Анималистика в искусстве — один из самых древних жанров. Его история начинается еще со времен палеолита и достигает своего расцвета лишь в XIX–XX веках. Изображения животных всегда были неотъемлемой частью живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Несмотря на это, исследований на тему анималистического жанра сравнительно мало. В данной статье рассматриваются разные жанры в теории искусств, сравнение обозначений животных образов, что позволит наиболее точно определить черты анималистического жанра, его особенности, сходства и различия среди жанров.
Ключевые слова: анималистика; жанр; анималистический жанр, образ; животное; искусство.
Существование человека испокон веков неразрывно связано с животным миром. Наше мировоззрение строится на взаимодействии с окружающей нас средой, в том числе животным миром. Отношения человека и животного имеют свое начало еще в архаической культуре и с тех пор переживают постоянный трансформационный процесс. Это нашло свое отражение, в том числе, в изобразительном искусстве как одной из форм проявления культуры. Изобразительное искусство выражает отношения человека и животного посредством анималистического жанра.
Наиболее объективным понятием анималистики является следующее: это жанр изобразительного искусства, главным мотивом и основным объектом изображения в котором являются образы птиц и животных [1, с 5]. Данная тема является очень обширной для научного исследования.
Цель данной работы — выделить основные черты анималистического жанра и определить функциональность животных образов в изобразительном искусстве.
Есть ошибочное мнение, что анималистический жанр — это все картины, на которых есть изображение животного или множества животных, но это не так. Самостоятельность жанра выражается в том, насколько неотъемлемой частью батальных сцен, изображений охоты, портретов с животными, пейзажей является животное или птица. Насколько внимание автора сосредоточено на нем. Можно условно поделить произведения искусства на те, в которых анималистические образы присутствуют в других самостоятельных жанрах (бытовом, охотничьем, батальном, натюрморте и др.), и те, в которых анималистический образ выступает смысловым центром работы [4, с. 34]. Поскольку, данная грань понятия очень тонкая, можно сказать прозрачная, исследователи, часто соединяют значения, имея в виду под «анималистикой» все возможные изображения с животными, не вдумываясь и не постигая все значения и смыслы композиции. В связи с этим, не стоит удивляться, что пейзажи со стаффажными фигурами зверей, сцены охоты, а также натюрморты, относятся к произведениям анималистического жанра.
На сегодняшний день среди отечественных художников-анималистов можно назвать такие имена: Атучин Андрей Анатольевич, Глухарёв Алексей Николаевич, Шустов Сергей Борисович. Что касается зарубежных авторов, то прекрасные полотна можно увидеть у Роберта Бейтмана, Джулиуса Адама, Карла Блендерса.
Мир фауны создает богатство эмоционально насыщенных образов. Стоит отметить, достаточно важный факт, о том, что будь это фотография, живописное полотно с изображением животных, скульптурное произведение неоспоримо вызывает сильный эмоциональный отклик у того, кто смотрит на данное произведение. Животный мир вызывает в человеке глубинный интерес, и, впоследствии, чувства умиления, нежности, либо сопереживания. Подобные реакции вызывают у зрителя как образы диких и хищных зверей, так и безобидных домашних питомцев. Это одна из необычных реакций нашего мозга, которая была подтверждена психологическими исследованиями [3].
Отображение животных в разных видах изобразительного искусства имеет свои особенности. Фотография очень четко передает мельчайшие детали, которые сложно поймать невооруженным глазом художника. Но благодаря этому, фотография лишена возможности к стилизации, которая может осуществлять усиленную эмоциональность художественного образа. Это свойство в полной силе своей развернулось в декоративно-прикладном искусстве, где образы животных могут приобретать формы как реалистичного характера, так и доходить до витиеватого узора, в котором в переплетениях узнаются знакомые фигуры. В классической живописи образ животного часто, как и образ портретируемого человека, передает глубину художественного замысла. Зверь или птица могут отображаться художником иначе, чем они существуют в реальности, но поддерживая при этом общий композиционный ритм картины (например «Дама с горностаем», 1489–1490, Леонардо да Винчи).
