В данной статье подробно рассматриваются понятие и основные характеристики ограничений и запретов гражданских служащих при реализации ими своей деятельности на гражданской службе. Также подробно проанализированы некоторые виды указанных выше категорий. Высказывается необходимость реформирования данных ограничений и запретов, поскольку указанная тема сегодня актуальна.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, госслужащий, Российская Федерация, запреты на государственной гражданской службе, ограничения на государственной гражданской службе.
Ограничения и запреты считаются элементами правового статуса государственных гражданских служащих, которые определяются в качестве правовых, позволяющие создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений.
Отметим, что ограничение — это условие, при котором гражданин не может быть принят на гражданскую службу или не может более находиться на ней, а запреты — это то, что гражданский служащий не вправе делать при нахождении его на государственной службе.
Фиксирование в законе истинно рабочих средств¸ которые имеют вид запретов и ограничений, связано с реализацией важных задач, таких как противоборство с коррупцией и злоупотреблением государственными служащими своих полномочий. Подробная регламентация указанных выше мер способствует интересам правового регулирования государственной гражданской службы, так как вопрос противодействия коррупции и злоупотребления полномочий считается по-прежнему актуальным на сегодняшний день. Поэтому госслужащие должно точно знать границы, в пределах которых они обязаны выполнять свою профессиональную деятельность и не злоупотреблять предоставленными им действующим законодательством полномочиями .
Итак, под правовыми запретами следует трактовать «зафиксированные нормами административного права предписания, которые не позволяют государственному служащему выполнять характерные действия, хотя подобного рода действия могут носить общественно полезный характер, однако их реализация несовместима со статусом государственного служащего» [1, с. 213].
Сам перечень запретов, связанных с гражданской службой, закрепляется в статье 17 главы 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [5].
Рассмотрим основные их них:
- «Замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
б) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза
Подобного рода запрет направлен на важность объективного выполнения должностных обязанностей, а также недопустимостью столкновения интересов.
- Осуществлять предпринимательскую деятельность, участвовать в управлении коммерческой организацией или некоммерческой организацией.
Такого рода запрет на участие в деятельности органа управления коммерческой организацией включает в себя случаи, когда такая деятельность осуществляется на коммерческой, то есть платной основе.
- Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, которые отнесены к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, которая стала ему известна при вступлении в должность.
Как только лицо вступает на должность госслужащего, оно приобретает доступ к информации, которая носит конфиденциальный характер, а значит, ее разглашение может нанести вред не только самому служащему, но и всему государству.
Отметим отдельно, что даже после увольнения с гражданской службы гражданин не вправе разглашать или применять в интересах организаций либо физических лиц информацию конфиденциального характера или служебную информацию, которая стала ему известной благодаря реализации должностных обязанностей.
- Прекращать исполнение должностных обязанностей, чтобы урегулировать спор, сложившийся при несении службы».
Гражданский служащий не вправе приостанавливать свою работу, как это может сделать, например, обычный гражданин, который выполняет свою трудовую функцию согласно договору, заключенному в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Но прямой запрет на участие в забастовках госслужащего не устанавливается в законе, что можно назвать одной из недоработок законодателя.
Если же государственный служащий нарушает запреты, связанные с гражданской службой, то это считается основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы [1, с. 215].
На наш взгляд, сущность запретов, которые формируются в области государственной службы, сводится к тому, что они иллюстрируют отрицательную правовую мотивацию, нацелены на уменьшении негативной активности, а также защищают общественные отношения.
Что касается ограничений, то под ними следует понимать совокупность мер сдерживающего воздействия от противозаконного деяния и нарушения законодательства о службе, гарантирующих качественную и эффективную реализацию государственными служащими своих профессиональных обязанностей, а также они создают обстоятельства для недопущения возникновения конфликта интересов и личной заинтересованности на службе [3, с. 170].
Отметим, что ограничения в качестве составляющих частей правового статуса государственного гражданского служащего имеют другую правовую природу.
Ограничения, по сути, можно представить как права, входящие в статус гражданина, которые прекращают быть у него при прохождении государственной службы, а после её оставления, согласно действующему законодательству, не имеет права пользоваться ими в рамках конкретного временного промежутка [1, с. 215].
