Статья освещает вопрос учебной мотивации студентов в период вынужденного дистанционного обучения. В статье приведены результаты онлайн-исследования познавательной и социальной мотиваций студентов двух различных направлений подготовки.
Ключевые слова: дистанционное обучение, мотивация учебной деятельности, познавательная мотивация, социальная мотивация.
По мнению А. Маслоу, учебная мотивация основана на базовой потребности личности в уважении, именно поэтому субъект прикладывает усилия к достижению больших академических результатов [4; с. 278–279]. В основном, в основе образовательной системы в качестве стимулируемых выступают именно широкие социальные мотивы. Многие ученые сходятся на том, что предпочтительно доминирование мотивов, связанных с содержанием обучения [1, с. 67].
Разделение мотивации на внутреннюю и внешнюю многими учеными считается достаточно условным. Структура мотивации является сложноорганизованной, зачастую изначально внутренние мотивы формируются на основе внешних, что и является целью воспитания и самовоспитания индивида [3, с. 108].
Следует отметить, что на успешное формирование познавательной мотивации оказывает влияние осознанность выбора направления подготовки в вузе, что в свою очередь зависит от самосознания личности студента. Педагогические специальности характеризуются в целом более высокой степенью мотивации [2, с. 11], технические специальности наоборот характеризуются более низкой мотивацией. Причины этого в том, что изначально конкурс на эти направления ниже, а учеба оказывается довольно трудной, причем базовые знания по предметам, полученные в школе ниже требуемых в вузе [5, с. 386].
Анализ литературы выявил, что вопрос мотивации учебной деятельности в данных условиях не был изучен.
Целью исследования была проверка правомерности гипотезы о том, что в условиях дистанционного обучения мотивация студентов педагогического вуза будет выше чем у студентов технического вуза.
Для исследования была выбрана методика И. С. Домбровской «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы». Она основана на представлении Л. И. Божович, а в последствии и А. К. Марковой о связанности в учебной деятельности двух видов мотивации — внутренней (связанной с удовольствием от учебной деятельности) и внешней (социальной), в последствии разбитых на подгруппы отдельных социальных и познавательных мотивов. Методика включает в себя 30 суждений, респондент должен оценить по шкале от 0 до 4 насколько каждое из них ему подходит.
Данная методика была переведена нами в онлайн формат в среде Microsoft Forms. Пройти этот анонимный опрос участники могли с мобильного устройства или ПК, доступ предоставлялся по ссылке от организатора исследования. В опросе приняли участие 34 студента МАИ и 34 студента МГПУ.
На рис. 1 представлены уровни познавательной и социальной мотивации студентов технического и педагогического направления. Познавательная мотивации студентов МГПУ несколько выше чем у студентов МАИ, что соответствует гипотезе исследования. Социальная мотивация для студентов педагогического вуза является ведущей, что характерно для направлений подготовки профиля человек-человек. У студентов МАИ социальная мотивация ниже познавательной и обнаруживает значительный разрыв с социальной мотивацией студентов МГПУ. Уровень мотивации студентов педагогического вуза в целом выше.
Рис. 1. Распределение студентов по уровням познавательной и социальной мотиваций
Проводимая методика позволяет выявить следующие подгруппы познавательной мотивации: уровень широких познавательных потребностей, узко и собственно познавательных мотивов учения, мотива саморазвития или личностных мотивов учебной деятельности. Выделяемые методикой уровни социальной мотивации учебной деятельности: уровень широких социальных мотивов или мотива обязывающего или вынужденного учения, узких социальных мотивов, мотива сотрудничества или социальности знаний. Первые три диаграммы, представленные на рис. 2, относятся к подуровням социальной мотивации, последние — к подуровням познавательной.
Рис. 2. Распределение студентов по подгруппам мотиваций
Для испытуемых из обоих вузов мотив саморазвития является ведущим, узко и собственно познавательные мотивы наименее значимы. Уровень широких познавательных потребностей студентов МАИ оказался выше.
Полученные данные будут использованы в дальнейших исследованиях, связанных с мотивацией студентов в условиях дистанционного обучения. Параллельно были разработаны и проведены еще два онлайн исследования, результаты которых в дальнейшем будут сопоставлены и проверены на корреляцию с полученными в настоящем исследовании значениями.
Выводы:
Гипотеза исследования о более высоком уровне мотивации студентов МГПУ подтвердилась. Полученные данные позволяют судить об уровнях различных составляющих учебной мотивации студентов в период вынужденного дистанционного обучения. По результатам проведенного исследования выявлено, что ведущим типом мотивации у студентов МГПУ является социальная, у студентов МАИ познавательная.
Литература:
- Гордеева Т. О., Сычев О. А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — № 1. — С. 68–88.
- Воробьев Н. Б., Лабазова А. В. Особенности мотивации профессиональной деятельности студентов педагогического вуза / Н. Б. Воробьев, А. В. Лобазова // Физическая культура, спорт и здоровье. — 2018. — № 31 — С. 10–12.
- Леонтьев Д. А., Клейн К. Б. Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности / Д. А. Леонтьев, К. Б. Клейн. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — № 4. — С. 106–120.
- Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2019. — 400 с.
- Хатькова С. В. Методы формирования учебной мотивации у студентов инженерных специальностей / С. В. Хатькова // Инновационное развитие и кадровый потенциал молодежной и социальной сферы: мат. междунар. конф. — 2013. — С. 384–389.