Последнее десятилетие XX века характеризовалось быстрым подъемом экономической и политической мощи Китая. Этот подъем привел к господству Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но вызвал неоднозначную реакцию других стран, которые бросают «подозрительный» взгляд на намерения Китая. Правительство КНР видит необходимость в механизмах, которые смогут побороть негативные взгляды на политику Китая. После того, как концепция «мягкой силы» американского политолога Джозефа Ная в 1990-х годах получила в Китае огромную популярность, Китай активно начал инвестировать свои ресурсы в политику «мягкой силы», одним из главных механизмов которой является глобализация Китайских СМИ.
Ключевые слова: Китай, публичная дипломатия, «мягкая сила», средства массовой информации, внешняя политика Китая.
The last decade of the twentieth century was characterized by the rapid rise of China's economic and political power. This rise has led to China's dominance in the Asia-Pacific region, but has provoked mixed reactions from other countries that cast a suspicious eye on China's intentions. The Chinese government sees the need for mechanisms that can overcome negative views on Chinese politics. After the concept of «soft power» by the American political scientist Joseph Nye gained huge popularity in China in the 1990s, China actively began to invest its resources in the policy of «soft power», one of the main mechanisms of which is the globalization of the Chinese media.
Keywords: China, public diplomacy, soft power, mass media, China's foreign policy.
В период с XIX века по первую половину XX века Китай переживал большой экономический и политический упадок и терпел поражения от крупных империалистических держав. В настоящее время Китай по-настоящему возрождается и показывает небывалую мощь всему миру. Подъем Китая осуществляется через создание ощутимой военной и экономической силы и попытками повысить политическую и культурную мощь для укрепления своего государственного управления. Не смотря на быстрый рост Китая, во внешней политике он активно сталкивается с вызовами и рисками, вызванными изменениями международно-стратегического ландшафта. Китай, развивая мирные отношения с различными странами, особенно со странами Африки, Южной Америки, Восточной Европы и Азии, Запад, в лице США бросает «подозрительный» взгляд на Китай и считает его угрозой для развития либеральных ценностей в международных отношениях, а с появлением теории Китайской угрозы политический курс США в отношениях с КНР сильно изменился. Растущая мощь Китая значительно меняет глобальную экономическую и политическую атмосферу, поэтому китайские политики и стратеги видят необходимость в поощрении позитивного восприятия своей страны, сводя к минимуму негативные реакции на его заметное усиление.
В Ноябре 2014 года в обращении к австралийскому парламенту президент Китая Си Цзиньпин заявил, что несмотря на то, что многие положительно оценивают достижения Китая, все равно находятся стороны, которые «придираются» ко всему, что делает Китай, считая его намерения недоброжелательными. Китайский президент отверг эти опасения, поклявшись, что его страна остается непоколебимой в своей решимости добиваться мирного и общего развития. Несмотря на то, что такое утверждение может показаться лживым оно ясно показывает, что китайское руководство осознает, что присутствие Китая на мировой арене становится все более важным фактором и способствует тому, как другие страны оценивают намерения Китая, что опять же может повлиять на их ответы на растущие возможности Китая. Растет признание того, что озабоченность Китая международным статусом и имиджем является одной из движущих сил во внешних отношениях Китая. В своей концепции статуса глобальной державы Китай обнаружил важность международного имиджа и мягкой силы. Эти соображения находят отражение в растущей осведомленности о публичной дипломатии в Китае. В последние годы концепция публичной дипломатии, широко понимаемая как коммуникация страны и взаимодействие с иностранной общественностью в целях поддержки национальных интересов, получившее огромное внимание в Китайской Народной Республике, как в официальных, так и в академических кругах, публичная дипломатия рассматривается как средство донесения истории Китая до всего мира и тем самым является методом борьбы с негативом, выражаемым зарубежными странами, главным образом западными, в средствах массовой информации [2].
