В статье рассматриваются особенности преподавания иностранного языка с помощью информационно-коммуникационных и цифровых технологий.
Ключевые слова: иностранный язык, цифровые технологии, цифровизация, информационно-коммуникативные технологии, обучение, онлайн урок, интерактивные упражнения, онлайн-платформа, интерактивная доска.
Цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, включая и такую сферу, как изучение иностранных языков. Информационные технологии и цифровые инструменты в преподавании иностранных языков становятся все более значимыми и широко используемыми в образовании во всем мире, включая Россию. При этом цифровизация сама по себе не является методическим подходом, а лишь способна помочь в реализации существующих методов и, при необходимости, предложить новые виды деятельности в рамках этих методов.
Современные информационно-коммуникационные и цифровые технологии позволяют объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение. На основе цифровых технологий создаются мощные инновационные средства накопления, представления и передачи знаний, а также средства обучения.
Считается, что цифровые технологии являются теми самыми инструментами, которые помогают обучающимся и преподавателям развивать учебные возможности, реформировать организацию занятий, обеспечивать поддержку любых учебно-методических ресурсов как в классе, так и вне его.
При подготовке к занятиям и на самих занятиях преподаватель широко может применять такое многообразие ресурсов интернета, как: электронная почта, онлайн доска, видеоконференции, интерактивные видео, задания в Moodle, вебинары и многое другое.
Большую роль в процессе обучения иностранному языку играют онлайн-платформы, позволяющие разнообразить уроки, сделать их более яркими, интересными, запоминающимися, в то же время существенно облегчая работу учителю. Например, такие онлайн-платформы, как Quizziz, Kahoot!, Quizlet, Learnis и другие. С помощью этих сервисов можно создавать тесты и викторины по различным темам программы, организовывать интеллектуальные игры и экспресс-опросы учащихся на уроке, предлагать тесты в качестве домашнего задания. Можно отслеживать работу каждого студента и получать полную картину работы группы, а также экспортировать полученные данные в таблицу Excel. При желании преподаватели могут воспользоваться не только своими тестами, но использовать готовые из библиотеки.
Quizlet — считается ведущем бесплатным приложением для изучения иностранной лексики языков, а качественно сформированные лексические навыки, являющиеся важным компонентом содержания обучения иностранному языку — одно из условий успешного общения на иностранном языке. На данных сайтах представлен большой объем актуальных учебных материалов, которые всегда находятся под рукой, как у учителя, так и у ученика, нужно лишь только иметь выход в Интернет.
Важнейшими помощниками обучающихся и педагогов при изучении иностранных языков являются презентации (MS Power Point, Prezi, Google Slides, Flowboard), позволяющие наглядно и доступно скомпоновать и представить материал по той или иной теме.
Сегодня зарубежными и российскими издательскими компаниями активно разрабатываются электронные учебники, достоинством которых, являются их мобильность, доступность и быстрота работы в них в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий по всему миру, а так же возможность выбрать не только соответствующий языковой уровень, но и уровень владения информацией по определенному научному аспекту интереса обучаемого.Одним из преимуществ внедрения электронных учебников является обновление их содержания. Посредством электронных учебников становится возможным осуществлять контроль знаний в виде компьютерного тестирования.
Одним из важных аспектов изучения иностранного языка является умение применять в своей практике электронные словари онлайн, которые также направлены на демонстрацию и закрепление языковых умений с целью поиска необходимой информации, а также отработку фонетического навыка обучаемого, так как словари имеют звуковое сопровождение для отработки произношения.
На дистанционных занятиях можно успешно применять виртуальные доски, например, Miro, Scribblar, Jamboard и другие. Их использование может решать самые разнообразные задачи: совместно выполнять упражнения и видеть действия друг друга, показывать стрелкой то место, на которое стоит обратить внимание, делать пометки, клеить стикеры, рисовать. На многие доски можно прикреплять ссылки, видео, картинки, таймер, их можно сохранить в виде картинок и использовать повторно, что не работает с обычной школьной доской. Таким образом, виртуальная доска по своей сути похожа на привычную нам реальную доску, но дополнительно открывает еще ряд возможностей, у каждой платформы они свои.
Следует отметить и такой инструмент, как LearningApps — полностью бесплатный онлайн-сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний по грамматическим и лексическим темам программы.
Для организации обратной связи можно применять Mentimeter — простой и доступный в освоении инструмент голосования, обеспечивающий мгновенную обратную связь от аудитории. Его удобно использовать для опроса студентов в режиме реального времени, поскольку он доступен на мобильных устройствах. Онлайн-опрос может включать серию вопросов с разными типами ответов: множественный выбор (один или несколько из нескольких); открытый ответ; оценка по шкале; ранжирование ответов в пределах 100 %; ввод ответа в виде точки на плоской координатной плоскости.
В настоящее время существует большое количество различных учебных платформ для дистанционного обучения, например, Moodle, которая ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях — обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени. Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» — активность студентов, время их учебной работы в сети. В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку позволяет существенно улучшить результаты учебного процесса, вскрывая резервы учебного процесса и личности обучающегося, расширяя дидактические возможности урока и значительно облегчая труд преподавателя.
Литература:
- Алексеева Н. А., Фисунов П. А. Организация процесса формирования познавательной активности студентов с использованием современных информационных и мобильных технологий // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований: сб. науч. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2019. С. 85–89.
- Бароненко Е. А., Скоробренко И. А. Роль современных информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II Междунар. науч. конф. Красноярск, 25–28 сентября 2018 г.: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. М. В. Носкова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. С. 41–45.
- Захарова М. В. Рациональное и эмоциональное в цифровизации преподавания английского языка в университетах // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 № 3, https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN320.pdf
- Померанцева Н. Г., Сырина Т. А. Интернет-платформы как способ интенсификации обучения иноязычной монологической речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. — № 12 (66). Ч.3. — C. 207–209. Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/2016/12–3/57.html.
- Скоробренко И. А., Бароненко Е. А. Роль информационно-коммуникационных технологий в процессе языковой подготовки будущих учителей // Информатизация образования и методика электронного обучения: мат-лы III Междунар. науч. конф. Красноярск: Сибирский федеральный университет, Институт космических и информационных технологий, 2019. С. 310–315.