Гештальт-терапия как метод работы с психотравмирующим событием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 08.06.2021

Статья просмотрена: 555 раз

Библиографическое описание:

Родионова, Е. Б. Гештальт-терапия как метод работы с психотравмирующим событием / Е. Б. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 306-307. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82155/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последнее время психотерапия становится очень популярна, а самое главное, востребована, и автор в этой статье хотела бы рассказать об очень востребованной в нашей стране гештальттерапии. «Гештальт» с немецкого переводится как «конфигурация частей», «образ», «целостность». Или, как писал сам Ф. Перлз, основатель данного подхода, гештальт — это рисунок, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность. [2 стр. 11] Для восприятия ситуации или осмысления поведения важен не только анализ, но и восприятие общего контекста. Развивая новое направление, Ф. Перлз пытался восстановить значимость телесных ощущений в жизни человека, из сферы разговоров перейти в сферу действия, привнести страсти из прошлого в настоящее.

Актуальность потребностей «здесь и сейчас», в том числе важные воспоминания или планы на будущее, отсутствие акцента на причинно-следственные связи, возможность учиться брать ответственность за свою жизнь, не списывая свои неудачи на «несчастное детство» — всё это ставится во главу угла в гештальт-подходе. Конечно, никто не будет отрицать опыт, полученный в детстве, преуменьшать роль социума и биологической наследственности. Но гештальт-терапия позволит стать автором своей жизни, без возможности переложить ответственность на других: родителей, власть, неблагосклонную судьбу, Бога.

В терапии клиент будет затрачивать душевные силы, направленные на осознавание и проживание своих ситуаций из жизни, связанные с большим спектром эмоций и чувств: страхом и гневом, грустью и любовью, надеждой и отчаянием. Гештальт-терапия — это терапия через действие и контакт, в которой важную роль играет не проговаривание, а встреча с чувствами и их проживание. Осознанное повторение прошлых событий «здесь и теперь» позволит увидеть обыкновенное под новым углом: ощутить плоть, вкус, движение и запах того, что уже стало словами и знаками — не принося радости и полноты переживаний. С. Гингер считает, что гештальт-терапия нацелена на развитие и поддержание гармонии личности, её жизни и точно не является инструментом для борьбы с расстройствами (С. Гингер, 2000). А по мнению Гари М. Йонтефа некоторые подходы и практики работают лучше с определенным типом пациентов, так как встречаются разные опасности с разными видами пациентов. В любом случае, в работе клиент-терапевт будут появляться результаты, они могут быть разными, а вывеска на кабинете «гештальт-терапевт» далеко не всегда говорит о качестве терапии [4 стр. 44].

Для описания психологической травмы Ф. Перлз и его последователи в своих трудах говорят про остановленные процессы, которые проявляются в виде нереализованных потребностей или незавершенных чувств и эмоций. Но все ли они патологичны? Ж. М. Роби считает, что патология — это не то, что остается не достигнутым, патология — это если незавершенный гештальт становится зафиксированным. [1] Поведенческий паттерн будет постоянно повторяться, и процесс не может продолжаться, наступает своего рода стагнация или редукция возможностей личности.

Гештальт-терапия занимается не терапией психики, а терапией гештальтов, наблюдая за тем, как люди создают и разрушают свои гештальты. Работая с этими процессами, можно останавливаться и замечать, где он остановлен, нарушен или становится дисфункциональным.

У каждого человека есть множество незавершенных гештальтов, они возникают, отражаются на поверхности жизненной истории и наиболее актуальный всегда появляется первым. Ф. Перлз считал, что избавиться от них очень просто: «нам не нужно рыться а-ля Фрейд в глубинах бессознательного. Нам нужно научиться осознавать очевидное. Каждый невротик — это человек, который не видит очевидного». К сожалению, кому-то потребуются на это несколько месяцев, а кому-то многие годы.

При травмирующей ситуации личность чувствует много эмоций, (некоторые из них могут быть противоречивые), ресурсов не хватает, чтобы справиться с внешними обстоятельствами, происходит разрушение внутренних личностных границ, что временно нарушает целостность. Травма — это событие внутреннего мира, где у личности есть установка, например, «со мной так нельзя» или «так не должно происходить в этом мире». Как правило, происходит вытеснение психотравмирующих ситуаций, а гештальт-терапия помогает восстановить границу контакта человека с забытым событием.

