Встатье автором рассматривается основа «проблемы безбилетника» и её возможные теоретические пути решения. Осуществляется анализ проявления существующей проблемы в российской экономике в форме налоговых преступлений. Выделяются возможные пути решения существующей проблемы в контексте развития экономики России.
Ключевые слова: проблема безбилетника, теоретические пути решения, проявление в российской экономике, налоговые преступления, государственный контроль, государственно-частное партнёрство.
Исследуя основу общественного сектора экономики страны, одним из наиболее значимых предметов учёные рассматривают общественные блага. Помимо различных свойств, критериев и видов, описывающих теоретическую основу общественных благ, учёные также широко рассматривают различные явления, проблемы и парадоксы, связанные с ними.
Так, например, И. В. Васильев в своей работе подчёркивает небесплатную основу предоставления общественных благ. Хоть данный тип благ и создаётся не за счёт частных лиц и рынков, а обеспечивается государством, на его реализацию также необходимо финансирование, осуществляемое путём распределения налоговых сборов с граждан. В связи с этим может возникнуть широко известная в теории общественных благ «проблема безбилетника», или как пишет И. В. Васильев «проблема «зайца».
Учёный говорит о том, что суть данной проблемы заключается в стремлении индивида к получению общественного блага без уплаты за него. Каждый индивид стремится получить максимальную полезность, неся при этом минимум издержек, сводимых к нулю. Несмотря на существование положительного эффекта от общественных благ при пользовании всеми индивидами, всё же есть и негативные моменты функционирования [1, с. 21].
Так, проблема «безбилетника» порождает проблему недопроизводства общественных благ, а значит и отсутствие эффективности по Парето. Ведь уклонение от платы за пользование благом приводит к невозможности его реализации, что говорит о явной неэффективности и перспективе достижения оптимума только при строгом регулировании безбилетников. Поэтому главной целью в производстве общественных благ является достижение их эффективного создания при наличии «безбилетников» [5].
Учёными выделяются совершенно различные пути решения существующей проблемы безбилетника, но чаще всего они представлены в теоретическом выражении. Рассмотрим данные способы решения.
- Модель Линдаля, где группа индивидов имеет определённую договорённость по общим и частным расходам в получении общественного блага. Здесь же существует и цена Линдаля, которая отображает предельную готовность платить за данное благо, а равновесие достигается при классическом равновесии спроса и предложения на общественное благо.
- Налог Кларка, которым облагаются те индивиды, которые имеют склонность к неправильной оценке своей полезности от потребления. Налог Кларка равняется стоимости изменения благосостояния остальных жителей в том случае, когда данные индивиды не участвуют в общем выборе.
- Селективные (избирательные) стимулы, проявляющиеся в предоставлении некоторым индивидам особых прав в качестве поощрения при участии в процессе реализации общественных благ. То есть в зависимости от степени вклада индивида в производственном процессе будет определяться возможность получения им исключительного права [7, с. 279].
В контексте развития российской экономики также имеет место проблема «безбилетника». Причём данная проблема выражается через различные формы при потреблении общественных благ. Но наиболее существенной проблемой является уклонение от налогов, относящееся к уголовному преступлению, налоговая задолженность и другие правонарушения в отношении налоговых выплат государству, на основе которых происходит финансирование общественных благ.
Для оценки состояния данной проблемы обратимся к рисунку, на котором представлены два графика, отражающих общее количество направленных в суд уголовных дел по налоговым преступлениям и количество обвинительных приговоров по данному виду преступлений соответственно в период с 2009 по 2016 года.
Рис. 1. Соотношение лиц, в отношении которых уголовные дела направлены в суд, к осуждённым лицам (по налоговым преступлениям) [6]
По данным, указанным на графиках, можно сказать, что в период с 2009 по 2010 года наблюдалось резкое сокращение как в количестве всех направленных в суд уголовных дел по налоговым преступлениям, так и в количестве обвинительных приговоров по тому же виду преступлений. После данного сокращения, в период с 2010 по 2016 года по двум графикам можно заметить небольшие колебания, которые в целом образовывали ситуацию к выравниванию в преступности налогового характера. В целом, за рассмотренный временной отрезок наблюдалось существенное сокращение уголовных дел и приговоров по налоговым преступлениям в среднем практически в 4,5 раза [6].
Также, чтобы увидеть, каким образом дела, связанные с налоговой преступностью в России, обстоят на данный момент, обратимся к рисунку, на котором приведена актуальная информация по статистике преступлений экономической направленности и статистике налоговых преступлений.
Рис. 2. Преступления экономической направленности и налоговые преступления из числа экономических по состоянию на 2020 год [2]
Исходя из рассмотрения приведённых данных можно отметить, что по состоянию на 2020 год количество зарегистрированных налоговых преступлений из числа экономических составило 3062, что является на 17,2 % ниже, чем в предыдущем году. Всего было выявлено 1562 лица, совершивших налоговые преступления, что на половину процента больше, чем в 2019 году. В целом, заметим, что многие показатели по отношению к предыдущему году сокращаются, что является хорошей тенденцией. Но, несмотря на это, эксперты утверждают, что реальное количество уголовных дел такого характера может возрасти, так как судом не были рассмотрены некоторые уголовные дела из-за мер ограничения за период пандемии [2].
