Особенности формирования политики в области управления земельными ресурсами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 07.06.2021

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Данилова, О. В. Особенности формирования политики в области управления земельными ресурсами / О. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82143/ (дата обращения: 18.12.2024).



Земля как объект общественных отношений соединяет сущностные качества природного ресурса и пространства, нужных для жизнедеятельности людей. Эти качества, взятые в единстве, лежат в основе постоянно эволюционирующего взаимодействия людей по поводу использования земли.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и иные природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. Конституцией закреплены законные формы собственности на землю, чем определяются, прежде всего, экономические основы землепользования [5]. Право собственности на землю отнесено к конституционным правам граждан и их объединений, о чем говорится в ст. 36 Конституции РФ [5]. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, однако если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Приведенные положения Конституции РФ не только определяют волю государства и всего народа. Конституционные нормы, составляющие основу государственно-правового земельного порядка, являются неотъемлемой частью всего конституционного строя. Этим подтверждается то, что государственная политика в земельной сфере должна рассматриваться как неотъемлемая составляющая общей, также основанной на Конституции РФ, социально- экономической политики государства.

В Российской Федерации основу данного механизма составляют правовые акты земельного законодательства; система функций публичной власти, которые сосредоточены на управлении земельными ресурсами, и соответствующая этим функциям система уполномоченных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

Между тем, несмотря на очевидную теоретическую и практическую значимость, этот аспект не получил достойного освещения в работах ученых [2].

Что касается принципов, то в юридической научной литературе предпринимались лишь отдельные попытки перечислить принципы деятельности, имеющей смежный характер с управлением земельными ресурсами.

Важно отметить, что необходимость обеспечения результативного использования земель неоднократно упоминается в качестве первоочередной задачи в программных актах Президента РФ и Правительства РФ [6]. Например, Закон Оренбургской области от 3 июля 2015 года № 3303/903-V-ОЗ «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области», в п.4 ст.1 говорится о том, что управление и распоряжение земельными участками на территории Оренбургской области должно осуществляться на принципах эффективности, справедливости, прозрачности [4], органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Так, Администрация г. Оренбурга обратилась в суд с иском об освобождении земельного участка [7]. Администрация г. Оренбурга обратилась в суд с иском к Черкашевой Г. В., указав, что специалистами департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга 24 мая 2019 г. был осуществлен осмотре земельного участка примерной площадью 4 кв. м, расположенного в 1 метре на юг от ориентира: земельного участка с кадастровым номером. Земельный участок на государственном кадастровом учете не состоит, находится в неразграниченной государственной собственности, отнесен к землям общего пользования. Земельный участок используется ответчиком для размещения металлического гаража. В соответствии с предписанием об устранении нарушений земельного законодательства указанное нарушение допущено Черкашевой Г. В. Спорный земельный участок в пользование ответчику в установленном законом порядке представлен не был, договорные отношения с истцом у ответчика отсутствуют. Таким образом, ответчик занимает спорный земельный участок без законных на то оснований. Проверка проводилась в порядке статьи 72 Земельного Кодекса Российской Федерации и Положением «О муниципальном земельном контроле на территории МО «город Оренбург». На основании вышеуказанных правовых актов органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель. Самовольное занятие земельного участка является нарушением прав собственника земельного участка.

Таким образом, требования истца к ответчику освободить земельный участок путём демонтажа металлического гаража и приведения его в первоначальное состояние подлежит удовлетворению. Суд решил, исковые требования Администрации г. Оренбурга к Черкашевой Г. В. об освобождении земельного участка удовлетворить.

Да и, в общем, требование обеспечения эффективности (использования, управления) стало уже общеупотребительным по отношению практически к любой деятельности органов власти. Полагаем, в этой связи необходимо юридическое закрепление такой обязанности органов государственной власти и содержательное наполнение данного требования соответствующими критериями оценки. На повышение эффективности государственного управления наряду с другими проблемами направлен и Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

В Стратегии указано, что она является базисом для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях; достижение целей экологической безопасности реализовывается путем проведения единой государственной политики, сконцентрированной на предотвращение и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз экологической безопасности. Ряд проблем в сфере обеспечения экологической безопасности связан с экологическим состоянием земель, их использованием и охраной [9].

В Стратегии обозначается, что почти во всех регионах страны сохраняется тенденция к ухудшению состояния земель и почв; основными негативными процессами, приводящими к деградации земель, почв, изменению среды обитания растений, животных и иных организмов, являются водная и ветровая эрозия, заболачивание, подтопление земель, переувлажнение почв. Более половины общей площади сельскохозяйственных угодий страны подвержено этим процессам.

Состояние земельных ресурсов предуготовляет в качестве главной задачи правового регулирования земельных отношений закрепление правил, реализующих рациональное использование и охрану земель, и, конечно, в первую очередь земель сельскохозяйственного назначения.

Потребность в установлении конкретных правил рационального землепользования есть объективное требование, определенное и самим назначением земельного законодательства, которое призвано регулировать отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. И в этом направлении развития земельного законодательства существуют положительные примеры [8].

