Программа развития личностной рефлексии у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 09.06.2021

Статья просмотрена: 681 раз

Библиографическое описание:

Слободянюк, Е. Ю. Программа развития личностной рефлексии у студентов / Е. Ю. Слободянюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 313-317. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82180/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье предлагается разработанная нами программа по развитию личностной рефлексии, а также созданный ресурс для ведения онлайн-дневника самонаблюдения.

Ключевые слова: личностная рефлексия, рефлексивность, самореализация, студенты, дневник, программа, саморазвитие, профессионал, рабочая тетрадь .

С позиции отечественного ученого С. Л. Рубинштейна рефлексия органически присуща природе человека как сознание, память, способность чувствовать, интуиция. Рефлексивность как общая способность личности также специфическим образом проявляется в профессиональной деятельности. Рефлексия является необходимым основанием профессионального и жизненного творчества, начинающегося «с сомнения в сущем поиске нового». Важнейшей функцией рефлексии, по словам С. Л. Рубинштейна, является функция обеспечения «осознанного отношения субъекта к совершаемой деятельности» [1, с. 69–82].

Объектом нашего исследования является личностная рефлексия студентов.

Рефлексивность — это способность отдельно взятого человека выходить как бы за рамки своего «Я», возвышаться «над ситуацией» и анализировать, осмысливать, изучать, в том числе, не только отдельно взятые события, но и взаимоотношения с личностями, отношение к тем или иным вещам; это не только про умение осмысливать, это еще и про осознанность, владение эмоциями, умением проживать их.

При хорошо развитой личностной рефлексии люди обдуманно, взвешенно принимают решения, отталкиваясь не только на свой опыт, который может быть зачастую ошибочным, но и на гипотезы и различные исходы и варианты решения того или иного варианта «задачи».

Рефлексивная деятельность профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей [2].

Основная стратегия обучения состоит в создании условий, обеспечивающих развитие личной и профессиональной рефлексии, заинтересованное отношение к рефлексивной деятельности, стимулирующей собственно рефлексивное поведение профессионала в целом. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь [2].

Предметом исследования являются особенности развития личностной рефлексии у студентов.

Целью нашего исследования стала разработка ресурса для развития личностной рефлексии у студентов.

Проведя исследование о распространенности термина «личностная рефлексия» среди студентов, необходимости ее развития, а также проанализировав результаты методики на личностный рост и методики на уровень развития рефлексивности, мы разработали программу и рекомендации педагогу по развитию личностной рефлексии у студентов.

При создании программы мы ориентировались на идеи таких специалистов: Наталья Щербинина (клинический, практический психолог), Ирина Хакамада (кандидат экономических наук, автор образовательных курсов и книг по саморазвитию), Дарья Липилина (психотерапевт, автор курсов, интегративный подход), Алексей Кройтор (психолог, гипнолог, регрессолог), Камилла Тейфель (МАК-специалист), Анна Моисеенко (психолог, автор блога о метафорических картах).

Особенности программы: в нашей разработке нет излишней теории для участников, она опирается полностью на «действия» со стороны студентов, ведь именно действия способны привести человека к результату. Также программа предполагает, своего рода, двойную личностную рефлексию, так как сами задания направлены на развитие личностной рефлексии, а требование — описывать свои мысли, чувства и ощущение после и во время того или иного задания являются также частью процесса, которому посвящена программа. Также обязательным пунктом в прохождении программы является написание отзыва — дело в том, что, совершая такое действие, участник интенсива проживает вновь все, что пережил за эти 5 дней, анализирует свои мысли и чувства, приводит умозаключения.

Нашей задачей, как разработчиков программы, стало желание показать проходящим интенсив людям, что все вокруг — про нас, это результат деятельности нашего мозга и проекция нашего внутреннего на внешнее. Именно поэтому задания имеют такую разношерстную структуру и затрагивают различные сферы, в том числе сны, например.

Структура программы: пояснительная записка, рекомендации будущему участнику, интенсив, состоящий из пяти блоков (одно задание в блоке), форма для заполнения отзыва.

Характер заданий: все задания выполняются студентом самостоятельно.

Организация занятий: все занятия проводятся в дистанционном формате. Возможен также очный формат взаимодействия — фокус-группа, преподаватель-тьютор и встречи в оговоренное время для обсуждения выполненных самостоятельно заданий.

Организация взаимодействия тренер-участник и участник-участник: между тренером и участником налажена обратная связь, посредством контакта в социальной сети, где возможно задавать вопросы и консультироваться по заданиям. Для участников организован чат в социальной сети для воссоздания коллективного эгрегора, поддержки и коммуникации.

Особенность последовательности задания: задания усложняются по мере увеличения номера дня, поэтому лучше их выполнять именно последовательно, чтобы адаптироваться к требованиям задач и настроить на такого рода работу мозг.

