Инновационная технология обучения говорению на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 09.06.2021

Статья просмотрена: 304 раза

Библиографическое описание:

Антюшина, Ю. А. Инновационная технология обучения говорению на уроках иностранного языка / Ю. А. Антюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 323-324. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82177/ (дата обращения: 16.11.2024).



Всего существует четыре вида речевой деятельности, которые составляют основу владения языком — родным или иностранным:

– Речь (умение говорить на языке),

– Чтение,

– Письмо (умение писать),

– Аудирование (умение понимать речь на слух).

Как правило, занятия по иностранному языку строятся таким образом, чтобы все 4 навыка были включены в тренировку на уроке. Это позволяет отрабатывать все необходимые умения для овладения иностранным языком. Иностранный язык — это, прежде всего, конечно же, интенсивная практика. Знание иностранного языка предполагает, что ученик может пользоваться иностранным языком, то есть общаться на нем и понимать иностранную речь.

Гальскова Н. Д. отмечает, что «Говорение — это вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устная вербальная коммуникация» [1]. В системе традиционного обучения, в основе коммуникационного процесса, лежит монологическая речь педагога. Обычно взаимодействие между участниками образовательного процесса активно строится педагогом в соответствии с планом урока, заранее подготовленным. С помощью такого способа коммуникации педагог за короткий промежуток времени может передать довольно большой объем материала, получая обратную связь в виде ответов учеников. В. Ф. Шаталов и его коллеги подсчитали, что средняя продолжительность активного говорения каждого учащегося в течение шести уроков — две минуты [2]. Всего лишь столько времени отводится ученику для того, чтобы только рассказать подготовленный на протяжении нескольких часов дома учебный материал.

Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков учащихся.

Одна из наиболее важных тенденций улучшения подготовки учащихся в современном образовательном учреждении — использование интерактивных форм обучения. Основная цель интерактивного подхода — создание условий комфортного обучения, которое стимулирует активное взаимодействие учащихся. Интерактивное обучение основывается на обучении, погруженном в общение, но не замененное им. Всецелое развитие учащихся, формирование личности, способной к самостоятельной мыслительной и познавательной деятельности — одна из важных целей интерактивного обучения. С точки зрения В. К. Дьяченко, «интерактивное обучение» — это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса, в ходе которого у них формируются навыки совместной деятельности. Данный подход построен на принципе «все обучают каждого и каждый обучает всех» [3]. Т. С. Панина дает следующее определение: «интерактивное обучение» — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [4].

Методы интерактивного обучения предполагают форму коммуникации на занятии, которую можно зафиксировать в виде модели многосторонней коммуникации, при которой педагог не превалирует над учащимися, а является «участником учебной деятельности». Коммуникационные связи появляются не только между учителем и учениками, но и между всеми учащимися.

Интерактивные формы обучения способствуют эффективному усвоению учебного материала. Интерактивный подход считается наиболее эффективным при обучении говорению на иностранном языке. Он способствует снижению трудностей, появляющихся в процессе обучения [5].

Именно поэтому большинство ученых и педагогов склонны предполагать, что возрастает необходимость использования интерактивных форм в обучении.

Использование интерактивных форм обеспечивает большой запас времени на речевую практику для каждого ученика. Таким образом, материал усваивается быстрее и эффективнее. Предполагается, что такие знания запоминаются намного прочнее.

В настоящее время в педагогике известно уже довольно большое количество форм интерактивного обучения.

Среди основных форм интерактивного подхода в обучении говорению можно выделить следующие:

– творческие задания

– групповая работа

– тренинги

– кластер

– ролевые игры

– разработка проектов

– просмотр и обсуждение видеоматериалов

– метод решения проблем («мозговой штурм»)

– учебная дискуссия (дебаты, круглый стол)

– обсуждение сложных и дискуссионных вопросов (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула)

– case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)

– аквариум

– снежный ком

При соблюдении всех требований к организации интерактивных форм работы на уроках английского языка можно добиться поставленных целей в обучении говорению, достичь взаимодействия между, повысить рост их познавательной активности в области иностранного языка.

Интерактивный подход в обучении, на сегодняшний день, развивается очень активно. Поскольку образовательный процесс имеет склонность к личностно — ориентированному подходу, формы интерактивного обучения получили широкую популярность. Интерактивное обучение направлено на реализацию познавательной деятельности, повышение мотивации к иностранному языку, эффективное усвоение учебного материала. Ведущая роль интерактивного подхода — организация взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Интерактивный подход в обучении способствует развитию речевых умений.

Главной отличительной чертой интерактивного обучения является самостоятельность учащихся в учебном процессе, которую регулирует педагог из позиции партнера–помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников учебного процесса и позволяет вырабатывать у учащихся способность самостоятельного решения проблем и задач.

Интерактивное обучение позволяет одновременно решать несколько задач, основная из которых — достижение целей обучения. Интерактивный подход в обучении стимулирует развитие коммуникативных умений учащихся, умений работать как самостоятельно, так и в команде, уметь слушать и слышать мнение своих одноклассников.

Интерактивное обучение — это такие условия, созданные педагогом, которые помогут ученикам самим приобретать и конструировать знания.

Одно из главных условий эффективного функционирования интерактивного обучения — условие доброжелательности и взаимной поддержки в процессе работы.

Литература:

  1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М.: АРКТИ — ГЛОССА.- 2000.
  2. Зверев А. 10 и 90 — новая статистика интеллекта Знание — сила — 1997г.\ № 4
  3. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В. К. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  4. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  5. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. — с.106 -123.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивное обучение, иностранный язык, интерактивный подход, образовательный процесс, обучение, учебный материал, учебный процесс, познавательная деятельность, речевая деятельность, эффективное усвоение.


Задать вопрос