 % испытуемых имеют два совпадения, а 43 % испытуемых показали три совпадения уровня развития эмпатических способностей родителей и уровня развития нравственных представлений их детей.
Всего 56 % испытуемых показали совпадения между уровнем развития эмпатических способностей родителей и уровнями развития нравственных представлений их детей.
Рис. 3. Соотношение количества совпадений уровня эмпатических способностей родителей и уровней нравственных представлений их детей
Из 56 % пар испытуемых, у которых имеются совпадения уровня эмпатических способностей родителей и нравственных представлений их детей 31 % показали высокий уровень, 41 % средний уровень, а 28 % — низкий уровень.
Рис. 4. Соотношение уровней развития эмпатических способностей родителей и нравственных представлений их детей
Из полученных данных, мы можем сделать вывод, что большая часть выборки (39 пар детей и их родителей) имеют взаимосвязь между нравственными представлениями детей и эмпатией их родителей.
С родителями, которые имеют низкий уровень развития эмпатических способностей необходимо проведение мероприятий по коррекции и повышению уровня эмпатических способностей.
Литература:
- Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании [Текст] / А. В. Бабаян. — М.: Академия, 2015–130 с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. Издательство: «Питер» Мастера психологии, 2008. — 398 с.
- Козлова, С. А. Нравственное воспитание в процессе ознакомления с окружающим миром / С. А. Козлова. — М., 1988. — 104 с.
- Кузьмина В. П. Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье // Психологические проблемы современной российской семьи. 2005.
- Мухина, В. С. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ [Текст] / под ред. Л. А. Венгера, В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1975. — 238 с.
- Новикова С. А. Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников / С. А. Новикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. — № 3. — 139–142 с.
- Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Обухова Л. Ф. — М.: Роспедагентство, 1996. — 120 с.
- Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. — М. 2003. — 319 с.
- Погодина, Е. К. Основы семейной жизни. Учебное пособие / Е. К. Погодина. — Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2003. — 94 с.
- Роджерс, К. Эмпатия: Пер. с англ.// Психология эмоций: Тексты. — М.: Педагогика, 1984.
- Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум /Г. А. Урунтаева — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Эмпатия: монография / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. — М.: Перо, 2014. — 185 с.
- Юсупов, И. М. Психология эмпатии: (Теоретические и прикладные аспекты) [Текст]: дис. … д-ра психол. наук / И. М. Юсупов. — С-П, 1995. — 255 с.