Персонализация обеспечивает персональное жизнетворчество учащихся, их социальное и профессиональное самоопределение, реализацию личных жизненных замыслов и притязаний и является главным трендом современного образования. Представленная в статье модель персонализации внеурочной деятельности обучающихся в условиях негосударственной школы ориентирована на проектирование содержания внеурочной деятельности исходя из ведущих тенденций развития образования в ХХI веке: вариативности и многозадачности, ориентации на развитие внутренней активности самого обучающегося, его самостоятельности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, образовательный процесс, дополнительное образование, образовательная среда, образовательное взаимодействие, индивидуальный образовательный маршрут.
Personalization ensures the personal life creation of students, their social and professional self-determination, the realization of personal life plans and aspirations and is the main trend of modern education. The model of personalization of extracurricular activities of students in a non-state school presented in the article is focused on designing the content of extracurricular activities based on the leading trends in the development of education in the 21st century: variability and multitasking, focus on the development of the inner activity of the student himself, his independence.
Как эффективно организовать персонализацию в условиях внеурочной деятельности и почему вообще она необходима? Для начала дадим определение понятию «персонализация». В данной статье под персонализацией образования следует понимать современный тренд образовательного процесса на всех уровнях системы образования, характеризующийся позицией обучающегося как субъекта, которая выражается в способности и возможности выбирать отдельные аспекты образовательного процесса, что обусловливает выход на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута.
В настоящее время в крупных городах России растёт количество негосударственных школ, которые имеют классы меньшей наполняемости, хорошую оснащенность ИКТ и лабораторным оборудование, а также готовы к моделированию персональных образовательных маршрутов и организации работы в классах меньшей наполняемости, чем в государственных школах. Это даёт им преимущество в организации персонализации в условиях дополнительного образования, ценность которого заключается в том, что оно обеспечивает вариативную составляющую общего образования и помогает ребёнку в развитии навыков самоопределения. Например, в школе полного дня МШ «Концепт» внеурочная деятельность представлена 29 курсами дополнительного образования. Все программы внеурочной деятельности проводятся в мини-группах по современным обучающим методикам. Обучающиеся могут выбрать различные кружки, исходя из с своих предпочтений и способностей. Образовательная концепция строится на тезисе, что школа должна не только давать качественное современное образование, но и помогать детям раскрывать свой потенциал. Большое внимание уделяется тьюторскому сопровождению. МШ «Концепт» реализует преподавание по ФГОС в сочетании с авторскими программами преподавателей [10].
Задача педагога во внеурочной деятельности — создать условия для максимального раскрытия индивидуальности, потенциала личности. В русле персонализации предназначение педагога видоизменяется, он «делегирует» ученику функции субъектности, позицию субъекта собственного образования. Персонализация стремительно меняет систему внеурочного образования, взаимоотношения учителя и ученика, сами цели образования. Однако необходимо грамотно использовать ее возможностями образования для построения индивидуальных траекторий образования, развития творческого потенциала каждого ребенка.
Главной целью персонализации внеурочной деятельности мы рассматриваем реализацию психолого‐педагогическое сопровождения субъекта образовательного процесса с целью развития личности, способной к самореализации на творческом уровне [3]. При таком персонифицированном подходе к построению внеурочной деятельности в негосударственной школе создание персонифицированной образовательной ситуации каждый учащийся «сам определяет, что ему нужно, к чему он стремится, во что он вкладывает свои ресурсы» [1]. Разработанная модель персонального образования опирается также на представления европейской традиции о том, что в персонализации образования ученик становится центром образовательного процесса. Он сам выбирает методы обучения, решает, что, где и как будет изучать, идентифицирует собственные образовательные цели и следует собственной образовательной траектории. Так персонализация внеурочной деятельности позволяет решить проблему выявления одарённости, которая проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.
Основными идеями при проектировании процесса персонализации внеурочной деятельности стали следующие:
– персонализация образовательной среды;
– диалогичность образовательного взаимодействия;
– моделирование содержания внеурочной деятельности на основе принципов адаптивности и сотрудничества;
– построение индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Под персонализацией образовательной среды следует понимать отказ от строгости в интерьере, наличие в дизайне акцентов, которые ориентируют на присутствие детей. В школе об этом свидетельствуют детские работы в кабинетах, коридорах и в холле.
Диалогичность образовательного взаимодействия как одна из основных идей при проектировании процесса персонализации внеурочной деятельности представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Диалогичность образовательного взаимодействия
Перейдём к самой модели персонализации внеурочной деятельности, схема которой представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Модель персонализации внеурочной деятельности
Содержательный компонент опирается на дидактический принцип. Ребенок сам выбирает методы обучения, решает, что, где и как будет изучать, определяет собственные образовательные цели и следует собственной образовательной траектории. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает диагностику склонностей и интересов детей, помощь в достижении поставленных целей и в приобретении навыков исследовательской деятельности, диалогичность, т. е. наличие интенсивного обмена мыслями, идеями, позициями участников педагогического процесса, возможности субъект-субъектного общения и взаимодействия. Учитель в данной модели выступает в роли наставника, который анализирует вместе с ребенком его образовательные предпочтения, создает для него образовательную среду с применением практик метапредметного обучения и различных образовательных технологий.