Еще в 90-х годах прошлого века Китай предпринял политическое решение о глобализации Китайских СМИ, задача которых состоит в том, чтобы продвигать взгляды Китая на международную арену. У Китая уже имеется почти вековой опыт влияния на отношения со странами через СМИ. Примером может служить целое миссионерство китайских СМИ в суб-сахарийском регионе Африки, где уже с 1948 года работает особое бюро. В концепции улучшения престижа Китая в международном сообществе СМИ должно служить платформой борьбы с взглядом запада на политический курс КНР. В своей речи, произнесенной в 2008 году по случаю 50-летия создания Центрального китайского телевидения, комитет отдела пропаганды заявил о важности увеличения потенциала китайских СМИ. [1] По словам комитета укрепление потенциала информационной связи Китая с общественностью через СМИ является для Китая неотложным делом и касается различных сфер политической жизни Китая от его международного положения до реализации политики «мягкой силы».
В дополнение к признанию Китаем важности борьбы за информационный рынок, Китай также признает необходимость борьбы за идеи для определения и проецирования своих культурных, социальных и идеологических ценностей в политическом курсе международных средств массовой информации [5]. Китайское правительство и КПК осознали это особенно остро после Пекинской конференции. Олимпийские игры 2008 года показали огромную важность роли, которую средства массовой информации могут играть в увеличении влияния Китая на его восприятие в мире. Глобализация китайских СМИ и продвижение публичной дипломатии на китайском языке идут рука об руку как всеобъемлющий инструмент, помогающий внешнему миру понять Китай, улучшая его международный имидж. Китайские медиа аналитики обеспокоены тем, что западные ценности, выраженные в национальных средствах массовой информации, часто вступают в конфликт с официальными взглядами или ценностями Китая. Однако с этой точки зрения китайские СМИ настолько сильно зависят от средств массовой информации, монополизированных Западом, что международная повестка дня основных средств массовой информации в Китае фактически формируется американскими средствами массовой информации, о чем свидетельствуют 80 % мировых новостей CCTV, поступающих из средств массовой информации. Цзюйгуан, декан факультета журналистики и коммуникаций Цинхуа, отмечает, что в результате этой зависимости повседневная жизнь китайского народа во многом находилась под глубоким влиянием Соединенных Штатов, от официальных лиц и ученых до широкой общественности. С точки зрения того, как сломать монополию западных СМИ, принимая во внимание улучшение сбора и передачи экономической и финансовой информации, Китай должен, по крайней мере, попытаться изменить асимметричный и односторонний поток коммуникаций в других областях. Специалист по изучению монополии США на мировые новости указывает, что Китаю нужны собственные мощные средства массовой информации, чтобы проецировать образ Китая, влияя на восприятие, и способ сделать это-правдиво выражать свое мнение. Точка зрения Китая. Ключ к этому-установить авторитет и статус китайских СМИ с течением времени. При этом Китай должен продвигать основные культурные ценности Китая, которые совместимы со все более важным его экономическим влиянием, а также влиянием китайских культурных ценностей. Ожидается, что такие ценности будут совместимы с западными взглядами в более широком курсе. Правительство предприняло значительные усилия по модернизации своего аппарата внешней пропаганды, активно взаимодействуя с иностранной рекламой с 1990-х годов. [3] Информационное бюро Государственного совета было создано в 1991 году, миссия которого состояла в том, чтобы помочь китайским средствам массовой информации представить различные позитивные аспекты Китая миру, включая его внутреннюю и внешнюю политику, экономическое и социальное развитие, а также его историю, науку, технологию, образование и культуру, координируя отчеты как для внутренних, так и для зарубежных стран, журналистов, которые будут организовывать пресс-конференции и предоставлять книги, фильмы, информацию, телевизионные материалы о Китае. В 2004 году Министерство иностранных дел создало Департамент по связям с общественностью. Публичная дипломатия, внешняя коммуникация и иностранная реклама были основным аспектами китайской пропагандистской системы, первоначально ограничивавшейся проведением коммуникаций и обменов с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, многие из которых принадлежали к социалистическому блоку.