Возможность пропусков и возврата: к заданиям можно возвращаться, проделывать их вновь и вновь, ведь каждый день мы меняемся под действием тех или иных факторов, поэтому задания, на постоянной основе, останутся актуальными. Но на момент первого прохождения интенсива задания выполнять следует последовательно и циклично. Допустим, 1 задание в 2 дня (в зависимости от личностной адаптации и ощутимой перестройки нейронных связей у отдельно взятой личности).

Программа нацелена именно на саморазвитие личностной рефлексии, то есть имеется в виду целенаправленная и продуктивная работа студента над собой. Однако обратная связь необходима, и она обязательно должна быть налажена. В 21 веке компьютерных технологий это может быть и социальная сеть, и чат-бот, и сайт с поддержкой. Поэтому студент может самостоятельно работать по программе, общаясь дистанционно, в том числе, с участниками программы.

Рассмотрим задания, которые мы предлагаем выполнить участникам.

День 1: Предлагаемое нами задание позволяет перейти на надситуативный уровень и увидеть не только определенные ситуации со стороны, но и всю прожитую жизнь, проанализировать все прожитые эмоции и определиться с вектором развития жизни.

Задание: Очень важно уметь посмотреть на свою жизнь со стороны. Это позволяет проанализировать, где вы находитесь сейчас, и понять, чего вы ждете от будущего, куда направлен ваш вектор развития, с чем предстоит работать, а что уже позади. Сегодня вы — и сценарист, и главный герой в одном флаконе. А потому я предлагаю вам написать текст СЦЕНАРИЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ с ключевыми событиями разного характера — взлетами, падениями, радостями, успехами, неудачами.

День 2: Ознакомившись с различными курсами по саморазвитию, было сформировано такого рода задание.

Задание: TED расшифровывается как technology, entertainment, design — то есть технологии, развлечения, дизайн. TED — это разновидность выступления, способ представления себя аудитории. Вы можете посмотреть выступления в этом стиле, чтобы понять, о чем речь и вдохновиться. Что я хочу сегодня получить от вас? Вам необходимо записать видеоролик, где вы поднимаете какую-нибудь тему, приводя в пример ситуацию из своей жизни, а затем делаете выводы из нее.

День 3: Вдохновением к созданию задания на этот день мини-курса стали части разработок Зигмунда Фрейда по толкованию снов. Такой подход к толкованию снов учит осмыслению приходящих образов, анализу увиденного, то есть формирует проективное мышление.

Задание: А вашим заданием на сегодня будет крепкий-крепкий сон. На момент открытия глаз я прошу вас записать все, что вам приснилось. После приведения себя в рабочее состояние, прочитать свой сон и проанализировать его таким образом. Отчасти мы будем опираться на разработки З. Фрейда. Вам нужно не обращать внимание на явный смысл сна, разбить его на части и рассмотреть каждую в отдельности. Например: вам приснилось дерево. Вы спрашиваете себя — Что для меня значит дерево в реальной жизни? Какие мысли и чувства оно вызывает?

День 4: В этом дне мы использовали метафорические карты в технике — 3D взгляд на решение. МАК позволяют буквально проникнуть в бессознательное человека, а те ассоциации, которые человек принимает на себя, позволяют проанализировать свои мысли, чувства, воспоминания, переживания, мотивы и пр. (в зависимости от намерения и запроса). Именно поэтому метафорические ассоциативные карты способствуют развитию проективного мышления, соответственно, их относят к проективным методикам. В дальнейшем такой взгляд на вещи позволяет человеку осознать, что все, что он видит вокруг — про него, то есть проекция его внутреннего я и что, прежде всего, нужно искать решение в себе.

Материалы для дня № 4

Рис. 1. Материалы для дня № 4

  1. Сформулируйте свой вопрос/проблему. Про что для Вас данные мною карты? Первое впечатление.
  2. Рассмотрите каждую карту отдельно.

— Первая карта: спросите себя — что нужно сделать? С чего начать? А что это значит в контексте моей ситуации?

— Вторая карта: вспомните первое впечатление о картах. Какую основную проблему транслирует карта? Что мешает? На что карта наталкивает? (конкретные действия).

— Третья карта: какая помощь Вам нужна? В чем найдете для себя ресурс? Что для Вас в этой карте про помощь и поддержку?

— А теперь главный вопрос — что самое важное из карт Вы поняли для себя?

День 5: Самый лучший учитель и помощник человека — он сам. И один из важнейших навыков жизни — научиться вести грамотный диалог с собой. Поэтому были сформированы такого рода задания.

Мы решили погрузить участника в атмосферу без рамок и ограничений, где витает непосредственность и непредвзятый интерес к жизни.

