Сравнение мотивации студентов технического и педагогического вузов в условиях дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 12.06.2021

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Макашова, А. Н. Сравнение мотивации студентов технического и педагогического вузов в условиях дистанционного обучения / А. Н. Макашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 303-306. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82239/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья освещает вопрос учебной мотивации студентов в период вынужденного дистанционного обучения. В статье приведены результаты онлайн-исследования познавательной и социальной мотиваций студентов двух различных направлений подготовки.

Ключевые слова: дистанционное обучение, мотивация учебной деятельности, познавательная мотивация, социальная мотивация.

По мнению А. Маслоу, учебная мотивация основана на базовой потребности личности в уважении, именно поэтому субъект прикладывает усилия к достижению больших академических результатов [4; с. 278–279]. В основном, в основе образовательной системы в качестве стимулируемых выступают именно широкие социальные мотивы. Многие ученые сходятся на том, что предпочтительно доминирование мотивов, связанных с содержанием обучения [1, с. 67].

Разделение мотивации на внутреннюю и внешнюю многими учеными считается достаточно условным. Структура мотивации является сложноорганизованной, зачастую изначально внутренние мотивы формируются на основе внешних, что и является целью воспитания и самовоспитания индивида [3, с. 108].

Следует отметить, что на успешное формирование познавательной мотивации оказывает влияние осознанность выбора направления подготовки в вузе, что в свою очередь зависит от самосознания личности студента. Педагогические специальности характеризуются в целом более высокой степенью мотивации [2, с. 11], технические специальности наоборот характеризуются более низкой мотивацией. Причины этого в том, что изначально конкурс на эти направления ниже, а учеба оказывается довольно трудной, причем базовые знания по предметам, полученные в школе ниже требуемых в вузе [5, с. 386].

Анализ литературы выявил, что вопрос мотивации учебной деятельности в данных условиях не был изучен.

Целью исследования была проверка правомерности гипотезы о том, что в условиях дистанционного обучения мотивация студентов педагогического вуза будет выше чем у студентов технического вуза.

Для исследования была выбрана методика И. С. Домбровской «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы». Она основана на представлении Л. И. Божович, а в последствии и А. К. Марковой о связанности в учебной деятельности двух видов мотивации — внутренней (связанной с удовольствием от учебной деятельности) и внешней (социальной), в последствии разбитых на подгруппы отдельных социальных и познавательных мотивов. Методика включает в себя 30 суждений, респондент должен оценить по шкале от 0 до 4 насколько каждое из них ему подходит.

Данная методика была переведена нами в онлайн формат в среде Microsoft Forms. Пройти этот анонимный опрос участники могли с мобильного устройства или ПК, доступ предоставлялся по ссылке от организатора исследования. В опросе приняли участие 34 студента МАИ и 34 студента МГПУ.

На рис. 1 представлены уровни познавательной и социальной мотивации студентов технического и педагогического направления. Познавательная мотивации студентов МГПУ несколько выше чем у студентов МАИ, что соответствует гипотезе исследования. Социальная мотивация для студентов педагогического вуза является ведущей, что характерно для направлений подготовки профиля человек-человек. У студентов МАИ социальная мотивация ниже познавательной и обнаруживает значительный разрыв с социальной мотивацией студентов МГПУ. Уровень мотивации студентов педагогического вуза в целом выше.

Распределение студентов по уровням познавательной и социальной мотиваций

Рис. 1. Распределение студентов по уровням познавательной и социальной мотиваций

Проводимая методика позволяет выявить следующие подгруппы познавательной мотивации: уровень широких познавательных потребностей, узко и собственно познавательных мотивов учения, мотива саморазвития или личностных мотивов учебной деятельности. Выделяемые методикой уровни социальной мотивации учебной деятельности: уровень широких социальных мотивов или мотива обязывающего или вынужденного учения, узких социальных мотивов, мотива сотрудничества или социальности знаний. Первые три диаграммы, представленные на рис. 2, относятся к подуровням социальной мотивации, последние — к подуровням познавательной.