Глобализация китайских СМИ развивалась очень интенсивно. Информационное агентство Синьхуа в настоящее время имеет 180 международных офисов, превосходящих Associated Press, Reuters и Agence France Press (AFP), с более чем 3000 корреспондентами и местным персоналом, публикациями на восьми языках (китайском, английском, французском, русском, испанском, арабском, португальском и японском), а также круглосуточными аудио-, видео- и фото- программами. Центральное телевидение Китая (CCTV), которое в декабре 2016 года сменило свое название на Китайскую глобальную телевизионную сеть (CGTN), вещает на 6 каналах (2 на английском и другие на арабском, французском и испанском языках) в 171 стране мира, также подписало соглашения о сотрудничестве с примерно 70 иностранными СМИ, включая BBC Worldwide, и соглашения об обмене новостями с сотнями иностранных СМИ. China Radio International (CRI) вещает на 65 языках и является второй по величине радио организацией в мире, уступая только BBC Radio; и газеты «Чайна дейли», которые, помимо публикаций в Китае, распространяются в Гонконге, Соединенных Штатах, Канаде, Европе, Азии, Африке и Латинской Америке, а также имеют ежемесячные дополнительные публикации в «Вашингтон пост», «Лос-Анджелес таймс» и «Дейли телеграф». из Лондона; и The Global Times, которая уже была запущена на английском языке в 2009 году, была признана журналом «The Economist» «замечательной инновацией», а в 2013 году в США было выпущено двуязычное издание на 16 страницах на китайском и 24 на английском языках [6]. Она печатается в Лос-Анджелесе и является первой китайской газетой, одновременно публикующей ежедневные новости в Соединенных Штатах на китайском и английском языках.
Финансовые СМИ, как источник информации, также играют важную роль в жизни Китая, принимая участие в функционировании экономической деятельности. С одной стороны, финансовые СМИ играют роль «сторожевого пса» в мониторинге рынка и формировании экономической повестки дня, с другой стороны, рыночная экономика нуждается в средствах массовой информации для распространения информации, стимулирования бизнеса и создания благоприятной экономической атмосферы. Таким образом, властные отношения между СМИ и рынком играют ключевую роль в формировании экономического дискурса. С тех пор как Китай начал внедрять рыночные принципы в 1978 году, финансовые средства массовой информации Китая процветали благодаря быстро растущей экономике. Однако мало что было написано об их роли в переходе от социалистических экономических ценностей к ценностям свободного рынка и свободной торговли, а также в распространении экономического дискурса от парадокса капитализма-социализма к глобальным нормам. Чтобы исправить эту ситуацию, в этой главе предпринята попытка исследовать взаимосвязь между китайской экономикой и ролью финансовых средств массовой информации в формировании нового экономического дискурса. Рост китайских финансовых СМИ можно разделить на четыре этапа, которые отражают более медленные темпы развития средств массовой информации по сравнению с экономическими реформами. Такие разрозненные процессы развития привели к тому, что средства массовой информации столкнулись с более жесткой конкуренцией с другими финансовыми институтами и PR-компаниями, а также с переходом к отдельным редакционным и управленческим командам в средствах массовой информации. На ранних этапах рыночных реформ китайские финансовые СМИ играли просветительскую роль в формировании нового экономического языка и деловой культуры. Однако небольшой круг финансовых СМИ с глобально ориентированной перспективой объединяет пропаганду свободного рынка и свободной торговли со своими западными коллегами. От рыночных реформ до экономической глобализации на Западе финансовые средства массовой информации исторически играли ключевую роль в качестве посредника между рынками и правительствами, а также были важной предпосылкой экономической и политической либерализации. В Китае финансовые средства массовой информации находятся в центре рыночных реформ в стране [4]. Связывая развитие китайской экономики с развитием финансовых средств массовой информации, китайские финансовые средства массовой информации развивались параллельно с экономическими реформами.