В текущее время в нашей области активизируется работа по разграничению государственной собственности на землю и государственной регистрации права собственности Оренбургской области на земельные участки. Сельское хозяйство Оренбургской области обладает значительными ресурсами. На территории области находится около 7 % всех сельхозугодий страны. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, которые предоставлены для нужд сельского хозяйства или предназначены для данных целей [3]. Земли предоставленной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, обладают особым правовым режимом и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

В состав Оренбургской области входит 6 городов и 7 городских округов: город Бугуруслан, Бузулук, Медногорск, Новотроицк, Оренбург, Орск; Абдулинский, Гайский, Кувандыкский, Соль-Илецкий, Сорочинский, Ясненский городские округа и городской округ ЗАТО пос. Комаровский.

Площадь земель в городской черте уменьшилась по сравнению с предшествующим годом на 1,5 тыс. га и составила 143,1 тыс. га, или 35,2 %.

По данным Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на 01 января.2019 г. в Оренбургской области действует 336 особо охраняемых природных территорий общей площадью 268106,67 га (в составе различных категорий земель).

Банк данных кадастра земель должен содержать в себе достоверную и полную информацию. Искажение информации о статусе и положении земель значительно снижает эффективность их использовании.

Доступ к информации, хранящейся в автоматизированной системе кадастра, должен быть быстрым и удобным для всех жителей области.

Автоматизированные базы данных должны иметь единые форматы и классификаторы всех объектов кадастровой информации. Данное условие необходимо для удобного использования баз данных для всех органов власти и жителей Оренбургской области.

Отсутствие долгосрочного планирования — еще один фактор, задерживающий развитие управления земельными ресурсами Оренбургской области. Планирование использования земельных ресурсов должно быть направлено, прежде всего, на анализ состояния земель, организацию их рационального и целенаправленного использования, а так же охрану.

Таким образом, представленные направления развития земельного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отображают основные проблемы, решение которых послужит созданию эффективной модели правового регулирования земельных отношений на федеральном, а также региональном уровнях и будет способствовать в дальнейшем преодолению негативных тенденций в структуре земельного фонда страны и повышению уровня экологической безопасности в сфере землепользования.

Литература:

  1. Воробьев, А. В. Управление земельными ресурсами: учебное пособие / А. В. Воробьев, Е. В. Акутнева. — Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015. — 212 с.
  2. Еремин, С. Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: Учебное пособие / Еремин С. Г. — Москва: Юстицинформ, 2014. — 236 с.
  3. Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2005. С. 195–196.
  4. Закон Оренбургской области от 3 июля 2015 года № 3303/903-V-ОЗ «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области» // «Собрание законодательства РФ»N 14, ст. 1652.
  5. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. — № 237. — 25 декабря 1993 года (c последующими изменениями).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 N 297-р (ред. от 28 августа 2014 г.) «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы» // «Собрание законодательства РФ», 19.03.2012, N 12, ст. 1425.
  7. Решение № 2–550/2020 2–550/2020~М-3998/2019 М-3998/2019 от 11 февраля 2020 г. по делу № 2–550/2020.
  8. Улюкаев В. Х., Чуркин В. Э., Нахратов В. В., Литвинов Д. В. Земельное право: Учебник. М.: Частное право, 2010.
  9. Чуднова Е. И. Стратегическое планирование в сфере использования земельного фонда: Россия и Шотландия, опыт сопоставления // Юрист. 2018. N 4. С. 33–39.
Основные термины (генерируются автоматически): Оренбургская область, земельный участок, Оренбург, Российская Федерация, экологическая безопасность, земельное законодательство, земля, Конституция РФ, местное самоуправление, сельское хозяйство.


Похожие статьи

Система государственного управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан

Изучение зарубежного опыта влияния федерального управления земельными ресурсами на органы местного самоуправления

Вопросы эффективного управления трудовыми ресурсами в сельском хозяйстве

Особенности управления человеческими ресурсами для эффективной реализации строительных проектов

Перспективы развития и совершенствования законодательства в области оборота недвижимости в РФ

Особенности антикоррупционного правового регулирования муниципальной службы в РФ

Стратегические аспекты в управлении человеческими ресурсами на примере учреждений культуры

Стратегические подходы к формированию инвестиционной привлекательности сельского хозяйства

Проблемы совершенствования правовых и экономических основ местного самоуправления

Проблемы правового регулирования в сфере проведения аттестации работников

Похожие статьи

Система государственного управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан

Изучение зарубежного опыта влияния федерального управления земельными ресурсами на органы местного самоуправления

Вопросы эффективного управления трудовыми ресурсами в сельском хозяйстве

Особенности управления человеческими ресурсами для эффективной реализации строительных проектов

Перспективы развития и совершенствования законодательства в области оборота недвижимости в РФ

Особенности антикоррупционного правового регулирования муниципальной службы в РФ

Стратегические аспекты в управлении человеческими ресурсами на примере учреждений культуры

Стратегические подходы к формированию инвестиционной привлекательности сельского хозяйства

Проблемы совершенствования правовых и экономических основ местного самоуправления

Проблемы правового регулирования в сфере проведения аттестации работников

Задать вопрос