Определение жанра зависит и от форм функционирования персонажей-животных в искусстве, которые чрезвычайно разнообразны [4, с. 34]. Данная классификация связана с особенностями восприятия животных в определенную эпоху и культуру, а также значение образа, которые подразумевал автор. Жанр определяется целью создаваемого изображения и, соответственно, последующей интерпретацией образов.
Еще начиная с первобытного общества, просматриваются основные проблемы выживания и взаимодействия человека и животного. В эпоху палеолита зверь выступал как неотъемлемый атрибут промыслового быта человека, как знак охоты, добычи. В это время появляются первые изображения животных на стенах жилищ-пещер — линии, цветовые пятна, динамические движения образов. В это время зарождается анималистический жанр.
Древнему миру свойственна сакрализация связи животного и человека. Животное приобретает символический характер и тесно связано с религиозным культом. Примером послужит Древний Египет, пантеон богов которого представляет из себя наполовину людей, наполовину животных. Животное служит в изобразительном искусстве Древнего Египта как обозначение (символ) определенного божества. Древняя Греция не менее богата образами животных. В том числе, именно в Древней Греции популяризуется атрибутивный характер животного.
Возникновение и распространение жанра пейзажа стало толчком для развития в том числе анималистики. Присутствие на картинах, обращенных к природе, животных — вполне естественный мотив [4, с. 34–35].
В изобразительном искусстве, животные выполняют следующие функции:
1. Религиозного символа.
Образы животных и птиц приобретают символические значения с приходом христианства. В период Средневековья становятся распространенными бестиарии — зоологические сборники, в которых были описания и изображения различных реальных или мифических животных. К данным описаниям дополнялись аллегория и нравоучительное значение. Подобных персонажей часто использовали в качестве декора для архитектурных сооружений, яркие примеры соборов романского и готического стилей в Европе, соборы Владимиро-Суздальского княжества на Руси. [4, с. 35].
2. «Басенно»-нравоучительную — чаще всего антропоморфный и имеющий аллегорическое значение. Бестиарные животные Средних веков, были главными героями книжных миниатюр и носили светских характер.7 Приобретение антропоморфных черт и олицетворение высмеивания человеческих пороков и скверных характеров, имеют нравоучительный характер, а это очень немаловажное значение, учитывая, что большинство людей были малограмотными верующими. Подобное восприятие образа животных в искусстве прослеживается в творческих работах нидерландских художников: Иероним Босх, Питер Брейгель Ст, Давид Тенирс, которые наделили образы новыми аллегорическими значениями [4, с. 36]. Наделяя образы животных, человеческими характерами и пороками, продолжалась в народных поговорках и баснях, которые подкреплялись изображениями
Подобная традиция сохранилась и до более позднего времени, животные выступали в роли аллегории, имели «басенные» черты (что особенно ярко проявилось в творчестве американского художника Уильяма Бирда). Аллегория и символ животных к XV веку трансформируется в светское искусство. Животные все чаще начинают присутствовать в светских портретах, например, Ян ван Эйк в 1434 году пишет «Портрет четы Арнольфини», на полотне мы видим собаку, символизирующую преданность и благополучие в семье. В работе Тициана «Аллегории благоразумия» присутствуют символы льва, пса и кабана.
