Обзор основных несоответствий образовательных программ среднего профессионального образования требованиям ФГОС на основе анализа заключений по результатам аккредитационных экспертиз в 2020 году | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 10.06.2021

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Павлова, М. В. Обзор основных несоответствий образовательных программ среднего профессионального образования требованиям ФГОС на основе анализа заключений по результатам аккредитационных экспертиз в 2020 году / М. В. Павлова, Е. Ю. Салдаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82223/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одним из ключевых механизмов обеспечения стабильного экономического и социального развития государства является образование. Качественное образование позволяет говорить о стабильности и перспективах общества и государства. Обеспечение качества образования — это многоаспектный процесс, важной составляющей которого в Российской Федерации является государственная аккредитация образовательной деятельности. Цель государственной аккредитации — подтвердить соответствие образовательной деятельности образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, федеральным государственным образовательным стандартам.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Государственная аккредитация призвана обеспечить доверие потребителя образовательных услуг и государства к образовательной деятельности аккредитованного образовательного учреждения, ее успешное прохождение подтверждает то, что образовательная организация достигла соответствующего уровня развития, и постоянно улучшает качество работы и услуг, которые предоставляет.

Свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности подтверждает статус образовательной организации, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям ФГОС. Дает право:

— на участие в открытом публичном конкурсе по распределению контрольных цифр приема;

— выдачу выпускникам документов государственного образца;

— стипендию, учебный отпуск, льготный проезд;

— отсрочку от призыва на военную службу.

Перспективы трансформации процедур лицензирования и государственной аккредитации вузов стали предметом обсуждения на последнем в этом году заседании Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

Заведующий кафедрой МГТУ им. Баумана Юрий Песоцкий поднял вопрос перевода процедуры аккредитации вузов в цифровой формат. В настоящее время удаленная возможность прохождения процедуры аккредитации реализована Рособрнадзором, но при этом вузы все равно должны готовить и подавать для аккредитации значительный объем документов и проходить процедуру подтверждения аккредитации каждые шесть лет. По мнению Юрия Песоцкого, вузы могли бы просто размещать и актуализировать всю нужную информацию на своих сайтах, а эксперты Рособрнадзора обращаться к ней по мере необходимости. Он предложил разработать «дорожную карту» трансформации процедуры аккредитации в цифровую форму [1].

Информационная открытость данных о результатах проведения процедур государственной аккредитации выполняет следующие задачи:

— информирует потенциальных абитуриентов, студентов и других заинтересованных лиц о ситуации с вузами;

— стимулирует вузы повышать качество образования;

— информирует образовательные организации о результатах проведения процедур аккредитации (для тех, кто хочет учиться на чужих ошибках).

Анализ содержания заключений по результатам аккредитационных экспертиз в 2020 году показывает, что все замечания можно условно разделить на группы:

1 группа — нарушения п.2.2 ФГОС СПО.

«Общий объем образовательной программы на базе основного общего образования не соответствует требованиям ФГОС» [2].

2 группа — нарушения п.2.4 ФГОС СПО

«В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном циклах образовательной программы не выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий» [3].

3 группа — нарушения п.2.7 ФГОС СПО

«При изучении дисциплины общепрофессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68 ак.ч., на освоение основ военной службы (для юношей) выделено менее 70 % от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину» [3].

4 группа — нарушения раздела III ФГОС СПО.

«Планируемые результаты обучения по дисциплинам общепрофессионального цикла не могут быть достигнуты, так как тематика тестов и перечень теоретических вопросов к экзамену и дифференциальному зачету не соответствует тематике лекций и не позволяет определить сформированность компетенций» [3].

5 группа — нарушения п.7.1 ФГОС среднего профессионального образования (далее СПО).

«Основная образовательная программа — программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), не разработана совместно с заинтересованными работодателями; ППССЗ ежегодно не обновляется с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО» [2].

6 группа — нарушения п.7.14 ФГОС СПО.

«При разработке программы учебной и производственной практики образовательной организацией не определены цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики» [2].

7 группа — нарушения п.7.15 ФГОС СПО.

«Реализация программы ППССЗ не обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля)» [2].

8 группа — нарушение п.8.1 ФГОС СПО.

«Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена не включает промежуточную аттестацию обучающихся по всем дисциплинам, предусмотренным учебным планом» [2].

Подведя итоги анализа итоговых аккредитационных заключений образовательных программ СПО за 2020 год, можно сделать вывод о том, что при подготовке к государственной аккредитации образовательные организации могут ознакомиться с несоответствиями, указанными в заключениях экспертов, и учесть их в своей деятельности.

Литература:

1. Российский Союз ректоров обсудил перспективы трансформации процедур лицензирования и аккредитации вузов [Электронный ресурс] // URL: http://obrnadzor.gov.ru/news/obshhestvennyj-sovet-pri-rosobrnadzore-obsudil-perspektivy-transformaczii-proczedur-liczenzirovaniya-i-akkreditaczii-vuzov/ (дата обращения 29.01.2021 г.) ;

2. Заключение экспертов, составленное по результатам аккредитационной экспертизы http://obrnadzor.gov.ru/search_ron_docs/?post_date=16112020+19122020&_sfm_vid_dokumenta=zakluchen&sf_paged=4 (дата обращения 23.11.2020 г.) ;

3. Заключение экспертов, составленное по результатам аккредитационной экспертизы http://obrnadzor.gov.ru/search_ron_docs/?post_date=01062020+16072020&_sfm_vid_dokumenta=zakluchen&sf_paged=2 (дата обращения 27.11.2020 г.).

Основные термины (генерируются автоматически): государственная аккредитация, образовательная деятельность, группа, образовательная организация, III, военная служба, нарушение, образовательная программа, общепрофессиональный цикл, сфера образования.


Похожие статьи

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Результаты апробации и экспертизы сетевых образовательных программ в учреждениях среднего профессионального образования, входящих в состав межрегионального отраслевого ресурсного центра

Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС

Диагностика предметных знаний по биологии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Применение современных инновационных технологий на уроках в контексте ФГОС

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Похожие статьи

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Результаты апробации и экспертизы сетевых образовательных программ в учреждениях среднего профессионального образования, входящих в состав межрегионального отраслевого ресурсного центра

Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС

Диагностика предметных знаний по биологии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Применение современных инновационных технологий на уроках в контексте ФГОС

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Задать вопрос