Работая с детьми с ОВЗ, мы используем различные здоровьесберегающие технологии. Одной из технологий является нейродинамические упражнения. То есть упражнения, направленные на стимуляцию мозжечка и смежных с ним областей мозга , а также развитие межполушарных связей . Выполняя нейродинамические упражнения, мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные и сенсорные функции, а также функции моторного планирования. Таким образом, количество нейронных связей увеличивается, а передача информации из одного участка мозга в другой улучшается и ускоряется, также уменьшается время перевода любых умений в навыки. Всё перечисленное значительно повышае т эффективность процесса обучения и улучшает результаты коррекционной работы.
В научно литературе выделяют два основных способы стимуляции мозжечка :
— через развитие чувства равновесия (сюда входят упражнения без использования оборудования и с использованием оборудования);
— посредством выполнения ритмичных движений в определенном темпе ;
Развитие равновесия без использования оборудования — это упражнения статического и динамического характера, направленные на удержания равновесия в различных позициях. При этом данные упражнения направлены на решение и других коррекционных задач.
Так, выполняя упражнение «Солдатик », дети не только удерживают равновесие, но и развивают ориентировку в схеме собственного тела:
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий,
Ногу левую к груди
Да смотри не упади!
Выполняя статическое упражнение «Обнимашки », дети одновременно выполняют дыхательную гимнастику:
Поставили ножки по одной дорожке,
Руки раскрываем — воздух мы вдыхаем,
Крепко обнимаем — воздух выдыхаем
При выполнении динамического упражнения «Качели» дети не только, приседая за руки, удерживают равновесие, но и синхронизируют темп своей речи и скорость движения:
Еле-еле, еле-еле,
Закачались вдруг качели.
А потом быстрей, быстрей.
Приседайте веселей.
Тише, тише, не спешите.
И качели остановите!
Развитие равновесия c использованием оборудования включает в себя упражнения на фитболах, массажных балансировочных кочках, оборудовании тренажёрного комплекса ТИСА, различных балансировочных досках.
Мы сочетаем проведение упражнений по коррекциизвукопроизношения и совершенствованию мелкой моторики с развитием чувства равновесия, по средствам усаживания детей на фитболы. Располагаясь на таком «стуле», ребёнок вынужден удерживать равновесие с помощью двух своих ног. Такое неустойчивое положение активизирует вестибулярную систему.
На своих занятиях мы активно используем оборудование из тренажёрного комплекса ТИСА. Работа начинается сначала с использования досок с неровным основанием (полусферы), с улучшением чувства равновесия данные доски заменяются на балансиры. Детям предлагается, стоя на балансировочном оборудовании, выполнять различные задания, связанные с синхронизацией двигательных и когнитивными функций, а так же зрительно-моторной координацией.
Так, я использую балансировочные доски на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения. Ребёнок, стоя на балансире, перебрасываться с педагогом мячом, при этом проговаривать речевой материал по автоматизации или дифференциации тех или иных звуков. Данное оборудование возможно использовать при работе с подгруппой. Дети встают на балансиры, им предлагается, удерживая равновесие, выполнять какое-либо задание на развитие, лексико-грамматического строя речи, например:
Вы на досочки вставайте,
Равновесье не теряйте!
Мяч скорей передавайте,
Овощ с грядки называй!
Необходимо отметить, что моторная
программа постоянно посильно усложняется.
Одно из любимых упражнений детей — «Балансомёт». Стоя на балансировочном оборудовании, ребёнок, удерживая равновесие, метает мешочек или мячик в заданную педагогом цель, расположенную на напольной мишени.
В зависимости от того, какой демонстрационный материал будет размещён в карманах напольной мишени, одновременно решаются различные образовательные задачи: расширения и активизация словаря по различным лексическим темам; закрепление знания цифр, букв, цветов, геометрических форм; закрепление понимания и употребления в речи предлогов, автоматизации и дифференциации звуков.
Второе направление работы по улучшению функциональных возможностей мозжечка по средствам тренировки чувства ритма.
Для данной цели я в своей работе использую метроном, прыжки на батуте и через резиночку.
Упражнения с метрономом — это отличный способ активизировать работу мозжечка . Ребёнок слышит ритмичные удары метронома и пытается синхронизировать с ними свои движения: хлопает, топает, стучит деревянными палочками, подбрасывает мячик ловит его, перекладывает кинезиологические мешочки.
Можно выполнять когнитивно-ритмические упражнения. Например, ребёнок под метроном называет геометрические фигуры. Рисование геометрических фигур, печатных букв под метроном.
Способствуют стимуляции мозжечка прыжки на батуте или через резиночку в заданном ритме. Ритм может быть задан метрономом или педагогом. Сначала ребёнок просто прыгает в определенном ритме, а затем добавляются задания по развитию слогового анализа или рассказывает считалку, ритмичное стихотворение.
Помимо мозжечковой стимуляции мы в свою работу включаем нейродинамические упражнения, направленные на развитие межполушарных связей.
Нейроскакалка — это незаменимый тренажер, так как для движения на ней нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая должна совершать вращательные движения. При этом улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярной системы, гармонизируется работа мозга! А если включить музыку или метроном и скакать в ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки считать 1–2–3–4, либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяца, дни недели), будем развивать также левое полушарие.
Способствует развитию межполушарных связей и игра «Стопы и ладони». Ребёнок должен пройти по всей дорожке след в след, ставя свои руки и ноги на соответствующие отпечатки.
К нейродинамическим упражнениям относится и ползанье . Оно необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Ученые сделали интересное наблюдение, что многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, в своё время пропустили стадию ползания. Поэтому мы активно ползаем, а чтобы это проходило ещё более увлекательно используем и скутер доску — ребёнок лёжа на доске «ползёт по-пластунски» — при этом одновременно работает левая нога и правая рука, а затем наоборот.
Включение нейродинамических упражнений в канву коррекционной работы, превращают занятия в увлекательную и интересную игру, значительно повышают эмоциональный настрой как у детей, так и у педагога.