Также для выяснения текущей обстановки обратимся к данным по налоговым преступлениям за последние годы. Так, эксперты говорят о том, что ежегодные потери для бюджета России от налоговых преступлений составляют приблизительно 58 млрд. руб. Но, несмотря на ежегодные существенные потери, в период с 2016 по 2019 года число правонарушений такого характера стабилизируется и имеет тенденцию к небольшому сокращению. Так, по состоянию на 2019 год ущерб от экономических преступлений, в которые также включаются правонарушения налогового характера, составил около 447,2 млрд. руб., где значение 85,2 указывает на налоговые преступления.
В сравнении с 2018 годом ущерб от налоговых преступлений сократился на 9,7 млрд. руб. и на 4,1 % сократилось общее число экономических преступлений. Но, при существующих проблемах такого характера, существует и положительная динамика в структуре налоговых поступлений. Так, было отмечено, что к концу 2019 года, за последние пять лет налоговые сборы в реальном выражении увеличились в 1,4 раза [4].
Несмотря на существующие проблемы налогового и экономического характера, представляющие собой главную часть общей проблемы «безбилетника» в российской экономике, всё же существует тенденция к покрытию налоговыми поступлениями определённых налоговых «пробелов». Тем не менее, государство стремится к абсолютному контролю данных преступлений и разработке мер, предупреждающих их возникновение. Таким образом, государство стремится к регулированию проблемы и беспрепятственному распределению существующих средств из бюджета для реализации общественных благ и социально необходимых преобразований.
Помимо общих способов, к которым часто прибегает государство для решения проблемы «безбилетника» также выделяют решение данной проблемы с помощью функционирования частного сектора. Применение механизмов рыночного типа рассматривают в качестве наиболее эффективного способа решения определённых «провалов государства» и различного рода проблем, с которыми государству порой бывает слишком трудно справиться [3].
С помощью использования и применения различных особенностей, знаний и навыков, характерных частному сектору, можно провести передачу реализации и продвижения различных социальных благ частным организациям, выступающими в роли посредника между государством и потребителями общественных благ.
Взаимодействие государства и частного сектора, образующее государственно-частное партнёрство для проблемы «безбилетника» является одним из доступных решений. Само государственно-частное партнёрство предполагает передачу планов и разработок по обеспечению того или иного вида общественного блага для последующей его реализации частным сектором. Данный метод, несмотря на многие достоинства, имеет и определённые недостатки. Среди достоинств выделяют более узкий контроль за потреблением блага конкретного типа, закрепляемого за частным предприятием. В данном случае контроль осуществить проще, поскольку отдельная область частного сектора способна контролировать свой круг потребителей, а значит, не возникнет трудностей с контролем «безбилетников». Относительно недостатков рассматривают несение больших издержек, связанных с передачей информации государством частному сектору. Поэтому в данном случае возникает определённая проблема, связанная с затратами и выгодами от такого метода [3].
Таким образом, можно сказать, что проблема «безбилетника» в российской экономике проявляется в самых различных формах. Существующую проблему в контексте развития российской экономики важно рассматривать с государственной точки зрения, поскольку именно за государством закрепляется право контроля и регулирования как налоговой сферы, так и других областей, связанных с возможностью реализации социально необходимого улучшения. Исходя из текущего состояния существующей проблемы, государству необходимо разрабатывать и принимать соответствующие меры контроля проблемы «безбилетника» вне зависимости от того, функционирует ли государство напрямую либо же с помощью посредничества в лице частного сектора и других значимых сфер.
Литература:
- Васильев, И. В. Классификация общественных благ / И. В. Васильев. — Текст: непосредственный // Балтийский экономический журнал. — 2009. — № 1. — С. 17–30.
- Всплеска экономических преступлений не будет. — Текст: электронный // Юридический журнал «Legal Insight»: [сайт]. — URL: http://legalinsight.ru/всплеска-экономических-преступлении/ (дата обращения: 08.06.2021).
- Корчагина, А. С. К вопросу о социально экономической специфике государственно частного партнерства / А. С. Корчагина. — Текст: непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 10. — С. 34–39.
- Лисицына, Мария В СК назвали ущерб от налоговых преступлений для бюджета / Мария Лисицына. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/economics/25/07/2020/5f1bb3d59a7947bd3e6a5f03 (дата обращения: 09.06.2021).
- Проблема безбилетника. — Текст: электронный // Национальная экономика. Основы национальной экономики.: [сайт]. — URL: http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/problema-bezbiletnika.html (дата обращения: 08.06.2021).
- Судебная практика. Налоговое и финансовое право. — Текст: электронный // Статистика привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям за 2009–2016 годы: [сайт]. — URL: https://zakon.ru/blog/2017/12/14/statistika_privlecheniya_k_ugolovnoj_otvetstvennosti_po_nalogovym_prestupleniyam_za_2009__2016_gody (дата обращения: 07.06.2021).
- Туаева, Д. А. Проблема «безбилетника» и пути её разрешения / Д. А. Туаева, О. Р. Тегетаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной экономики. — 2020. — № 1. — С. 276–280.