3. Элемента жанровых сцен — связаны с народными или придворными бытовыми сценами. Постепенное или плавное освобождение анималистических образов от символических значений. Творчество «малых голландцев» показывает интерес и увлечение жизнью народа и быта крестьян. Развитие жанровой живописи, где главную роль занимают темы охоты и портрет. На первый план в странах Нидерланды и Фландрии выходит материальное благосостояние, что приводит к расцвету жанровой живописи. Изображения лесных зверей, собак, домашнего скота в работах Питера Пауля Рубенса, Франса Снайдерса. Присутствие животных становится неотъемлемой частью бытовых сцен. Соответственно, в XVII веке животные приобретают реалистическое значение. Именно нидерландская живопись, славится реалистическими и самостоятельными трактовками образов животных, которые приобретают роль спутника в жизни людей. Повышенный интерес к реальной жизни, участие в камерных жанровых сценах, являясь частью быта. Ж. Б. Шарден французский художник периода рококо выполнил «Избалованное дитя», где в центре композиции изображена собака. Что касается русской живописи, то XIX веке художники-передвижники, такие как И. Е. Репин, В. Е. Маковский и их бытовые сцены. Будучи частью быта, изображения животных стало одной из вечных тем жанровой живописи с XVII по XX век.
4. Атрибута в портрете — в светском, военном, охотничьем, придворном. Животные стали дополнением образов своих хозяев. Наиболее распространенные такие парадные портреты в XVI–XVII веках. Наиболее популярные изображаемые животные — это лошадь и собака, ставшие реальными и неотъемлемыми частями образа полотна [4, с. 36]. Главным атрибутом жизни высшего общества в изображениях придворного быта того времени, становятся небольшие или миниатюрные собачки. Животных изображают вместе с их хозяевами, на семейных портретах, в охотничьих сценах. Яркие примеры в портретах Д. Веласкеса «Портрет кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского в охотничьем костюме», портрет К. П. Брюллова «Портрет великой княжны Александры Николаевны» [4, с. 38]. Большой прорыв в анималистическом жанре сотворил Гюстав Курбе в XIX веке, написав «Автопортрет с собакой». Его реалистическое написание, а также изображение себя и пса на одном уровне, скопированные черты характера, что показывают нам равноправие героев в композиции. Тем самым, привлекая внимание к теме о важности животного, что данное существо ничем не уступает по значимости человеку, и он наделен душой. [4, с. 42]. Именно такое новое и важное восприятие образов животных в XIX веке стало и в дальнейшем.
5. Атрибута охотничьей живописи — тема охоты в искусстве была на всех этапах истории искусства, во всех культурах и странах. В живописи отражались и мифологические сюжеты, и придворные и светские мероприятия, либо промысел. Таким образом, появился отдельный жанр — охотничий. К этому жанру относятся сцены подготовки, процесс, а также образы охотников, животных в действии и пейзажи с образами диких зверей. Изначально, охота была связана с царскими или императорскими церемониями, продлилось подобное отношение до XIX века [4, с. 45–46]. Со временем охота переходит в частное времяпрепровождение в качестве развлечения. Из этого следует новый тип охотника-любителя, данный процесс становится более доступным для разных слоев общества. В связи с этим тема охоты активно популяризируется, растет количество заказчиков и заинтересованных лиц. Что касается живописи охотничьего жанра, главенствующую роль занимают достоверные и точные детали изображения [4, с. 46]. Животное, которое находится вблизи с человеком, выполняет второстепенную роль, а именно роль атрибута. Чаще всего изображаются лошади, охотничьи породы собак и лесные звери: кабаны, медведи, лисы, зайцы, волки, утки и др. Животные выступают главным признаком жанра, которые полностью раскрывают тему. Они являются символом охоты. Кроме этого, звери служат в качестве демонстрации движения, погони или для того, чтобы увеличить красочность эмоций и переживаний, передать страх или показать храбрость. Инициалы Каледин считает: «Пожалуй, трудно назвать художников-пейзажистов и анималистов XIX века, которые не изображали бы борзых и охоту с ними. Среди них — В. А. Серов, Н. С. Самокиш, создавший 173 иллюстрации к четырём томам уникальной «Великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси», ученик П. К. Клодта скульптор Н. И. Либерих, А. С. Степанов, которого М. В. Нестеров считал лучшим анималистом после В. А. Серова. Блестяще изображал борзых и гончих Р. Ф. Френц, который по знанию анатомии, повадок и особенностей характера этих собак не имел себе равных среди русских анималистов. У таких же художников, как Н. Е. Сверчков, С. С. Ворошилов, П. П. Соколов, псовая охота — самая значимая и лучшая часть их творчества» [6, c. 23]. Существует полотно Паулюса Поттера «Наказание охотника», где вся сцена охоты имеет аллегорический характер и символ. Также животных часто изображали мертвыми, так появился отдельный жанр натюрморта с трофеями охоты.