Распределение студентов по подгруппам мотиваций

Рис. 2. Распределение студентов по подгруппам мотиваций

Для испытуемых из обоих вузов мотив саморазвития является ведущим, узко и собственно познавательные мотивы наименее значимы. Уровень широких познавательных потребностей студентов МАИ оказался выше.

Полученные данные будут использованы в дальнейших исследованиях, связанных с мотивацией студентов в условиях дистанционного обучения. Параллельно были разработаны и проведены еще два онлайн исследования, результаты которых в дальнейшем будут сопоставлены и проверены на корреляцию с полученными в настоящем исследовании значениями.

Выводы:

Гипотеза исследования о более высоком уровне мотивации студентов МГПУ подтвердилась. Полученные данные позволяют судить об уровнях различных составляющих учебной мотивации студентов в период вынужденного дистанционного обучения. По результатам проведенного исследования выявлено, что ведущим типом мотивации у студентов МГПУ является социальная, у студентов МАИ познавательная.

Литература:

  1. Гордеева Т. О., Сычев О. А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — № 1. — С. 68–88.
  2. Воробьев Н. Б., Лабазова А. В. Особенности мотивации профессиональной деятельности студентов педагогического вуза / Н. Б. Воробьев, А. В. Лобазова // Физическая культура, спорт и здоровье. — 2018. — № 31 — С. 10–12.
  3. Леонтьев Д. А., Клейн К. Б. Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности / Д. А. Леонтьев, К. Б. Клейн. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — № 4. — С. 106–120.
  4. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2019. — 400 с.
  5. Хатькова С. В. Методы формирования учебной мотивации у студентов инженерных специальностей / С. В. Хатькова // Инновационное развитие и кадровый потенциал молодежной и социальной сферы: мат. междунар. конф. — 2013. — С. 384–389.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная мотивация, учебная деятельность, познавательная мотивация, дистанционное обучение, мотив, педагогический вуз, студент, уровень, вынужденное дистанционное обучение, социальная мотивация студентов.


Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников к учебе в вузе

Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий адаптации первокурсников к учебе в вузе. В статье акцентируется внимание на важности процесса адаптации на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется учету психолого-возрастных о...

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младших школьников

В данной статье авторами рассматривается обучение младших школьников при помощи работы в группах или парами. Оценивается мотивация школьников. Авторы выделяют критерии, на основании которых можно применить формат интерактивного обучения (работу в пар...

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к гру...

Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Профессиональная направленность физического воспитания студентов

В статье рассмотрена и проанализирована профессиональная направленность физического воспитания студентов. Акцент сделан на изучении профессиональной направленности физического воспитания в организациях среднего и высшего образования.

Деятельность педагога-психолога по сопровождению детей в условиях инклюзивного образования

Целью данной работы является анализ направлений деятельности психолога в инклюзивном образовании. В статье рассмотрены дополнительные компетенции педагогов. А также, раскрыты проблемы интеграции детей с ООП в общеобразовательной среде, и ряд основных...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников к учебе в вузе

Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий адаптации первокурсников к учебе в вузе. В статье акцентируется внимание на важности процесса адаптации на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется учету психолого-возрастных о...

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младших школьников

В данной статье авторами рассматривается обучение младших школьников при помощи работы в группах или парами. Оценивается мотивация школьников. Авторы выделяют критерии, на основании которых можно применить формат интерактивного обучения (работу в пар...

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к гру...

Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Профессиональная направленность физического воспитания студентов

В статье рассмотрена и проанализирована профессиональная направленность физического воспитания студентов. Акцент сделан на изучении профессиональной направленности физического воспитания в организациях среднего и высшего образования.

Деятельность педагога-психолога по сопровождению детей в условиях инклюзивного образования

Целью данной работы является анализ направлений деятельности психолога в инклюзивном образовании. В статье рассмотрены дополнительные компетенции педагогов. А также, раскрыты проблемы интеграции детей с ООП в общеобразовательной среде, и ряд основных...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Задать вопрос