Главной целью психолого-педагогического сопровождения является развитие личности, способной к самореализации на творческом уровне [3]. Организационный компонент заключается в подборе квалифицированных кадров, обеспечении технической базы для работы, обустройстве персональной среды, организации культурно-массовых мероприятий. Важным принципом организационного компонента является рефлексивность — обеспечение достаточного спектра обратной связи всем участникам педагогического взаимодействия о текущем состоянии и изменениях, происходящих с ними в процессе и результате взаимодействия. Прохождение курса осуществляется индивидуально, в различном темпе, с возможностью углублённого изучения отдельных тем под руководством тьютора. Таким образом, обеспечивается вариативность и многозадачность образовательного процесса, делается акцент на развития внутренней активности самого обучающегося, его самообразовании, социальном и профессиональном самоопределении. Впервые термин «субъектность» употреблен А. Н. Леонтьевым в работе «Деятельность. Сознание. Личность» в 1977 г. [2]. Под субъектностью Леонтьев понимает определённый набор качеств человека, которые характеризуют сферу его деятельностных способностей, его способность к самодетерминации, творческой активности.
Данная модель способствует формированию уважения к своему и чужому труду, лучшему пониманию мотивов своих действий, своих сильных и слабых сторон, развитию субъектности. Она согласуется с концепцией Альберта Циглера, который рассматривает одарённость как динамическую открытую систему активности субъекта в окружающей среде. [4].
В рамках данной модели проектирование содержания дополнительного образования предполагает:
– формирование студий и секций по профилям в соответствии с запросом родителей и детей;
– сотрудничество между учащимся и педагогами;
– углублённое предметные и метапредметное изучение выбранного направления в индивидуальном темпе в соответствии с персональной программой;
– использование современных технологий образования, направленных на формирования компетенций саморазвития и самоопределения, в том числе исследований, проектов, кейс-стади, технологий проблемного обучения, технологий развития критического и креативного мышления, «перевёрнутого класса»;
– обязательное включение заданий по развитию компетенций / гибких навыков ученика.
– систематическое отслеживание результатов продвижения ученика в развитии и корректировка его ИОМ (по необходимости).
Содержание курса внеурочной деятельности по предмету строится по следующим принципам адаптивности, сотрудничества и модульного обучения.
Планирование опирается на цели самих обучающихся с регулярной корректировкой способов их достижения. Формы работы: индивидуальная, так и групповая работа, командное взаимодействие, коллективное обсуждение результатов.
Содержание модулей проектируется так, чтобы достичь запланированных обучающимся результатов, учитывая специфику индивидуальных траекторий учеников. Упражнения в модуле ориентированы на один или несколько компонентов цели (за исключением мотивационного). Одно упражнение может охватывать более одного элемента, однако не рекомендуется делать задания, охватывающие три и более элемента, — в этом случае целесообразно разбить их на несколько отдельных заданий.
Итак, персонализация внеурочной деятельности активизирует процесс обучения, делает его более продуктивным, развивает мотивацию, обеспечивает глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышает личное участие каждого индивида и его интерес. Она включает в себя необходимые формы и методы деятельности, направленные на удовлетворение конкретных образовательных запросов, интересов, устремлений, обучающихся, позволяющих им самостоятельно определять стратегию и темп внеурочной активности. Данный подход отвечает требованиям современного мира и удовлетворяет образовательные потребности обучающихся и их родителей, даёт возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, способствует раскрытию личностного потенциала, а следовательно, обретению детьми психологического здоровья и благополучия, гибкости, гармонизации отношений с педагогами, родителями, друзьями в условиях непрерывных быстрых изменений вокруг. Способом эффективно организовать персонализацию в условиях внеурочной деятельности негосударственной школы стала разработка и внедрение организационной модели персонализации в условиях внеурочной деятельности.
Литература:
- Есаулова М. Б. Андрагогическая направленность профессионально-педагогического образования: социокультурные предпосылки / М. Б. Есаулова, Г. С. Сухобская, Т. В. Шадрина. — Спб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. — 2016. — 108 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2005. — 352 с.
- Литвинова А. В. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://goo.su/4ULW
- Ziegler A., Stoeger H. Expertisierung als Adaptions6 und Regulationsprozess: Die Rolle von Bildungs6 und Lernkapital [The role of adaptation and regulation processes in the acquisition of excellence: The role of educational and learning capital]. Motivation, Selbstregulation und Leistungsexzellenz (Talentforderung — Expertisenentwicklung — Leistungsexzellenz, Band 9) [Motivation, self0regulation, and excellence (promoting talent — developing expertise — achieving excellence)], 2011. Vol. 9, pp. 131–152.
- Лузанова Н. Н. Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы старшеклассника в дистанционном обучении (из опыта работы школы «Экспресс» Санкт-Петербурга) // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. — 2018. — № 1(19). — C. 176–180.
- Лях Ю. А. Модель организации персонализированного обучения школьников // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 3 (108). — C. 16–20.
- Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы // Вклад в будущее. Благотворительный фонд Сбербанка [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://vbudushee.ru/ upload/lib/ %D0 %9F %D0 %9C %D0 %9E.pdf (дата обращения: 12.03.2021).
- Разработка учебного модуля в персонализированной модели образования: методическое пособие / под ред. Д. С. Ермакова; АНО «Платформа новой школы». — М., 2019.
- Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический доклад / Л. Н. Духанина, Т. А. Мерцалова, А. А. Беликов, Р. В. Горбовский, С. И. Заир-Бек, Ю. А. Матюненко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 80 с.
- https://school-concept.ru/obtazovatelnayakoncepciya