6. Натюрморты с добычей или с элементом композиции (чаще всего птицы) — В Северной Европе внимание уделялось светскому образу жизни, чаще всего заказчиками были буржуазные слои общества, а реже двор или церковь. Следовательно, начинается развитие жанра натюрморта, цель которого показать достаток и возможности владельца дома. Охотничьи трофеи, битая дичь, а также домашние питомцы, проявляющие хитрость и ловкость. Чрезвычайно популярные натюрморты с трофеями охоты были до XIX века. Заказчики — опытные охотники, которые желают показать почетные достижения в своем увлечении. Постепенно образы животных становятся декором, панно с райскими птицами, выражающее яркое многообразие фауны.
7. Персонажи батальной живописи (лошади) — тема охоты, так и батальные сцены в живописи являются вечными темами. Наибольшую популярность в данном жанре обрели кони. Они изображены на парадных и воинских портретах и несомненно участники батальных сцен. Сложно представить кавалерию и без лошадей. Их грация, выразительность, экспрессия. Лощади, в отличие от собак, являются не только символом жанра, а являются главным показателем времени, когда состоялся бой. Образ этого животного, не просто средство для ведения войны, а символ боевого товарища, который является значимым в этом жанре. Следовательно, в живописи появился иппический жанр, в котором у лошади первая и главная роль. Популярность этого жанра продлилась на протяжении всего XIX века и перешла в начало XX века.
8. Персонаж пейзажа (анималистического пейзажа) — сложно представить природу без существования живых организмов. Изображение животных в пейзаже очень древняя традиция. Для того, чтобы добавить движение или оживить полотно, часто можно встретить стаффажные фигурки, но те только людей, но и животных. Эта традиция стала достаточно устойчивой и развивалась на протяжении XIX века и до XX века. Представителями данного жанра стали художники «барбизонской школы». Они рисовали домашний скот, наиболее близкий в жизни человека. Существование зверей на полотнах были одним целым с пейзажем, показывая всю красоту и прелесть природы. Существуя в границах пейзажного жанра, есть отсылка к сценам сельского быта. Бытовой пейзаж развивался и в русской живописи художников: И. И. Шишкина, С. И. Светославского, В. А. Серова, А. С. Степанова и др.).
Определим, что анималистический пейзаж — это пейзаж, где животное не совсем является стаффажным дополнением или атрибутом, но выступает в роли персонажа на равных с самим пейзажем [4, с. 45]. Анималистический пейзаж не может быть анималистикой, поскольку равное значение дается что пейзажу, так и животному. Исключением является охотничий пейзаж, в котором образы природы и животного очень тщательно подобраны. Пейзаж не просто отражает время года, а изображение образа животного, на которого производится охота. Чаще всего главными персонажами полотен выступают дикие звери. Таким образом, благодаря этой классификации животных в живописи, видим, что чаще всего животное играет подчинение в основной идее произведения. Отношение художников к животным нейтральное, нет участия и рассмотрения его жизни. Сопоставление важности образа животных к содержанию композиции, место животного, роль в сюжете, обозначают границы анималистического жанра. Если оценивать значимость анималистики, то этот жанр остается вспомогательным в изобразительном искусстве почти до XIX века и эпохи романтизма, когда художников стала завораживать красота природы и ее многогранность. Животные всегда интересовали художников, изучение анатомии, разные атласы, которые с любовью запечатлевали в своих произведениях. Научные открытия, философские теории, открытия зоологических садов, позволило художникам приблизиться к фауне. Образы зверей все чаще фигурируют в культуре, в живописи, начинают приобретать самостоятельность, а также реалистичность. Появляется возможность и желание раскрывать образы животных, в качестве самостоятельного и главного героя, изменение в восприятии мира животных и человека, расценивание как равноправных и одинаково достойных персонажей на полотне. Животное сравнивают с человеком, который способен выражать чувства, мыслить, быть верным и способным любить.
