Данная статья посвящена проблеме, с которой сталкивается преподаватель информатики на уроках и пути ее решения для достижения максимальной эффективности занятий с помощью программы NetOp School.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, программное обеспечение, информация, обучение, образование, преподаватель, учащийся.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии занимают важное место в развитии всех сфер Республики Узбекистан. Информационно-коммуникационные технологии и связанные с ними отрасли являются наиболее динамично развивающимися секторами и системы образования. Новые информационные технологии резко расширяют доступ к информации и связи, электронная почта, электронные библиотеки — сайты имеют безграничные возможности для системы образования, преодолевают любые границы, создавая возможности получать учебную и научную информацию из любой точки мира.
Информационные технологии, как известно, позволяют связать науку и образование более тесными и эффективными каналами связи, такими как как передача накопленных знаний, их пополнение и переоценка. Сегодня наука — это главное, доминирующее средство развития системы образования. За последнее время, передовая информационная технология изменила значение науки и в системе образования. Общество создает новые научные структуры, связанные не только с развитием самой науки, но и с системой образования и обучения.
Проблема воспитания гармонично развитого поколения требует от системы образования формирования у молодого поколения стремления к овладению достижениями не только национальной культуры, но и достижениям общечеловеческой мировой культуры.
В течение следующих несколько лет наше государство намерено внедрить IT-технологии во все отрасли страны. В связи с этим, большие надежды возлагаются на школу, так как именно школа начинает первая воспитывать будущих IT-специалистов.
Современная динамика изменений в сфере компьютерных технологий предполагает переосмыслить методы и инструменты, которыми руководствуются преподаватели информатики на своих уроках.
Использование современных инструментов в преподавании позволяет активизировать интерес к уроку, повысить уровень усвояемости нового материала, а также эффективно использовать время, выделенное на урок.
Сегодня в школах Узбекистана в стандартный пакет инструментов в компьютерном классе входят: компьютеры и доска, не во всех школах имеются проекторы в кабинете информатики, которые были бы удобны для демонстрации нового материала, процесса выполнения заданий на компьютере. Очень часто можно наблюдать следующую картину, где преподаватель объясняет новый материал на маленьком экране, а ученики, столпившись за спиною преподавателя, пытаются что-то разглядеть.
Современное программное обеспечение предоставляет большой ассортимент продуктов, которые способны не только решить ряд проблем, но и повысить интерес к предмету в целом. Одной из таких программ и является программа — NetOp School [2].
Программа NetOp School — это отличный инструмент современного учителя. Установка данного программного продукта предполагает установку двух видов модулей, для компьютера преподавателя необходимо устанавливать модуль Teacher , а на ученические компьютеры устанавливается модуль Student . Основным требованием для установки и функционирования этих модулей является наличие локальной сети в аудитории с компьютерами.
Основные возможности данного программного продукта:
— Демонстрация экрана это одна из самых приоритетных возможностей данного программного продукта, так как это отменяет необходимость в проекторе, учащийся за своим компьютером становится «зрителем в первом ряду», теперь у каждого учащегося равные возможности в наблюдении за действиями преподавателя в процессе объяснения нового материалы.
Рис. 1. Демонстрация экрана преподавателя
— Наблюдение за компьютерным классом позволяет с рабочего места преподавателя наблюдать за деятельностью учащихся: контроль за процессом выполнения поставленной задачи, при необходимости можно дистанционно одним щелчком мыши подключиться к компьютеру ученика и дать нужное направление, если в процессе выполнения у него возникли сложности. Дистанционное подключение к компьютеру ученика сокращает время получения ответа на поставленный вопрос, так как решение можно найти, не сокращая дистанцию, а наоборот дистанционно. Преимуществом данной возможности является не только сэкономленное время, но и отсутствие барьера в понимании между учителем и учеником, так как зачастую бывает такое, что ученик возле учителя начинает волноваться и теряет суть вопроса. С другой стороны преподаватель, не дожидаясь вопроса, сам может направить учащегося в нужное направление.
Рис. 2. Наблюдение за компьютерами класса
— Расширение и ограничение возможностей компьютеров учащихся. Среди современных школьников есть и такие, которые насмотревшись роликов по поломке компьютеров, начинают экспериментировать и в компьютерах, не принадлежащих им — школьных. В таком случае при обнаружении, что учащийся начал интересоваться каталогами компьютера, в которые ему не обязательно входить можно заблокировать компьютер и тем самым предотвратив вмешательство провести необходимую беседу.
Рис. 3. Добавление разрешений для пользователя
— Мониторинг знаний учащихся посредством тестирования, создание которых предоставляет программа Netop School. Данная программа позволяет создавать тестовые задания внутри самой программы, что избавляет от установки дополнительных программ и позволяет активно работать именно в данной системе обучения. В процессе прохождения тестирования учениками преподаватель может наблюдать в режиме онлайн за процессом решения тестовых заданий, видеть какое количество вопросов уже пройдено, какие из них верные, а на какие учащийся ответил неверно.
Рис. 4. Окно мониторинга тестирования
— Раздача материалов и сбор их по сети при помощи данной программы. В ходе выполнения практических работ можно раздать файлы с заданиями, а по завершении собрать уже законченные работы.
Рис. 5. Распределение заданий контрольной работы
Программа NetOp School является эффективнейшим инструментом современного преподавателя, проста в использовании, подходит практически для любой комплектации компьютеров. Каждый преподаватель сможет найти для себя те инструменты, которыми он будет пользоваться чаще всего.
Таким образом, можно решить ряд проблем, связанных с нехваткой современной техники, таких как проектор, смарт-доска, а также охватить вниманием весь класс, во время наблюдения за классом через программу мониторить степень усвоения нового материала и помогать, не затрачивая времени на хождение по аудитории. Своеобразие информационно-коммуникационных технологий с точки зрения формирования гармонично развитого поколения заключается в том, что они проникают почти во все сферы человеческой деятельности, их можно использовать в практически неограниченном спектре мест и целей.
Литература:
- Левчук, Е. А. Взаимодействие информационных и педагогических технологий в учебном процессе экономических специальностей // Сборник научных статей II международного весеннего форума «Инновационные технологии в экономическом и бизнес–образовании» — Ч.2/ Гомель: УО «Белорусский торгово–экономический университет потребительской кооперации», 2013 — С. 35–39.
- Хайновская, О. В. Возможности программы NetOp School для осуществления тестового контроля на лабораторных занятиях. Информатизация образования — 2010: педагогические аспекты создания информационно-образовательной среды: материалы междунар. науч. конф., 27–30 окт. 2010 г. — Минск: БГУ, 2010. — C. 520–525.
- https://docplayer.ru/27775384-Metodicheskoe-posobie-po-rabote-s-programmnym-obespecheniem-netop-school.html
- https://studbooks.net/2271817/informatika/analiz_suschestvuyuschih_tehnologiy_upravleniya_kompyuternym_klassom