Как правило, в процессе терапии ужасающий опыт клиента не находит выхода через слова, он находится на уровне сенсорной или соматической памяти. Личность находится в аффекте страдания, которое обычно отрицает, чем провоцирует повторное разыгрывание травмирующей ситуации. Это делает прохождение терапии столь трудной и напряженной для клиента и работы терапевта. При этом терапевт должен оставаться одновременно и наблюдателем, и участником события, разворачивающегося в процессе терапии, для того чтобы превратить непереработанный опыт в ясное описание прошлого и настоящего.

Почему некоторые события, вызывающие у одного человека переживания, с которыми он в последствии может не справиться, и они нарушат его привычное функционирование, для другого будут вполне преодолимы. Не умея размышлять о том, что с нами происходит, мы не сможем понять, что мы делаем, и соответственно, невозможно рассчитывать на разрешение волнующих жизненных ситуаций. Но одних мыслей не будет достаточно, важную роль также играют чувства и сенситивность, которая развивается во время прохождения психотерапии.

Осознавание, диалог, процесс — всё движется и меняется с точки зрения теории гештальт-терапии. А при опознавании, которое является одним из качеств гештальта, происходит творческое интегрирование проблемной ситуации, что приводит к изменениям. Ф. Перлз не считал исцеление конечным продуктом, скорее критерием успеха он называл «собственное осознавание клиентом возросшей витальности и еще более эффективного функционирования».

Подводя итог, можно сказать, что гештальт-терапия предоставляет каждому человеку возможность познакомиться с самим собой и принять себя таким, каким он является, со своим психотравмирующим и негативным опытом, неприятными качествами в характере, а также вытесненными конфликтами. Работая в гештальт-подходе, терапевт сопровождает клиента, становится свидетелем изменений и роста личности, её взросления, что также является «успехом» данной психотерапии. Терапевт ориентирован на желания и возможности клиента, при этом, с другой стороны, оказывая поддержку в тяжело переживаемых ситуациях и воспоминаниях. Гештальт-терапия направлена на сам процесс, а не на «личность», как это можно встретить в других подходах. А задачей является исследовать событийный ряд в его совокупности, разворачивающийся на границе, где личность контактирует со средой.

Литература:

  1. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. Радость. Печаль. Хаос. Мудрость / Пер. с англ. — М.: ИОИ. 2015–232 с.
  2. Перлз Ф. Гештальтподход и свидетель терапии / Пер. с нем. М. Папуша. — М.: Академический проект, 2017. — 207 с.
  3. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2016–320 с.
  4. Гари М. Йонтеф В поисках зеркала живого себя осознование диалогового процесса — АО «Областная типография «Печатный двор», 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс терапии, травмирующая ситуация.


Похожие статьи

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков

Нейропсихологическая диагностика как инструмент определения состояния больных, перенесших инсульт

Нейропсихология бессознательного и травмы психосексуального развития в практике психолога

Агрессия в подростковом возрасте как социально-психологическая категория

Инклюзивное образование как ресоциализация детей-инвалидов

Информационно-психологическое насилие как фактор социального манипулирования

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии

Психологические манипуляции как скрытое принуждение и предпосылки усиления подверженности личности манипулятивному воздействию

Песочная терапия как средство снятия эмоционального напряжения

Интенсивная терапия постреанимационной болезни у детей

Похожие статьи

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков

Нейропсихологическая диагностика как инструмент определения состояния больных, перенесших инсульт

Нейропсихология бессознательного и травмы психосексуального развития в практике психолога

Агрессия в подростковом возрасте как социально-психологическая категория

Инклюзивное образование как ресоциализация детей-инвалидов

Информационно-психологическое насилие как фактор социального манипулирования

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии

Психологические манипуляции как скрытое принуждение и предпосылки усиления подверженности личности манипулятивному воздействию

Песочная терапия как средство снятия эмоционального напряжения

Интенсивная терапия постреанимационной болезни у детей

Задать вопрос