Художники начинают признавать, выражать сочувствие, понимание и уважение к образам животных. Изображая их в жанровых сценах XIX века, они выступают в роли близкого друга и товарища человека, но при этом без антропоморфных свойств из басен или сказок, но остаются животными. Животных начинают наделять человеческими нравственными качествами, чувствами, основная задача в искусстве раскрытие души зверя. Зарождение интереса к сущности животного становится началом анималистического искусства. Из этого следует, что анималистика как самостоятельный жанр утверждается в XIX веке. Произведения анималистического характера перестают дополнять идею и другие жанры.
Образовываются две линии жанра:
- Дикие животные — обозначающие символ красоты и силы, где художник выражает свое восхищение и его любование со стороны;
- Домашние животные — выступают в роли преданного друга человека с индивидуальным характером и мыслями, художники выражают свое сопереживания героям и свою любовь. [4, с. 44].
Исходя из вышесказанного, можно прийти к следующим выводам: анималистический жанр один из древнейших мотивов в изобразительном искусстве. Начиная с эпохи палеолита и до нашего времени, анималистический жанр изменялся и усовершенствовался, как в своем содержании, так и в технике выполнения. В первобытную эпоху животные имеют мистическое и сакральное значение, периоды Древнего мира и Средневековья — символическое значение и декоративность. Научное изучение животных в искусстве происходит в эпоху Возрождения и в Новое время.
Мы живем в то время, когда вопрос о взаимоотношениях природы и человека особенно важный: сложная экологическая ситуация в мире, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды, истребление животных, требуют привлечь внимание, не только ученых и науку, а также привлечь общественность. Один из самых мощных способов воздействия на общественное сознание, все так же остается искусство. Анималистический жанр обозначает не просто взаимоотношение человека и природы, не одну красоту и эстетическую составляющую животного мира, он говорит о том, насколько уязвима природа и живые существа, перед деяниями человека. Поэтому анималистика не только очень ценный жанр изобразительного искусства, но способ формирования ответственного общественно сознания.
Анималистический жанр в искусстве все еще остается нераскрытым до конца в научной литературе. Данная систематизация и попытка провести терминологические границы позволит обратиться к дальнейшему подробному изучению специфики и истории развития жанра.
Литература:
- Большой толковый словарь русского языка [Текст]: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. — Санкт-Петербург: Норинт, 1998. — 1534 с
- Ватагин В. А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи / Сост. И. В. Ватагина. — М.: Советский художник, 1980. — 213 с.
- Ватагин В. А. Изображение животного: записки анималиста / В. А. Ватагин. — М.: Искусство, 1957. — 170 с.
- Гордеева Е. В. Творчество А. С. Степанова: от охотничьего к анималистическому жанру / Е. В. Гордеева // Сфера знаний: вопросы взаимодействия наук в современном образовательном процессе. — Казань: СитИвент, 2019 — С. 16–22.
- Домашние и дикие: Анималистика в русском искусстве XVIII–XX веков из собрания Гос. Русского музея / Науч. рук. Е. Н. Петрова; Авт. ст. А. Боровский, М. Стекольникова. — СПб.: Palace Editions, 2004. -152 с.
- Каледин А. П. Очерки истории охоты / А. П. Каледин — М.: Экспо, 2010–260 с.
- Портнова И. В. Сложение жанровой анималистической картины в творчестве русских художников второй половины XIX века / И. В. Портнова // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2009. — № 64 (5). — Ставрополь: Изд. СГУ — С. 279–284.
- Сотская М. Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Ч. 1: Учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Сотская. — М.: Юрайт, 2019. — 323 с.