Рассматривая СМИ как механизм интеграции Китая в мировые процессы, необходимо понимать, что для успешного продвижения информации на международных информационных рынках необходимо тщательно ее добывать. Лю Вэй, заместитель директора информационного агентства «Синьхуа», видит неспособность развивающихся стран, включая Китай, общаться на глобальных экономических и финансовых рынках в результате их неспособности собирать информацию. Проблема заключается в том, что обмен информацией в Китае был воспроизведен в ограниченной, малоинформативной форме, что привело к невозможности предоставить заинтересованным в китайской экономике людям ценную информацию о том, что происходит на китайских рынках. Поэтому Китай должен иметь свою собственную платформу для маркетинговой информации и трансляции ее из первых рук, показывая Китай таким, какой он есть [1].
Признавая это и информируя о своем анализе политики и принятии решений с использованием данных из первых рук, Центральный комитет КПК (Коммунистическая партия Китая) совместно с Государственным Советом Китайской Народной Республики в 2008 году принял решение поручить Информационному агентству «Синьхуа» создать пункт сбора финансовой информации на Уолл-стрит. Получившая название «Синьхуа 08", платформа фокусируется на рынке юаня и стала важным вспомогательным проектом в процессе интернационализации юаня. И это пока единственная такая платформа, созданная развивающейся страной. Что касается того, как такие усилия укрепили дискурсивную мощь Китая, то эта высокоэффективная, надежная и безопасная система с правами интеллектуальной собственности успешно предоставляет информационные и торговые услуги финансовым органам и нефинансовым предприятиям, участвующим в глобальной финансовой торговле, заполняя пробел для развивающихся стран.
Китайские СМИ — мощный инструмент мягкой силы. Несмотря на то, что китайские СМИ уже начинают оказывать серьезное влияние на информационную атмосферу других стран, китайский стратегический взгляд на глобализацию СМИ все еще развивается и далеко не статичен. Медиа аналитики Китая активно изучают то, на какие сферы должен быть направлен информационный поток китайских СМИ за рубежом. СМИ Китая получили огромный импульс к процессу глобализации. Будучи территорией для проведения Олимпийских игр, Китай уже в 2008 году смог привлечь интерес к китайской культуре. Смотря на претензии западных либеральных стран к проблеме прав человека в Китае, китайским СМИ приходится активно действовать, ослабляя негативное влияния критики западных стран в информационной атмосфере всего мира.
Литература:
- Soft Power with Chinese Characteristics / Ying Zhu Kingsley Edney, Stanley Rosen — 2019. ISBN — 9781351804356
- Chinese Public Diplomacy: The Rise of the Confucius Institute / Falk Hartig — 2016. 204 pages. ISBN — 9781315750088
- China's Cultural Dipomacy / Xin Liu — 2019. 260 pages. ISBN 9781000721782
- Tan-Mullins M. (2016) Chinese Perception of Soft Power: The Role of the Media in Shaping Chinese Views and Discourses on Foreign Aid to Africa. In: Zhang X., Wasserman H., Mano W. (eds) China’s Media and Soft Power in Africa. Palgrave Series in Asia and Pacific Studies. Palgrave Macmillan, New York. ISBN — 978–1-349–71377–6 https://doi.org/10.1057/9781137539670_8
- Chinese Cultural Diplomacy: instruments in China’s strategy for international insertion in the 21st Century / Danielly Silva Ramos Becard, Paulo Menechelli Filho — April 29, 2019. Available at: https://doi.org/10.1590/0034–7329201900105
- Hu, Z., D. Ji, “Ambiguities in communicating with the world: the ‘Going-out’ policy of China’s media and its multilayered contexts.” Chinese journal of communication 5, no. 1 (2012): 32–37. doi: https://doi.org/10.1080/17544750.2011.647741