Задание: Помните, какими мы были любознательными в детстве? Сегодня попробуем использовать это качество на пользу себе, взрослым. Вам необходимо разыграть сценку, где вы общаетесь с собой. Это могут быть два стула, разная одежда в разных ролях — полет фантазии здесь не ограничен. Расскажите о том, что вас беспокоит, а затем, будто с позиции ребенка, начните задавать себе постоянно один и тот же вопрос — «ПОЧЕМУ?" и вдумчиво отвечать на него уже с позиции взрослого человека, имеющего почву для размышлений. Мы вкладываем в слово «ребенок» эпитеты, касающиеся наивности, глупости, слабости, но это не так. Он честен с собой и миром, а потому так тонко чувствует все, что происходит вокруг. Важно уметь разговаривать со своим внутренним ребенком, прислушиваться к нему — от этого напрямую зависит качество вашей жизни. Итак, вам необходимо задать, как минимум, 10 вопросов-почемучек, а также снять на видео свой диалог!

Нами было предложено также со стороны преподавателя предоставлять студентам дневник для саморазвития личностной рефлексии, который бы способствовал, соответственно, саморазвитию личностной рефлексии.

В такого рода рабочей тетради можно и нужно писать свои мысли, чувства, эмоции, умозаключения (инсайты).

Рабочая тетрадь может быть разделена на блоки, а может не иметь четких правил заполнения. Важно, чтобы были поля для постановки задач/намерений, а также вписывания заметок по поводу изменения внутренних состояний.

Научно доказано, что ведение дневника помогает снять стресс, улучшить настроение, узнать больше о себе, проработать свои сильные и слабые стороны, повысить творческий потенциал.

Так почему же люди до сих пор не воспринимают это всерьез? Дело в том, что многие привыкли считать, что успех должен быть тяжелой работой. А что вообще есть успех?

Каждый день нужно быть чуточку лучше, чем ты был вчера. Успех может быть творческим, веселым, интересным. Подумайте, разве, когда вы счастливы и хорошо проводите время, не кажется ли вам, что все идет по-вашему, так, как нужно? Почему бы не попробовать захватывающее и веселое приключение вместо «тяжелой работы» и «стресса»?

Именно поэтому нами также был разработан онлайн-дневник. Молодые люди, по большей мере, сейчас ориентированы на социальные сети. И бумажные носители, к счастью или к сожалению, отходят на второй план. Онлайн-дневник представлен в виде маски (инстаграм, фейсбук). Суть заключается в том, что человек, меняя на ней фон на другую картинку или видео, может отслеживать, оценивать, проживать свои мысли, чувства в тот или иной промежуток времени; записывать свой видео-дневник, а, в дальнейшем, иметь возможность оценивать результат. Маски представлены на странице @elstns в инстаграм. Маску можно использовать как автономно, чтобы привлечь внимание студентов к необходимости развития личностной рефлексии, так и вместе с разработанной нами программой.

В нашем исследовании нам помогла сформированная база исследования: ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж» следующих специальностей, квалификация которых учитель или педагог: «Педагогика дополнительного образования», «Преподавание в начальных классах». Студенты, получающие обучение на базе 11 классов: 1 группа студентов — «первокурсники» (первый год обучения); 2 группа студентов — «выпускники» (2 года 10 месяцев обучения). В исследовании приняло участие 33 человека: в количестве 18 человек от первого курса и 15 человек от выпускного курса. В исследовании приняло участие 7 юношей и 26 девушек, в частности 4 юношей от первого курса, 14 девушек от первого курса, 3 юношей от выпускного курса, 12 девушек от выпускного курса.

В дальнейшем использование разработанных нами материалов позволит целенаправленно и планомерно отслеживать, повышать и поддерживать уровень развития личностной рефлексии у студентов.

Литература:

  1. Ждан, А. Н. Методологические уроки С. Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2007. — № 4.
  2. Романова, М. В. Профессиональная рефлексия и личностные характеристики студентов будущих педагогов-психологов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. М.:, 2012. — 308 с.
Основные термины (генерируются автоматически): личностная рефлексия, задание, TED, день, выпускной курс, программа, рабочая тетрадь, социальная сеть, студент, обратная связь.


Похожие статьи

Развиваем творческие способности на уроке технологии

В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Тьютор — новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения)

В статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогического сопровождения.

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Анализ подходов к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения

В статье автор исследует различные подходы к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения. Анализ основан на теории зоны ближайшего развития Льва Выготского, исследованиях Ивана Павлова об условных реф...

Роль саморефлексии в профессиональной деятельности педагога

В статье предлагается алгоритм проведения педагогом рефлексии своей деятельности по чек — листу.

Похожие статьи

Развиваем творческие способности на уроке технологии

В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Тьютор — новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения)

В статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогического сопровождения.

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Анализ подходов к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения

В статье автор исследует различные подходы к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения. Анализ основан на теории зоны ближайшего развития Льва Выготского, исследованиях Ивана Павлова об условных реф...

Роль саморефлексии в профессиональной деятельности педагога

В статье предлагается алгоритм проведения педагогом рефлексии своей деятельности по чек — листу.

Задать вопрос