В статье рассматривается вопрос о роли и значении прав человека в процессе становления социального государства. Особое внимание уделяется анализу кейнсианства, которое послужило теоретической базой для первоначального оформления теории социального государства. При этом подчеркивается, что в последующие годы проблема реализации прав человека в социальном государстве была пересмотрена и расширена до рамок группы так называемых позитивных прав человека.
Ключевые слова: права человека, классификация прав человека, социальное государство, кейнсианство, право на труд, право на пенсионное обеспечение, поддержка материнства и детства.
Проблема выявления сущности социального государства вызывает большие споры и оживленные дискуссии в академической среде. Данное обстоятельство вызвано тем, что сама концепция социальной государственности в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Напомним, что в течение прошлого столетия, особенно до 1970-х гг. незыблемой и неоспоримой считалась точка зрения, согласно которой, социальное государство направлено, прежде всего, на обеспечение полной занятости населения.
Как известно, мировой экономический кризис 1929–1933 гг. стал мощным потрясением для развития человеческой цивилизации в первой половине прошлого столетия. До этого времени экономисты, правоведы, философы были уверены, что идеи классического либерализма незыблемы. Та, точка зрения, согласно которой, истинно рыночная экономика любой страны работает на полную мощь, была неоспоримой. Да, говорили теоретики классического либерализма, безработица в обществе возможна. Но эта безработица носит циклический либо временный характер. К тому же, они утверждали, что есть люди, которые временно не трудятся. Их немного, но именно они составляют основную часть безработных.
На волне борьбы с безработицей большую популярность получили труды известно ученого Дж. Кейнса (1883–1946). Магистральная идея его исследований заключалась в том, что рыночная экономика нуждается в ограниченном государственном регулировании. С тех пор данная теория стала доминирующей на повестке дня мировой общественности, в том числе и у политиков. Начался длительный период господства идеологии социалистов и социал-демократов во многих странах Запада. Увеличивался объем государственных инвестиций. Вливание в экономику денежных масс со стороны правительств достигал ранее немыслимых пределов. Исполнительная ветвь власти многих стран влезала в долги, чтобы, как она считала, в итоге стимулировать совокупный спрос на товар и услуги и, таким образом, поддержать высокий уровень занятости.
Действительно, идеи кейнсианства сыграли значимую роль в становлении мирового хозяйства в прошлом веке. Теоретическая основа кейнсианства состояла в следующем. Как известно, теоретики классического либерализма полагали, что цена как универсальный рыночный механизм играет стабилизирующую роль в рамках не только национальной экономики, но в мировом масштабе. Совокупный спрос и совокупное предложение в итоге уравниваются в точке равновесия, которая и определяет цену на товар, услугу, рабочую силу и иной фактор производства. Дж.Кейнс предположил, что в реальности цены не могут демонстрировать тренд на понижение. Более того, рынок склонен к так называемой естественной монополизации. Монополия, как известно, является главным препятствием к проникновению на рынок новых игроков, развитию технологий, понижению общего уровня цен. То есть, получается, что рынок без внешнего вмешательства может погубить самого себя. По этой причине полагаться исключительно на рыночный механизм, который, как казалось, в состоянии предотвратить экономический кризис, просто бессмысленно. Дж. Кейнс и его сторонники полагали, что государство, путем проведения активной инвестиционной политики способно повысить занятость в отдельно взятой стране. Под активной инвестиционной политикой подразумевались общенациональные проекты по развитию инфраструктуры, а также вливание денег под отдельные коммерческие проекты. Безусловно, активное вмешательство государства в механизм рыночной экономики вызывало недовольство у ученых, которые придерживались консервативных воззрений, чтивших традиции английской школы экономического либерализма.
С точки зрения защиты прав человека кейнсианская теория была, безусловно, прогрессивной. Ранее вопрос о том, что государство должно активно поддерживать права человека, казался многим теоретикам права бессмысленным. Сторонникам Дж.Кейнса удалось в корне преломить десятилетиями сложившуюся ситуацию. Безусловно, в условиях первой половины прошлого века данная теория была передовой, не смотря на тот факт, что в современных условиях она кажется устаревшей. В течение последующих противоречивых десятилетий идеи кейнсианства будут существенно пересмотрены, не утратив при этом его концептуального ядра — государственной поддержки определенных групп населения.
Право на труд, которое было неким общетеоретическим фундаментом кейнсианской модели государственного устройства, и по сей день является ключевым понятием в системе прав человека. Заметим, что рассматриваемая нами система включает в себя права человека второго поколения, они же — позитивные права человека.
Права человека второго поколения, которые также именуют позитивными правами, послужили своеобразным ответом на права человека первого поколения, именуемые нередко негативными. Негативные права человека были концептуализированы в эпоху Нового времени, не смотря на тот факт, что своими идеологическими корнями они уходят в глубь веков — в эпоху Античности, прежде всего, в период расцвета древнегреческой культуры. Права человека первого поколения именуют негативными по той причине, что они несли с собой некий негатив по отношению к государству, которое в рассматриваемый нами период ассоциировалось с абсолютизмом и тиранией. Среди прав человека первого поколения можно обозначить такие общепризнанные права, как право на жизнь, право на частную собственность, право на личную жизнь, право избирать и быть избранным. Безусловно, данная группа прав человека сыграла важную роль в становлении буржуазных отношений, в процессе формирования такого фактора производства, как капитал. Благодаря тому, что многим странам Западной Европы удалось реализовать данные права ранее, чем другим государствам, мы наблюдаем мощный скачок в промышленном производстве, в развитии банковского дела, в становлении культуры нового типа в Англии, Франции, Нидерландах в XVIII- первой половине XIX вв. Несколько иной путь развития прослеживается в странах Востока, но это уже тема другого исследования [1].
В основе теории социального государства, на наш взгляд, лежат права человека второго поколения. Их называют также позитивными правами, так как реализации прав человека данной группы возможна только с помощью государства. Отсюда и определенный позитив к государству, к государственному регулированию жизни общества. К базовым правам человека из данной группы можно отнести такие права, как право на минимальную заработную плату, право на пенсионное обеспечение, право на пособие по инвалидности, и, конечно же, право на труд, о котором говорилось выше.
Итак, как мы видим, проблема прав человека занимает важное место в теоретизации социального государства. Среди всех видов прав человека, пожалуй, права человека второго поколения, они же позитивные права, легли в основу концептуализации социального государства.
Литература:
- Нуриев Б. Д., Иванова Д. Р. История исламского права. Институт брака в раннем средневековье.- М.: Юрайт, 2020. — 137 с.