Специалист в сфере юриспруденции А. В. Малько существо правового ограничения улавливает «в правовом удержании субъекта указанных правоотношений от противозаконных действий, в том числе и от отрицательных последствий противоправного деяния [2, с. 99].
Отсюда можно сделать вывод, что если на лицо законом устанавливается какое-то ограничение, то оно не должно выполнять конкретные противозаконные действия или вступать в правоотношения, пока не будет подпадать под определенные требованиям или не станет совершать определенные действий для поступления на службу либо нахождения на ней в будущем.
Перечень ограничений, которые устанавливаются по отношению к государственному служащему закрепляется детально в ст, 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [5].
Итак, назовем следующие из них:
- «Признание государственного служащего недееспособным или ограниченно дееспособным;
- Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства, а также наличия гражданства другого государства.
Подобного формата ограничения вытекают из статьи 32 Конституции Российской Федерации, где фиксируется, что именно граждане Российской Федерации имеют право на замещение государственной должности [4].
- Осуждения лица к наказанию, которое исключает возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
Здесь речь идет о том, что если государственный служащий будет признан виновным по приговору суда в совершении преступления, то подобного рода обстоятельства не позволяет ему исполнять свои должностные обязанности в рамках занимаемой должности на госслужбе, что вполне логично.
- Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.
При поступлении на государственную службу имеет важное значение предоставление реальной информации о кандидате, поэтому решение о приеме на государственную службу должно быть принято исходя из объективных данных, которые не должны быть предоставлены путем использования подложных документов или заведомо ложных сведений.
- Непредставления сведений или представления ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
Нарушение указанного выше обстоятельства ведет к наличию состава правонарушения, санкцией за которое является освобождение от должности, занимаемой работником, а также влечет наложение дисциплинарной ответственности.
Отметим, что ограничения, связанные с прохождением гражданской. службы принято разделять на подобного рода категории: ограничения, связанные с гражданством и наличием судимости; ограничения, касающиеся здоровья и способностей государственного служащего; ограничения, направленные на недопущение применения служебных полномочий; ограничения, связанные с действиями служащего для поступления на службу [2, с. 100].
Кроме фиксирования в федеральном законодательстве ограничения и запреты могут устанавливаться другими федеральными законами. Так, они выделяются в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Здесь регламентируются единые запреты, а также и правовые последствия несоблюдения госслужащими запретов и ограничений, а также привлечение их к ответственности за данное обстоятельство [6].
На основе анализа статей, посвященных запретам и ограничениям, можно сказать, что, в качестве одной из проблем в государственной гражданской службе считается огромное количество этих ограничений и запретов, а также появляется вопрос о взаимосвязи указанных юридических категорий, которые близки по своему смыслу, но не считаются равными. Отметим, что большинство пунктов требуют дополнений и конкретизации. А также нарушение запретов и ограничений может влечь к проявлению коррупции и злоупотреблению возложенной компетенцией, что сегодня по-прежнему особо актуально в Российской Федерации при реализации государственной службы, поскольку это влияет на граждан нашей страны и государственную власть.
Итак, делаем вывод, что рассмотренные выше нами ограничения и запреты государственных служащих играют ключевую роль в эффективности деятельности данных лиц. Именно от этих инструментов будет зависеть развитие и успешное функционирование государственной службы. Ключевым отличием указанных категорий считается то, что ограничения, в основном, действуют при поступлении на службу, а что касается запретов, то они — при прохождении данной службы.
Литература:
- Бугакова, Н. Ю. Запреты и ограничения как элемент правового статуса государственных гражданских служащих в свете изменений Конституции Российской Федерации / Н. Ю. Бугакова, Н. В. Юрасюк // Балтийский морской форум: материалы VIII Международного Балтийского морского форума: в 6 т., Калининград, 05–10 октября 2020 года. — Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2020. — С. 213–216.
- Жуманова, Д. Т. Запреты и ограничения на государственной гражданской и военной службе / Д. Т. Жуманова // Молодёжь Сибири — науке России: Материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 24 апреля 2020 года / Сост. Л. М. Ашихмина. — Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2020. — С. 99–101.
- Рузина, С. В. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой / С. В. Рузина, Ю. А. Бородулина // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 января 2020 года. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. — С. 170–172.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета, № 162, 31.07.2004.
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 266, 30.12.2008.